суббота, 22 июля 2017 г.

Но мы пойдем путем другим.

Есть люди, которые делают что-либо для получения результата, а есть те кто наслаждается процессом. Это про нас, хотя состояния "дзен" мы пока не достигли.
Захотелось навестить долину реки Малка. Доехать, наконец, до поляны Эммануэля. Посмотреть место, откуда почти 200 лет назад начались восхождения на Эльбрус. Добраться туда можно легко и просто через Кисловодск и дальше по шикарной асфальтовой дороге до Урочища Джилы Су. Мы были там три года назад
Но легкий путь нам не нужен, мы ищем интересный. 
И как один из вариантов, давно манивший нас неизведанным - плато Бечасын (Бийчесын).

Расположено севернее Эльбруса между реками Малка и Кубань. Название ему дала одноименная гора высотой 2364 м над уровнем моря. Легенда тоже есть, звучит так: "В средневековье в этой местности погибла бийче («княгиня»), дочь владыки Бийчесына. Некий всадник, умыкнув княгиню, поскакал в сторону Малки. Преследовавший, хотя и был отменным стрелком, не стрелял, боялся, что попадет в княгиню. Когда преследующий прискакал до высокого обрывистого берега Малки, вор, с княгиней в руках, был уже на той стороне Малки. Обскакать весьма длинную пропасть - значит упустить вора. Тогда он, идя на риск, пустил стрелу, но, так как вор прикрылся княгиней, стрела пробила ее грудь. Следующая стрела поразила и вора. Парень поставил княгине памятник в том месте, откуда стрелял". 
Речь идет о каменном изваянии, коих довольно много (было) в горах Кавказа и на Ставрополье. Примерно такое. Это стоит в нашем ботаническом саду. Краеведческий музей поделился.
Таких каменных баб ставили на вершинах курганов исчезнувшие в веках древние скифы и половцы.
Это сейчас я вся такая умная и начитанная, а перед поездкой, как стало случаться все чаще, из-за отсутствия времени на подготовку, не знала ничего. Даже координаты поворотов и развилок не потрудилась поискать в сети. Почему-то представлялось, что дорога будет одна и она прямиком выведет нас туда куда хотим МЫ. И ведь имеем уже достаточный опыт и могли представить как ветвятся и множатся грунтовые дороги на подобных плато. Тем не менее, отсутствие информации не сделало эту поездку менее интересной, а пожалуй наоборот, более захватывающей что ли.
Итак: ехать решили со стороны поселка Эльбрусский. Есть там хитрая развилочка, не доезжая пару километров до Царских ворот.
Совершенно неожиданно для нас дорога закрутилась таким серпантином с одновременным набором высоты, что просто дух захватывало.
Проезжая очередной поворот, каждый раз надеялись, что все - этот последний, мы прошли перевал. Ан нет, едем все выше и выше, остановиться негде, и склоны крутые, и отовсюду сочится вода. Полянки, кажущиеся такими заманчивыми, оказываются совершенно заболоченными, даже лягушек видели. Первый раз встретила этих земноводных на высоте более 1700 метров.
Поляна отыскалась уже в сумерках, зато какая!
Фотографии, разумеется, утренние, но и вечером было не хуже. А уж когда показались звезды, все стало просто восхитительно. Небо было совершенно безоблачным и казалось что их можно достать рукой. Мириады огоньков сверкали и переливались над головой, в окружении темных и мрачных гор.
Палаточку уютно расположили под березками в тени (учитывая прошлый опыт).
 Так что выспались отлично.


 Ваня слегка побродил по поляне, фотографируя, пока я готовила завтрак.
Сказочно красивый шиповник с громадными белоснежными цветами, расцветшими на дереве. Да-да на изящном деревце метра полтора-два высотой.
И ромашки в капельках росы.
Места там безлюдные, лесорубы возятся где-то далеко внизу, машин нет. Вечером мельком видели квадроцикл, но не слышали. Как-то интересно там разносятся звуки. Хотя шакалов ночью слышали довольно отчетливо. Так же как в прошлой поездке дикого кабанчика, который хрюкал в лесочке возле которого мы, пристроили свою палатку.
И вдруг утром, громкая музыка и отчаянный женский визг. Краем глаза успели увидеть УАЗик, на таких местные обычно возят туристов на экскурсии.Странные девчонки, что визжать, подумали мы, дорога пошла нормальная, серпантин закончился.Немного позже мне стала понятна причина их испуга. Они спускались вот по этой дороге стоя в открытой машине.
Теперь несколько фотографий с одного  места, чтобы передать весь трагизм всю сложность подъема.


Перед машины шел нормально, а зад начало заносить. Мне с перепугу показалось, что еще немного и машина завалится набок или сползет в промоину.
Но Ваня крался медленно и аккуратно, придирчиво выбирая траекторию.
Хотя я не вижу как здесь можно проехать. Однако, все удалось, только один раз зацепились брюшком.
Дорога эта скорее всего, была построена еще в советское время, для обслуживания высокогорных ферм. Мы уже не один раз сталкивались с такими. Они ограничены бетонными столбиками, укреплены подпорными стенками. Жаль что за ними не ухаживают, пройдет еще немного времени и они разрушатся полностью.
Сезонные ручьи и оползни делают свое дело.
 Несмотря на сложность дороги, мы не переставали восторгаться открывающимися видами.




Крутые подъемы и каменные осыпи постепенно исчезли и дорога стала более плавной и ровной.
Как-то очень внезапно мы выехали из зоны лесов и попали на цветущий ковер альпийских лугов.
 Яркие сочные краски и беспредельный простор, вот что такое плато Бечасын.






Мы беззаботно наслаждались окружающими пейзажами ровно до того момента, когда дорога уперлась в полуразрушенные строения, бывшего сыр-завода. Здесь настоящий перекресток, дороги уходят на все стороны света. Хорошо нашлись живые люди и показали куда ехать. Сидя в машине я наблюдала как это происходило, в общем как обычно. Ваня подходит к чабану, вежливо здоровается, непременно крепким мужским рукопожатием, затем все начинают махать руками и крутить головами на все четыре стороны, после этого торжественно прощаются. Муж садится в машину и спрашивает у меня:"Ну что, ты поняла куда ехать?" (Менталитет, туды его... Зачастую: с женщиной не стоит разговаривать, тем более объяснять дорогу, все равно не поймет, а еще можно поломать глаза о ее джинсы. В общем, даме лучше сидеть в машине и не отсвечивать).
Объясняю как поняла, подъехав к сыр - заводу, нужно повернуть направо. Дальше ехать прямо, ни в коем случае не сворачивать налево, если не хотите приключений. Мы хотели. Потому и повернули. Ехали около часа, планомерно удаляясь от цели нашей поездки. Дорога становилась все хуже, но вид нависающего над головой плато завораживал.


 Добравшись до подножья, остановились передохнуть и подумать как жить ехать дальше, потому как дороги больше не было, только направление. И тут меня осенило: "Да ведь это Бермамыт!". Совершенно узнаваемый силуэт, ну и куда я смотрела раньше, о чем только думала.
Пришлось возвращаться назад и снова искать пастухов и спрашивать у них дорогу.
Зато теперь мне понятно, как появились  в садах и на дачах "альпийские горки".
 Мы совершенно не жалели что заблудились, единственное что тревожило, так это сгущающиеся тучи, да раскаты грома, доносившиеся издалека.
Если пойдет сильный дождь, велик шанс застрять там надолго, пока не просохнут дороги, но нам повезло. Все тучки пролетали мимо.
Для тех кто, не желает бить машину стремясь забраться на Бермамыт снизу, координаты поворота на Джилы Су: N43°38'17.10" E42°26'52.08"
И вот такая развилка, на этот раз с указателем. N43°35'16.50" E42°28'10.08"
Еще немного пути, ну часа полтора довольно сносной дороги.


И вот он виден уже съезд на асфальт.
 Я рвалась к дому, но Ваня убедил меня, что нужно проехаться к водопаду.
Выезд на асфальт N43°36'49.98" E42°34'51.18"
После сытного обеда и баночки пива, я пришла в совершенно благодушное настроение и дала себя уговорить. Быстренько промчались по асфальтовому серпантину. После почти целого дня блужданий по грунтовке со средней скоростью 10 км в час, небыстрая езда по горной дороге с крутыми спусками,подъемами, резкими поворотами казалось просто громадной.
Остановились на земляной парковке в долине реки Малка, прошли по тропинке, полюбовались на водопад. Приятно, что здесь ничего не изменилось, в отличие от дороги. Три года назад, она была новенькая с блестящим асфальтом. Сейчас постепенно портится, кое - где проваливается полотно, подмыло, оползни выносят камни на проезжую часть.Ну и конечно, появляются придорожные харчевни собранные из палок и синей изоленты. Особо ушлые туристы уже начали раскрашивать скалы своими автографами. Иногда хорошие дороги- это зло. Архыз яркое тому доказательство, теперь пришел черед и этого места.
Ой, что-то не хочу заканчивать рассказ на минорной ноте. Еще из приятных воспоминаний, это Кисловодск, не могу проехать через этот город не купив пироженку. В этот раз был восхитительный вишневый штрудель и капучино, для легкой дороги домой.

P.S.Материалы по каменным бабам брала из этой исследовательской работы.
С удовольствием читала. Очень интересно.











6 комментариев:

  1. Таня,

    Какие пейзажи!
    Необыкновенной красоты край!

    Спасибо за рассказ! Как всегда, повосхищалась вашей смелостью и желанием не идти протоптанным путём ;)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Таня спасибо!
      Мы всегда готовы протоптать и проложить,особенно когда незнаем куда едем

      Удалить
  2. какие красивые виды и альпийские горки )))

    ОтветитьУдалить