воскресенье, 15 октября 2017 г.

Узункол.

Поездка 13.08.2017
Лето, мелькнуло и погасло оставив за собой длинный шлейф коротких и насыщенных яркими впечатлениями выходных дней.
Теперь, когда за окном радует глаз золотая осень, а по утрам легкие заморозки,  у меня появится время вспомнить и рассказать о том как замечательно проводили время, радуясь красивым пейзажам  и новым впечатлениям.
Итак, долина Узункол. Попасть туда мы собирались еще в 2015, исследуя верховья Кубани. Но как часто случается ошиблись с поворотом и всеми силами пытались пробиться в ущелье Чиринкол.

Чтобы не допускать наших ошибок, и не путать Узунколы с Черенколами, а Гондорай с Гвандрой, сразу за погранзаставой нужно ехать прямо и никаких налево (хорошо, еще что на право дороги нет совсем). Разумеется, перед этим нужно добраться до аула Хурзук, в Карачаевском районе КЧР.
Так что только прямо, дорога хорошая долина красивая и единственный ее недостаток - полное отсутствие мест для стоянки.  Подыскивая полянку для ночевки, и удивляясь туристам, поставившим палатки прямо на обочине, мы добрались до альплагеря "Узункол". Случайно увидела в сети вот это фото. Да, не меняются только горы.
Сейчас альплагерь выглядит более неформально. А прошло-то чуть меньше шестидесяти лет.
Хотя юные горянки по-прежнему гостеприимно предлагают хлеб-соль, что-то тонизирующее.
К нашему большому удивлению, альплагерь оказался под завязку забит туристами и просто отдыхающими. Всюду сновала детвора, шум, гам, веселье. Останавливаться на их территории совершенно не хотелось. Была задумка перебраться на противоположную сторону реки. По слухам там громадная поляна и мест для ночлега полным-полно. Побродили по лагерю, поприставали к людям с неприличным вопросом, не видели ли они тут где-нибудь брод. Пара мест нам показалось перспективными, но в темноте мы  не решились переправляться на другой берег, а повернули назад. Ночь безлунная, совершенно не знакомые места, сколько воды в реке не понять, вот и решили не рисковать.
Еще немного покатались, проверяя все боковые дорожки, прогалинки и нашли местечко для палатки.
Конечно, утром оказалось, что стали рядом с заброшенной фермой. Но  все остальное было на высоте.
Чудесное солнечное утро, малиновый чай на завтрак.

Сосны, река, цветущий кипрей.

После завтрака, собрали палатку, снова вернулись к альплагерю, и оставив перед въездом машину отправились, на прогулку. Теперь, при дневном свете смогли оценить, куда мы чуть было не сунули свои отчаянные головы.
 Хотели переправляться здесь, да противоположный берег показался крутоват, это мы еще вечером при свете фонариков рассмотрели.
А нужно было пройти немного дальше, вверх по течению. Здесь другое дело, берег пологий. Плохо что,  река мутная и дна совершенно не видно.
 Немного позже видели местного мальчонку на лошади, так вот там воды- коню по колено. И если крупных камней на дне нет, вполне можно будет переправиться на машине.
Но в этот день мы гуляли пешком, и  искали громадную, как писали люди, поляну.
Сразу за мостом пара деревянных домиков и кафешка, но это неинтересно.
А вот дальше живописная дорога, украшенная камнями и соснами.
По обочинам заросли малины. Неплохое место для стоянки, нашли только одно.
Зато немного выше по течению, обнаружилась симпатичная теснина.

Ее мы осмотрели и сверху и снизу, пытаясь подобраться как можно ближе к порогу.

Вылезли наверх все поцарапанные. Пришлось пробираться через малинник и крапиву.
Здесь я решила, что нагулялась. Нашла себе замечательный пенечек и наслаждалась ласковым солнышком и смолистым сосновым духом, а муж отправился дальше.
Действительно, обнаружилась  большая поляна, но соседи там не очень... С одной стороны, неизменная кафешка с хычинами и прочими благами цивилизации типа "Колы" и чипсов, с другой - пограничники. Гулять там можно только с паспортами.

Это так называемая Киченкольская подкова. Целый ряд вершин, каждая из которых имеет свое название.
 Фильтр, Замок, Двойняшки, Далар, разобраться в них непосвященному человеку сложно. Единственное что могу добавить, что там начинается пятикилометровая пограничная зона, а немного дальше перевал Двойняшки и за ним уже Грузия.
Вдоволь нагулявшись, вернулись к машине и повернули в сторону дома, не забыв остановиться на обед.

Было жарко, настолько что полезли охлаждаться.
Вот вечно я так сначала, лезу, а потом ору от холода.
 В заключении такой вот фаллический символ. Наверное, призван охранять и даровать, ну все что положено.

1. Таня,
    хычин, это что?
    Восьмая фотография снизу, Киченкольская подкова, верно? Слов нет, вот просто потрясающе красиво!
    Вот всё здорово! И палатка знакомая)
    К слову, вода холодная ведь?

1. О, хычин... очень вкусно и очень калорийно.:)) Это карачаевские пирожки. Тонкие, жарят во фритюре. Начинки разные сыр с картофелем, мясо.
      Да, она самая. Согласна, очень хороша. Надо бы глянуть на нее со свежим снежком.
      Вода там всегда холодная. У меня лично, пальцы на ногах, сворачиваются и достают до пятки, за пару минут.

2. Таня,

Рада тебя читать! :)

Очень-очень красивые виды! Даже не верится, что туристы туда-сюда снуют в таких местах ;)
    Пейзажи дышат тишиной и спокойствием...

...и пирожков захотелось...;)

1. Да, туристы не исчезли, ходят и все старинные альплагеря живы. Домики, конечно, не чинят, но на их территории люди стоят с палатками.
      Пирожков и мне хочется. Всегда!