пятница, 23 октября 2020 г.

Яркие краски осени. Заполярье.

Сентябрь этого года, несмотря на страшную ковидлу, позволил нам немного прогуляться. Да-да, у нас был двухнедельный отпуск, чего не случалось вот уже четыре года. Исполнилась еще одна мечта: увидеть осень в Заполярье.

Знаменательное событие случилось 6 сентября сего года, а 19 вечером мы были дома. За четырнадцать дней проехали 7290 километров.
На этот раз я немного изменю формат повествования. Не хочу последовательно день за днем рассказывать о поездке, попробую разбить по темам и местам где побывали. Очень уж много впечатлений, фотографий и размышлений. Мы снова побывали на краю земли русской, выбрав на этот раз крохотную точку на карте с названием Дальние Зеленцы. Сначала пройдусь немного по маршруту:
Ставрополь, Ростов-на-Дону, Воронеж, перед Каширой свернули на Озеры, ездили там уже не один раз, отличный асфальт, небольшое движение да и места очень красивые.
Переправа через Оку, слегка озадачила. Мы и подумать не могли, что понтонный мост может быть разводным. Часть моста просто "отплыла" в сторону.
А вот это могучее судно, спокойно проследовало по своим неотложным делам.
Пробка рассосалась быстро. А вот дальше, нам пришлось проехаться по пятому транспортному кольцу, иначе А-108. Приличный такой кусок между Воскресенском и Сергиевым-Посадом, ну что сказать, все печально. Дорога на две полосы, забита фурами, зачастую проходит через населенные пункты. Например,  Линкино-Дулево, где все вышеперечисленное осложняется еще и железнодорожными переездами. Ваня ругался всю дорогу, клялся самыми страшными клятвами, что больше здесь мы ездить не будем. И затих он только после того, как повернули на Ярославль, там уже и трафик поспокойнее и дорога получше. Затем Вологда, немного не доезжая Онежского озера - Вытегра.  Остановились посмотреть, как работает шлюз на Волго-Балтийском канале. Предложенное зрелище, понравилось. Заглянули и в сам городок, в поисках заправки. Покружив по улочкам, единогласно включили его в список мест, которые непременно нужно как следует рассмотреть. Но не в этот раз.
В этой поездке, время как будто решило поиграть со мной. Ну, подумайте сами, едем уже три дня, а проехали меньше двух тысяч километров. А у меня столько планов, столько всего нужно посмотреть. Прошлые путешествия не были так строго ограничены временными рамками. А тут и работа, и день рождения дочки, к которому обязательно нужно вернуться. Наверное, сыграл роль и психологический фактор. Последние две недели перед отпуском были совершенно безумными. Я постоянно спешила, пытаясь объять необъятное, многое делала вперед, чтобы  никто не дергал на отдыхе. Ну куда там! Я конечно, совершенно разбаловала своих работодателей. Они привыкли, что я всегда возле компьютера, ну или, по крайней мере, буду возле него в течение получаса. А тут... Ноутбук, разумеется, я взяла с собой, написала инструкции, как пользоваться кассой и онлайн-банком(зря потратила время), приобрела на всякий случай вторую симку от Мегафон(выброшенные деньги). Ваня купил мне выносную антенну и wi-fi роутер для раздачи интернета в машине, чтобы не трогать телефон. Ну что сказать, удаленная работа плохо сочетается с таким стилем отдыха как наш. Начать с того, что связь есть далеко не везде. Сотни километров как, например, между Медвежьегорском и Кандалакшей вообще нет сети. Я не знаю, может быть работают какие-то местные операторы, но наши мастодонты Билайн и Мегафон совершенно мертвы в этой зоне. Антенна на крыше машины принимала сигнал слабее, чем мой телефон, муж пообещал к следующими отпуску добыть что-то более могучее. Ну и соответственно интернет хорошо работает только в крупных городах. А то что поменьше, типа Гороховца, он как бы есть, но его вроде нет. Пришлось покружить по берегам Клязьмы, чтобы набрать платежку.

А потом и вовсе заскочить в компьютерный магазин и попросить подключиться к их wi-fi. Спасибо не отказали. Налоговая в этом году лютует сильно. Видимо, государство требует с них денег, а где их взять, налогоплательщики после карантина сами в ж... знаете где. Вот и пришлось,  на обратном пути, в мотеле под Вологдой, полночи сочинять ответ на требование о предоставлении пояснений. А по приезде две недели искать деньги, которые мой любимый шеф отправил неизвестно куда, тыкая пальцем в телефоне. Не хватило терпения подождать, пока я доеду куда-нибудь, где есть интернет. Такая  удаленная работа, естественно, спокойствия мне не добавляла.
Ну, хватит о грустном. После Вытегры был длинный перегон вдоль Онежского озера до Медвежьегорска. Туда по старой памяти заехали за рыбкой. Было очень приятно, что и ларек, и его бесподобный хозяин не исчезли. Он прежнему торгует тушенкой из медвежатины и бобровой струей. Экзотика, однако. В двадцати пяти километрах от Медвежьегорска, на озере Коммунаров, у нас была самая красивая ночевка за всю поездку.
Собственно природные красоты начались как только мы въехали в республику Карелия. Закончилась противная Вологодская область с бесконечными болотами, где приличному автотуристу негде ни поесть красиво, ни переночевать на сухом клочке земли. Дальше, как я уже писала около пятисот километров, до Кандалакши отличная трасса с полным отсутствием связи.
Мерное движение прерывали лишь редкие дорожные работы и вот такие встречи.
Я уже как-то жаловалась, что последние годы у нас стоит довольно засушливая погода и грибов в горах практически нет. А нам понравилось их собирать и консервировать. Так приятно на праздник открыть баночку и насладиться бесподобным вкусом маринованных грибочков.
Очень надеялась, что в этой поездке у меня будет удачная грибная охота. Поэтому Ваня купил банки с крышками, уксус, специи, в общем, все что нужно, чтобы привезти домой немного радости.
Наконец Полярный круг! Это уже по взрослому, настоящий север.
В Кандалакшу заехали прикупить продуктов. К нашему большому сожалению, на месте шикарного магазина сети "Лента", оказался скромный "Дикси", не радующий ассортиментом продуктов. Но самое необходимое: хлеб и пиво в нем есть.

Меня же, здесь снова настигла работа. Пока Ваня любовался радугой, я страдала над документами.
После Кандалакши около двухсот пятидесяти километров до города Кировск. Сплошное наслаждение! Мы часто останавливались полюбоваться  замечательными пейзажами.

О Кировске, крохотном городке в Мурманской области я буду писать в следующих постах, пока скажу только, что находится он на южной окраине горного массива Хибины. Разумеется, нас не интересовали апатит-нефелиновые руды, а вот замечательная природа этого места будоражила воображение.

Погуляв по Хибинам, отправились дальше, уже к конечной точке маршрута. В Мурманск заезжать не стали, покружившись на развязке, повернули в сторону Серебрянской ГЭС. Асфальт вскоре закончился и дальше только грейдер, весьма хорошего качества. Кроме грейдера на протяжении 150 километров от Мурманска, все обочины были "усеяны" припаркованными машинами. Мурманчане собирали грибы. В августе 2016 года, когда мы ездили на полуостров Рыбачий, грибники тоже были, но в этот раз мне показалось, что абсолютно весь город выехал на сбор подберезовиков.
Я тоже не  удержалась. Вот здесь, мы остановились поснимать похожие на мегалиты стенки отводящего канала. Отлучившись в кустики, по срочной надобности, минут через десять я выползла оттуда с охапкой грибов. Они были восхитительны! С красивой  шляпкой, теплой и бархатистой на ощупь.
Еще несколько десятков километров трясучей дороги, полуразвалившихся мостов, нереальной красоты пейзажей
 и мы прибыли в поселок Дальние Зеленцы. 3550 километров от дома.

Отсюда, начался обратный отсчет. Погуляв немного по берегам Баренцева моря, повернули назад.
Возвращались той же дорогой, да  и вариантов там не так уж много.
В Медвежьегорске, снова навестили продавца рыбой, а в Тамбовской области, на трассе, прикупили клюквы и брусники в надежде довезти ее до дома и приготовить варенье. Получилось.
Но не только пузом единым живы автотуристы. Была и культурная программа. Об этом стоит писать подробно. Пока упомяну лишь населенные пункты, где мы с большим удовольствием смотрели на древнее белокаменное зодчество. Это Юрьев-Польский, Боголюбово и Гороховец. К сожалению, не попали в Белозерск, очень уж неподходящим был прогноз для прогулок и ночевки на берегу озера Белое.
 О погоде тоже хочется поговорить и помянуть ее добрым словом. По большому счету нам повезло, в середине сентября в этих местах может быть снег и заморозки. Температура стабильно держалась на одних и тех же отметках: от +9°С до +13°С, ночью иногда падала до +4°С. Местами было довольно ветрено, а вот дождь, постоянно наступал нам на пятки. Палатку смогли высушить только на последней перед домом ночевке, в Белогорье.
Думаю достаточно на сегодня.