пятница, 26 марта 2021 г.

Досужие мысли . О пэчворке и не только.

 В голове потихоньку шуршат мыслишки, толкая друг друга в попытке прорваться вперед. А как только соберешься изложить их на бумаге тут же, разбегаются как тараканы. Но я все же попробую. Занятие рукоделием, издревле приписывалось женщинам. И свое свободное время они без остатка отдавали этому занятию. Так и представляешь себе картинку: морозный зимний вечер, и женщины, собравшись в светелке коротают его за песнями и сказками, а руки в это время что-то шьют, ткут, вяжут, вышивают. Рукодельничают они больше от скуки. Да и выглядит красиво. На картинке.

А так еще лучше.
Но картинка разу рушится, как только начинаешь анализировать. Так, вечер, а вернее, ночь за окном, а что у нас с освещением. Ой, не верю. Сами сгорят и деревню подожгут. Так что либо все делали в светлое время суток, либо при другом освещении. И А.С. Пушкин со своим бессмертным: "Три девицы под окном пряли поздно вечерком..." слегка лукавит, а может, о чем-то недоговаривает.
Это просто картинки, нарисованные художниками в стиле: "я так вижу". А фотографии говорят другое, хотя и они зачастую постановочные.

На самом же деле это был тяжелый труд, просто для того чтобы выжить, а уж потом  красота, которую можно выгодно пристроить. Для девицы-красавицы выйти замуж, для талантливых рукодельниц заработать денег в семью. 
История возникновения лоскутного шитья, якобы берет свое начало в глубокой древности. И развивалось оно постепенно и дошло до наших дней уже как искусство работы с тканью.
Однако, я давно заметила, что задумываясь о каком-нибудь факте, принятом в современном мире как аксиома, мысль как-бы соскальзывает и уходит в сторону, не давая как следует сосредоточиться. Если говорить о пэчворке, то он мог появиться только с началом производства фабричных тканей. И скорее всего, с подачи хозяев мануфактур, постепенно образуя целую индустрию. Что я имею в виду: если рассматривать так называемый "народный" крой одежды, то он сложился исходя из ширины домотканого полотна и отходов в нем нет. Кроились рубахи, сарафаны как круговые, так и косоклинные,  используя каждый клочок. Собственно это относится и к покупным тканям, поскольку стоили они дорого. Одежда на каждый день, носилась до полного ее разрушения, а праздничная зачастую передавалась от матери к дочери. Утверждение что можно создать шедевр из старой поношенной одежды не соответствует действительности. 
Говорят, что эти изделия (лоскутные одеяла) носили утилитарный характер и просто не сохранились. Ну да, а осколки керамики и костяные иглы выставляют в музеях и бережно реставрируют. Хотя органика, действительно, быстро разлагается. Но мне где-то попадался вязаный носок, датируемый IV веком нашей эры. Условия, видите ли, позволили ему дожить до наших дней. 
У меня, как и у любого шьющего человека со временем накопилось много обрезков тканей. Только сейчас задумалась, а почему я их храню? Помнится, что то ли бабушка, то ли мама еще в детстве мне сказали, что выбрасывать лоскутки нельзя, они могут пригодиться для ремонта одежды. Такая вот родовая память. И это косвенно подтверждает, то что наряды снашивали до дыр. Сейчас трудно себе представить, что можно поставить заплатку на платье и продолжать его носить. Если только в декоративных целях.
 И вот много лет назад, когда количество обрезков достигло критического размера, в голову пришла "умная" мысль, что есть выход - пэчворк. И именно из ненужного я буду шить красивые изделия, заодно утилизируя остатки тканей. К сожалению, рассмотрев свои запасы, я сразу же поняла, что ничего не получится. Слишком уж они разные, и по фактуре и по цветовой гамме. Так что, утверждение что американки шили своим родным одеяла из лоскутков и своих старых платьев, мягко сказать, преувеличено. Это же какие запасы ношеной одежды нужно иметь, чтобы подобрать кусочки хотя бы по цвету. В сети есть достаточно много старинных фотографий, таких как эта. Хотя почти все они датируются ХХ веком. Если рассматривать конкретно данное фото, то возникает вопрос: как шили? Если вручную, то сколько времени займет пошив и стежка. И еще, такие маленькие кусочки да еще из ношеных тканей, то как долго будет служить одеяло? Наверняка почти сразу же начнет рваться. Хлопковое волокно чувствительно к солнечному свету и истиранию, при интенсивном использовании оно просто разрушается. Явное несоответствие вложенных усилий и сроков использования. А ведь наши предки не были глупыми, да и времени на бесполезные забавы у них не было.
Есть, правда, один очень известный квилт, который хранится в музее и на нем есть и дата изготовления и автор. В сети пишут так: "Квилт сшит Джейн А. Стикл (Jane A. Blakely Stickle) в 1863 году, в разгар Гражданской войны между Севером и Югом. Работа состоит из 169 небольших блоков 12х12 см, ни один из которых не повторяется, и каймы из 52 треугольников, также уникальных, отороченных фестонами. Размер одеяла 204х204 см. Сшит и простеган полностью вручную. Большинство блоков придуманы самой Джейн". Итак, в нем 221 блок и 5602 маленьких кусочка ткани.
Конечно, это шедевр и скорее всего, не предназначен для ежедневного использования. Но обратите внимание на богатую цветовую палитру, органично сочетающуюся между собой. Интересно кто-нибудь считал сколько видов ткани здесь используется. Где она их брала во время войны между Севером и Югом. И еще один закономерный вопрос сколько лет Дорогая Джейн потратила на его изготовление. Как утверждает одна опытная лоскутница ( к сожалению, уже не помню где читала), на пошив вручную  одного такого маленького и сложного блока может уйти от пяти до семи часов. Почти полный рабочий день. Все же думаю это исключение из правил, были разные квилты, и простые, и сложные. Представляющие художественную ценность и чисто утилитарные, вот именно они и шились из того, что было в доме, не претендуя на уникальность и красоту. И задача у них была только одна, согреть человека. 
Во всех статьях об истории возникновения лоскутного шитья бездумно повторяется одно и то же - данный вид рукоделия завезли в Америку европейские переселенцы. И оно так понравилось всем, что женщины с азартом начали отшивать квилты соревнуясь друг с другом и создавая непревзойденные по мастерству работы просто из любви к искусству. Я думаю, причина такого бума кроется в том, что во второй половине XIX века из-за Гражданской войны, политических игр Конфедератов, Южан и Великобритании, резко упал экспорт хлопка. Вот производители и решили развивать внутренний рынок. И очень удачно. Ткани, книги, журналы инструменты, швейные машинки, специальные монстры для стежки одеял, да мало ли что нужно лоскутнице, чтобы ощущать себя счастливой. Если покопаться как следует в истории рекламы и маркетинга, можно обнаружить массу интересного. К примеру, компании, торгующие сигарами, вкладывали в коробочки с товаром, кусочки шелка с красивым рисунком. Отсюда растут ноги у такого направления как крейзи-квилт. Рукоделие совершенно непрактичное, но завораживающе красивое.

Еще я читала, что крупы фасовались в красивые мешочки из ткани с картинками, которые также использовались в шитье. И якобы на  долгое время оставалась традиция хранить сыпучие продукты именно так. Здесь я снова позволю себе усомниться. А как же мыши, вездесущие грызуны, которые с радостью все погрызут и загадят. Вспоминаю свою бабушку, которая была человеком запасливым и покупала муку мешками. Хранилась она в больших металлических кастрюлях с крышкой, которая для надежности была привязана веревкой. Думаю, американские хозяйки были также бережливы.
Возвращаясь к тому, как использовались в хозяйстве изношенные вещи и лоскутки тканей, да наверное так же как и сейчас. Вариант отнести на мусорку я не рассматриваю. Рукодельницы шьют прихватки, косметички, ткут и вяжут коврики. Вот, пожалуй, и все. В современном мире многое стало невостребованным. Поэтому приходится вспоминать бабушек и прабабушек. С моей стороны рукодельниц не было, а вот со стороны мужа встречались. Причем это не родители, те умели подшить занавески, да простыни подрубить, в отличие от более раннего поколения. Я всегда с теплотой вспоминаю бабушку Аню, которая умела прясть, вязать и шить. Вот она-то и вязала детские носочки из старых свитеров, плела коврики из пальтового драпа, разрезав на его ленточки, сворачивала небольшие кусочки ткани треугольником и собирала коврики для табуреток. Всем этим мы, конечно, пользовались, но носочки быстро протирались, а места соединения пряжи выглядели не очень аккуратно. А утеплять стулья стало незачем, в квартире тепло. Разумеется, я говорю о своей семье. 
Честно говоря, шить из новой ткани и вязать из магазинной пряжи гораздо приятнее чем из старой и изделия получаются красивыми и используются более продолжительное время.
 И наконец я плавно подхожу к тому, что я собственно хотела сказать, помимо отрицания легенд и мифов. Хобби стало дорогим удовольствием. Не только в плане денежных вложений, но и времени, которого становится все меньше и меньше. Если уж совсем опуститься до конспирологических версий, то выглядит все так, что кому-то стало не нужно чтобы люди занимались творчеством, пусть даже на бытовом уровне. И началось это довольно давно. 
А сейчас, цены на специальные линейки могут доходить до двух тысяч рублей. Вот это как? Кусок пластмассы с нанесенным рисунком, золотом они что ли его рисуют. Ткани, вообще отдельная история. Американский хлопок для пэчворка, считается одним из лучших. Он не линяет и не дает усадки. А уж об ассортименте и говорить нечего. Ткани действительно очень красивы и выпускаются  наборами в одной цветовой гамме. Но цена настолько высока, что даже говорить не хочу. Также дорого стоит и наполнитель для квилтов, разумеется из натурального хлопка. А ведь наверняка производят его из отходов текстильной промышленности. Вот тоже почему? Как происходит ценообразование, что все натуральное так дорого стоит. Вот допустим, бегает себе барашка, кушает травку (бесплатную), ежегодно ее стригут и делают пряжу. Неужели настолько высока себестоимость, что стограммовый моток пряжи стоит полторы тысячи рублей, в отличие от акрила ценой рублей в двести. Эту нефть добывают, транспортируют, перерабатывают и еще много чего с ней происходит, прежде чем она превратится в синтетическое волокно. Неужели это реально дешевле, чем натуральное. Верится с трудом. А уж о свободном времени и говорить не приходится. Вот, казалось бы, живем в городе, в квартире со всеми удобствами и бытовой техникой, облегчающей тебе жизнь, ан нет, времени все равно не хватает. Жизнь стала излишне суетливой, работа, транспорт, нервы и многое другое сжирает твое время и силы. Все сложнее становиться выкроить несколько часов на любимое шитье. А ведь многие и совсем с этим не заморачиваются. Не нужно стало. Пропала практическая составляющая рукоделия. Вязать свитер, к примеру, очень дорого, дешевле купить. И так практически со всем. Одежда, которая когда-то шилась а ателье, индивидуально, сейчас многим недоступна . Дорого, и по времени затратно. Пойди-ка найди ткань, купи фурнитуру, да и визиты к мастеру требуют свободного времени. И сами не шьют по тем же причинам, включая лень. Могут даже с гордостью заявить, что руки не из того места растут, им сложно шить и вязать. Вот и одеты женщины в большинстве своем, как-то не очень.
Печально все это. Ну да ничего, еще много рукодельниц, которые мастерят прекрасные вещи, умудряясь сделать конфетку из того, что могут себе позволить. А благодаря интернету мы можем увидеть их работы и загореться идеей и потратить ночь или выходной день не на сидение на диване, а на творчество. И никакие рептилоиды нас не победят. Главное - не сдаваться!

Все картинки взяты в сети в свободном доступе.
А мои мысли по поводу рептилоидов и истории квилта, лишь фантазии диванного эксперта.







2 комментария:

  1. Интересные размышления. Сказать по правде, я об этом и не задумывалась. Только как-то в музее гид рассказывала, что в бретонской бельевом шкафу обычно было предусмотрено 12 комплектов постельного белья на каждый месяц. Конечно же это бельё было расшито такими вот сомнительными вечерами, якобы. Но менять бельё раз в месяц! Да ещё ведь французы - бретонцы в бани не ходили. В лучшем случае обтирались по праздникам тряпочкой! Ещё на юге Франции, в Провансе сохранились термы. Я пару раз ходила в такую баню. Но в Бретани, в которую мы недавно переехали, ни-ни. Может ещё летом купались в ручьях!
    Насчёт ночного сидения за вязанием - на меня такое находит иногда. Я вяжу запоем. То есть вяжу-вяжу вот так ночами. Мне не терпится увидеть скорее результат работы. А ещё я буду перевязывать по сто раз, пока не получу желаемого. Зато потом у меня будет отходняк на много месяцев.
    Подруга подарил для моего внука гору чудесной пряжи. Я нашла описания. Нчала вязать, а зкончить только одну лишь курточку всё никак не могу. Ещё же я хотела и штанишки, и пару кофточек, да башмачков.... Только от одного вида этого вязания у меня начинают болеть плечи и спина. Иду ковыряться в земле в саду. Или хожу по полям, по долам.
    Татьяна, рада знакомству с Вами и Вашим блогом.
    С Днём Победы!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да мы все о многом не задумывались. Бельевая вышивка требует хорошего освещения, острых стальных игл, тонких ниток. И это в глубокой древности. Иногда смотришь на картины художников прошлых веков и тихо впадаешь в ступор. Как можно было сплести тончайшие кружевные узоры. И про гигиену, много вопросов. Люди которые создавали шедевры из камня, дерева, ткани, якобы были грязны и неграмотны. Вот и получается, что история покрыта тончайшей вуалью тайны.
      А с вязанием у меня так же, то не расстаюсь со спицами и крючком, то смотреть на пряжу не хочу, особенно летом.

      Удалить