пятница, 29 июля 2022 г.

Страна гор II.

Описание нашего майского путешествия, как всегда, затягивается. Не знаю, что тому виной, то ли отсутствие времени на писанину, то ли ситуация с Blogger, которая напрочь отбила желание выкладывать в сеть свои отчеты. А сегодня, муж сделал мне предложение от которого, я не смогла отказаться, просто сказал - напиши для меня. Вот пишу.

Вообще, в Дагестане можно не посещать достопримечательности, а просто ехать и смотреть по сторонам. Этого вполне достаточно для получения эстетического удовольствия. Дороги изумительно красивы и что немаловажно все в прекрасном состоянии, и те что с асфальтовым покрытием, и без него.
Реки не могут похвастаться изумрудной водой, ну тут уж ничего не поделаешь. Виной тому осадочные породы, состоящие преимущественно из черных и глинистых сланцев.
Зато террасы покрытые изумрудной травой и фруктовые деревья с молодой еще листвой, необычайно радовали глаз.

В селение Салта, где находится одноименный водопад, мы добрались часам к одиннадцати утра. Немного покружили по кривым улочкам с припаркованными автомобилями, миновали довольно большое грязевое "озеро" и остановились на стихийной парковке, возле весело журчащего ручейка, где уже стояло несколько машин с туристами. Народ собирался основательно, сапоги, куртки, рюкзаки, как- будто предстоял многодневный поход. Ваня, тоже решил, что мне непременно нужно надеть свои ярко-желтые сапожки, которые ему так нравятся. Меня же обуяло чувство противоречия, ну в самом деле, на улице жара, а я попрусь незнамо куда в совершенно неподходящей и неудобной обуви, к тому же довольно скользкой. Хотя, конечно, он был прав, мои кроссовки наверняка не выдержали бы встречи с жидкой грязью и гуляла бы я с мокрыми ногами. Разумеется, не это было основной причиной моего нежелания покидать машину. Все дело в том, что у нас сломаны замки на кунге. А в нем путешествует и палатка, и кресла, и стол и прочее ценное снаряжение.

Честно говоря, не слышала, чтобы грабили машины, но я и не интересуюсь криминальной хроникой. Тем не менее, мы всегда стараемся припарковаться так, чтобы было невозможно открыть кунг. На этот раз безопасно стать не получилось. Охрану машины я совместила с чтением очередного фантазийного романа и прекрасно провела время, пока Ваня осматривал знаменитый водопад.
Вернулся разочарованный и сердитый. Если убрать эмоциональную составляющую его рассказа, состоящую в основном из нецензурных выражений, то выглядит он примерно так:

"Ну что сказать про «водопад» - местечко милое, очевидно обязательное к посещению, но есть два больших НО. Посещать это чудо нужно либо весной, когда тает снег, либо после дождя, дабы водопад был водопадом, а не той жалкой струйкой, которую наблюдал я. Второй момент более важен – ходить  туда нужно не в сезон или ранним утром, иначе толпы  любителей прекрасного повергнут вас в уныние. Беда даже не в количестве людей, - растянувшись по маршруту, они не создают особых проблем, всегда можно улучить момент, когда никто не портит кадр своим присутствием.  Но вот отдыхающие добираются  до главного объекта, и начинается ад. В тенистом гроте после прогулки под палящим солнцем очень приятно находиться, и граждане начинают не спеша и со вкусом фотографировать, нет, не водопад, он выступает в качестве фона, а себя любимых, совершенно не обращая внимания на окружающих. Вот большая семья с тремя детьми и родственниками: отец семейства делает групповое фото, затем возвращается к семье и место фотографа занимает старший ребенок, затем свои силы в фотографическом искусстве пробует среднее чадо, а потом  у младшей долго не выходит нажать нужную кнопочку. Наконец-то, объект отснят со всем тщанием, и компания переходит к другому ракурсу. Здесь вышеописанная ротация повторяется снова. И снова. И снова. И еще раз. Нет, и еще напоследок. Вот все возможные варианты перебраны, все члены семьи сняты всеми, - приходит время просмотра отснятого материала, и тут выясняется, что то ли автофокус не был включен, то ли крышка с объектива не снята,  но фотосессия начинается заново. С этого места я начинаю орать матом, меня робко поддерживает группа товарищей, все это время переминавшаяся в стороне, ожидая своей очереди. Вот семейство любителей групповой фотографии изгнано, но есть другая проблема – пара бородачей с подругами, стоящие прямо напротив водопада.  Они попивают водичку, ведут неспешные разговоры, и явно не собираются менять дислокацию в обозримом будущем. Они кого-то ждут. При этом стоят к главному виду спиной! Плюнув, я покидаю этот балаган, сделав единственную, не очень удачную фотографию.

Настоящие события никогда не происходили на самом деле,  описанные люди являются вымышленными, а сходства случайными. Также, заверяю, что ни один персонаж не пострадал. К сожалению".

Затем мы попробовали попасть в полузаброшенный аул Корода, но не все так просто.
Около сорока километров красивейшего серпантина, селения с созвучными названиями: Дарада, Мурада, наши широко распахнутые глаза и результат - прозевали нужный поворот.

И очутились в совершенно очаровательном месте. Крохотная полянка, заросшая соснами, почти на вершине горы Дорада. Вид оттуда непередаваемо красив.
Я долго сравнивала картину, отрывающуюся перед моими глазами с тем, что нарисовано в атласе и навигаторе и пришла к неутешительному выводу: мы попали не туда, куда хотели. Нужная нам дорога вилась затейливыми петлями далеко внизу. Как же мне не хватает примитивных бумажных туристических карт. Почему их перестали печатать, не понимаю.
 Но запах хвои был так хорош, а тенистая полянка так и манила остановиться и передохнуть. Мы не стали отказывать себе в удовольствии, полуразрушенный аул подождет. Расположились с комфортом, выпили пива, пообедали, отдохнули, а уж потом отправились дальше.
Чтобы добраться до нужной нам дороги, пришлось спуститься вниз, к селению Мурада и там поискать неприметный поворот в сторону Карадаха.
 И все удалось. Еще серпантин, отсыпанный гравием, но уже без набора высоты. Дорога извилистая, но идет по долине. Время от времени встречаются небольшие домики, старающиеся занять "господствующие" высоты. К нашему удивлению, жилья здесь немного.
Вскоре выбрались на асфальт в районе Карадаха, а оттуда уже рукой подать до Короды.
Но об этом в следующий раз.