вторник, 15 августа 2023 г.

Дагестан 3.0. Часть 1

В мае этого года мы снова побывали в Дагестане. Несмотря на свое нежелание писать, я все же попробую рассказать о Каспийском море, Сулакском Каньоне, Самурском лесе и прочем интересном и не очень.

На этот раз с нами отважилась поехать моя подруга Лена. Мы всегда приглашаем и друзей, и родственников в путешествия, но редко кто соглашается. Причин много: не совпадающие графики работы, пожилые родители и разумеется, котики, которых не с кем оставить. Очень удивились ее энтузиазму, ведь кроме детских воспоминаний о ночевках в палатке с родителями, ничего подобного у нее было. Лена предпочитает довольно традиционный отдых в отелях, расположенных в красивых курортных городах. Наверное поэтому, первым ее впечатлением была некая нереальность происходящего. И началось это с первого же обеда, как и положено, состоящего из трех блюд. Я брала с собой приготовленный дома зеленый борщ с яйцами и сметанкой, домашнюю колбаску, ну и компот чай с печенюшками (как я еще и тортик не испекла, не знаю). То есть не легкий перекус с бутербродиками, как принято в автомобильных путешествиях, а горячая пища, как дома.
Погода была пасмурная, время от времени срывался дождик. На наше счастье, на трассе попалась  заправка, с оформленной в казачьем стиле территорией и плетеной беседкой. Там и пообедали. Чем ближе к побережью, тем хуже становилась погода, мелкий моросящий дождь не прекращался. Обычные пробки в районе Хасавюрта и не предвиденные нами ремонтные работы на трассе Е50 задержали нас надолго. Пришлось менять планы на первую ночевку. Хотелось стать на берегу моря, как в прошлые годы, но от Махачкалы до известных нам мест больше ста километров. Выбрали ближайшую точку, которую называем "Дубки". Тут хочется сделать отступление и воздать должное навигатору. Я уже не раз об этом писала, но... Итак, у нас основная программа "Навител", заодно пользуемся Яндексом, иногда подключаем OSM, но все не то. Либо я не могу договориться с ИИ, либо программы сильно далеки от совершенства. Основная проблема в том что  маршрут прокладывается кратчайший, а это значит ехать через населенные пункты, теряя много времени. Когда-то давно в одной из версий "Навитела" были две простые кнопки: либо короткий маршрут, либо быстрый. Выбираешь второй и едешь в объезд городов. Сейчас он тупо прокладывает кратчайший, зачастую с экономией в пару километров. Как с этим бороться я пока не придумала. Ваня уже начал говорить, что нужно ехать по указателям, они всегда проведут по объездным дорогам, возможно, он и прав. Но мы же иногда и в темноте ездим, да еще и  болтаем в дороге и зачастую просто не успеваем сориентироваться. Ругали Навител всю дорогу, а под конец он и вообще устроил нечто непотребное. Я забила путевую точку и успокоилась. На развязке возле Махачкалы он предлагает повернуть, но я помню, что поворот выглядел по-другому. Останавливаемся, проверяем, я задаю маршрут к ближайшему от нашей дубравы, населенному пункту. Навигатор уверяет, что он все сделал правильно. Ладно, думаем пусть будет так, ночь на дворе. Едем, через все кочки, ямки, светофоры по Ленинкенту и в результате он заводит нас в тупик. Возвращаемся назад, уже без помощи ИИ находим развилку с указателем на нужное нам направление и едем дальше. Дорога крутым серпантином поднимается все выше и выше, наконец перевал, миновали, долго спускались, не прозевали развилку и свернули куда надо. Можем ведь, когда припечет. Зато точку, поставленную в месте ночевки Навител указал с точностью до метра. Лена была впечатлена, что в темноте в лесу мы не блуждая, оказались на "своей" полянке. Сейчас проверила по карте маршрут - экономия составила пятьсот метров. А ведь можно было спокойно по трассе без серпантинов и лежачих полицейских добраться до нужного места.
Ужин был поздний, но плотный. Из-за дождя Ваня с мангалом расположился под тентом и пожарил шашлык. Хотя мы особо не мучались от голода. Лена в дорогу, приготовила зажаренные до хрустящей корочки армянские лаваши с острой морковью и сыром. Ими мы и подкреплялись прямо в машине, блуждая по дагестанским дорогам.
Я волновалась за подругу, но ночь прошла спокойно. По ее словам, было тепло и удобно. Поскольку ночевали недалеко от Сулакского каньона, его и посетили первым. Погода была пасмурная, время от времени срывался дождь, но мы не сдались и побывали на новых для нас смотровых площадках и про старые не забыли.
Первая смотровая точка на берегу Сулакского водохранилища.

Вторая, в поселке Дубки. Несмотря на хмурое небо, фотографии получились весьма красочными.

В Дубках этих смотровых точек завались несколько. Рядом с предупреждающей табличкой громадная дырка в заборе и хорошо натоптанная тропа.
Мы, как и все любопытные туристы прогулялись в запрещенном месте.
Погода не радовала, время от времени срывался дождик, на обувь налипло приличное количество грязи и мы решили поискать более гостеприимное место. Пока пробирались к побережью, дождь не прекращался. Пришлось даже обедать в машине, предусмотрительно, купив в районе Чиркея горячих пирогов чуду. Подтвердилась легенда о большом разнообразии этого лакомства. На этот раз они оказались очень похожими на осетинские пироги: разнообразная начинка в  тоненькой пресной лепешке.
На трассе Махачкала-Дербент дождя уже не было. И уже совсем сухо было в Самурском лесу. Прошлая наша попытка посмотреть эту "жемчужину" Дагестана потерпела фиаско. В эту поездку все получилось. Лес был точно таким, каким изображается на рекламных фото.
Но моя версия, что без должного ухода все превращается в непролазные дебри, оказалась верной. Чистят это безобразие просто бульдозерами.
Но мы в дебри не полезли, а расположились на пляже.
Добрались сюда уже в сумерках. Немного поплутали, объезжая веселые компании отдыхающих, форсировали в брод небольшую речушку и стали в месте, которое показалась нам вполне уединённым. Как оказалось позднее, к этому месту есть отличная дорога и оно пользуется большой популярностью у местных рыбаков. Уже совсем в темноте прибыла "Газелька" полная мужиков с мангалом, самоваром и удочками. Получилось несколько неожиданно, но они вели себя довольно тихо: ни музыки, ни пьяных песен, ни попыток завязать знакомство.
Наутро у нас были запланированы чебуреки. Дамы лепили, пару раз уронив миску с фаршем в траву.
Джентльмен жарил, забрызгивая палатку жиром.
На запах съестного подтянулись четвероногие гости.
Пришлось делиться. Хотя собачки, так же как, и рыбаки вели себя деликатно и особо не докучали.
После обеда по очереди гуляли по окрестностям, не оставляя лагерь без присмотра. Оказалось, что мы расположились в прибрежных дюнах, а позади нашего лагеря привольно раскинулись "Гримпенские болота" озера, заросшие камышом. Происхождение их, скорее всего, искусственное, поскольку то тут, то там виднелись каналы, укрепленные бетоном, шлюзы и дамбы.

Мы с Леной попытались сунуться в "чащу" леса, но быстро сообразили, что без скафандра там не пройти.
Гуляли и по берегу.

Вечером сидели у костра, болтали и искали места с подходящим нам прогнозом погоды. К сожалению, почти везде было пасмурно и дождливо. Утром 3 мая отправились дальше, сделав одну остановку у знаменитого платана.  Возраст по разным оценкам колеблется от 700 до 800 лет. Ехали к нему по координатам и особо не размышляя, проехали через открытые ворота, остановившись в метрах пяти от сего чуда. Как оказалось, платан охраняется не только государством, но и сторожем, который тут же появился из ниоткуда и потребовал денег за честь прислониться к сей древности. Мы платить не стали и сделав одну фоточку, отправились дальше.
Хотелось посмотреть Дербентский рынок, прикупить чего-нибудь вкусненького, да и сувениры никто не отменял. Туда и отправились.
Продолжение следует.

1. Мы любим путешествовать в компании. Обычно задолго подбираем даты :). Вы молодцы, даже в такую погоду рванули на Каспий.

1. От больших компаний мы давно отказались, возможно возраст виноват. А вот прихватить подружку, дочку, или сына с невесткой нам нравится. Да, погоды в мае странные и непредсказуемые, но это время, когда можно и погулять без большого ущерба для работы.

2. Здорово всё-таки, Таня. Молодцы вы...
    Сейчас рассматриваем варианты четырехдневной вылазки в сторону Чехии, озера Липно, так одно одно разочарование, везде цивилизация, о палатке - забудь, всё запрещено и платно и вообще...грустно.
    Ну вот куда? Европа маленькая(((

1. У нас семимильными шагами идет к тому же. Везде строят кемпинги, гостиницы и пр. Про Дагестан писала, к побережью скоро вообще не подъедешь бесплатно. Архыз забит под завязку. Строят еще одну дорогу в соседнюю долину (Пхия), после этого и там будет не протолкнуться. Туристов очень много. Жизнь дорожает, за рубеж выбраться неподъемных денег стоит, вот и катается народ по России. И мы вместе с ним:((
      Посмотрела я озеро Липно. Красивое! А замок там какой есть, прямо как из сказки! Поезжайте обязательно.

2. Да, Таня, Крумлов там рядом...скорее всего получится вырваться на пару дней.
      У нас от booking.com пунктов накопилось, необходимо в спешном порядке тратить.) Будем думать...)