пятница, 13 октября 2023 г.

Дагестан 3.0. Часть 5

Посчитала - прослезилась, за 2023 год опубликовала всего шесть постов. Надо наверстывать, а то такими темпами блог совсем умрет.

Заключительная часть нашего путешествия получилась немного скомканной. Во-первых, наш компаньон отправился домой. После Ваниной прогулки, которая заняла больше четырех часов, мы поехали в Махачкалу искать автовокзал. Сейчас, сижу, рассматриваю карту и теряюсь в догадках, как получилось, что мы выбрали самый длинный путь. То ли где-то ошиблись с поворотом, то ли искусственный интеллект нашего навигатора поглумился. Если коротко, то из Гамсутля есть три варианта маршрута. Один через Ирганай, куда мы и планировали отправиться после "восхождения", второй, самый короткий  через Манас. И наконец, тот, которым ехали мы, через Дженгутай. Скорее всего, купив очередную порцию чуду, одурманенные запахом восхитительной выпечки, думали только о еде, да еще о том сможет ли Лена взять билеты на какой-либо ночной рейс. Смутно припоминаю, что в одном из селений навигатор сбросил ведение и пока он думал, мы усвистели не знамо куда. Собственно ничего страшного не случилось, проехали на пятнадцать километров больше. А вот качество дорожного покрытия было вполне сносным, и никаких тебе пробок, светофоров, ремонтных работ, только лежачие полицейские, которые очень популярны в республике, слегка замедляли движение. Зато пейзажи вдохновили меня настолько, что я даже сделала себе пометку, при случае прокатиться по этой дороге еще раз и непременно в дневное время суток.
Муж забраковал эту фотографию, а я все же решила вставить, в качестве иллюстрации. Большая часть дороги украшена вот такими причудливыми скалами, напоминающими морские волны. К сожалению, вскоре совсем стемнело, и все эти чудеса мы видели только в свете фар. В Махачкалу добрались часам к девяти вечера. И конечно, никаких автобусов, идущих ночью хотя бы до Минеральных Вод, не было. Да и автовокзал, столицы Дагестана, ничем хорошим не запомнился. В результате, оставили подругу в гостинице, чтобы она рано утром смогла, наконец, уехать домой, а сами снова ночевали в "дубках" (который раз!).
Второй момент, не только омрачивший нашу поездку, но и сокративший ее - это мое плечо, которое начало просто зверски болеть. К сожалению, как ни молоды мы душой, тело начинает потихоньку сдавать.  В одну из ночей лопнул самонадувающийся коврик и я "отлежала" руку. Потом, видимо, воспалился плечевой сустав и с каждым днем болел все сильнее. Тем не менее мы все же решили посмотреть Ирганайское водохранилище с какой-то совершенно сумасшедшей точки, которую в сети нашел Ваня. Дорога туда, кстати, сама является большой достопримечательностью. Основные чудеса начинаются после Гимринского тоннеля. Вставлю данные из Википедии: самый длинный автодорожный тоннель на территории России Длина — 4303 м. Пропускная способность — 4 тысячи автомобилей в час. Ширина проезжей части — 7 метров, высота габарита — 5 метров. Поехав тоннель, остановились на смотровой площадке. Вид оттуда не сильно хорош, мы даже не поняли, что нас ждет дальше.
А дальше был затяжной спуск в несколько километров, с предупреждающими табличками, типа "тормозить только двигателем".
С горной грядой на горизонте и причудливыми скалами вдоль обочины.

Мы хотели заехать, на так называемый "балкон" находящийся над Ирганайским водохранилищем. Были у нас координаты, нескольких путевых точек, которые и помогли это осуществить. Разумеется, без проблем не обошлось. Вначале заехали в селение Унцукуль, прозевали нужный поворот и немного там покатались. Полюбовались на диковинные скалы, их называют "эоловые останцы".
Пару раз останавливались и спрашивали у местных дорогу и, наконец, выбрались на гравийный серпантин, ведущий в нужное нам место.
Пейзажи там, фантастические! Однако, я не смогла в полной мере насладиться поездкой. Каждый толчок, каждый камешек на дороге отдавался острой болью в руке. В ход пошли обезболивающие таблетки, подумывала уже и об уколе Баралгина, который вожу с собой. Еще к первой поездке в Дагестан, я собрала серьезную аптечку на случай встречи с гюрзой.
Это панорама селения Унцукуль, откуда и начинается подъем к Ирганайскому "балкону".
Наконец, мы добрались до  нужной точки.  Необыкновенной красоты место!
Путешествуя на машине, редко выпадает возможность забраться куда повыше и полюбоваться  на природные чудеса.
Изначально Ваня планировал заночевать здесь, поснимать водохранилище на рассвете. Но оказалось, что место довольно ветреное, и разбить лагерь на этом плато, так себе идея.

Опять же моя рука, требовала вернуться к цивилизации. Хотелось интернета, чтобы попытаться найти в этих местах травмпункт либо больничку. Я решила, что уже пора обратиться к медикам за помощью.

Местность, кстати, довольно пустынная, жилья практически нет, как нет и путешественников. Эта достопримечательность еще не попала в список мест, обязательных  к посещению всеми туристами, колесящими по республике. Только симпатичные козочки паслись на этих просторах, но при попытке их сфотографировать, быстренько повернулись к нам хвостиками.

В укромном местечке мы остановились на обед, посовещались и решили возвращаться домой через перевал Харами. Спустились вниз и в селении Унцукуль, попытались проложить маршрут. Навигатор сказал, ок и указал ехать через аулы по горному серпантину к Чиркате. Но не прошло и получаса, как он заблудился, сбросил ведение и немного подумав, предложил другой маршрут. Пришлось остановиться, свериться с картой и в полном согласии с Навигатором, вернуться на трассу. В принципе, могли бы ехать и через аулы, сейчас посмотрела карту, это вполне возможно. Мы бы даже слегка срезали угол, но наверняка потратили  больше времени и нервов продираясь через узкие улочки селений и время от времени, блуждая по гравийным дорогам. Как-то незаметно проскочили место слияния двух могучих рек: Аварского Койсу с бирюзовой водой и Андийского с цветом жидкой глины.
Несмотря на цвет воды, она произвела неизгладимое впечатление.
Дорога идет вдоль русла, тесно прижимаясь к скалам. Вокруг сурово и безжизненно. Пожалуй, я готова снова посетить Дагестан и еще раз проехать по этим местам.
Все было чудесно, но рука продолжала болеть, а крупных населенных пунктов где могут водиться медики, не было. Я совсем было решила, что нам нужно ехать в Грозный, там-то уж наверняка есть травмпункт. И тут меня посетила гениальная идея, можно ведь позвонить другу, который профессионально разбирается во всяких воспалениях суставов и позвонков. На мое счастье, Наташа, ответила и посоветовала попить Немесил. Осталось найти аптеку. И это оказалось  невозможно в этой части республики. Один из крупных населенных пунктов, по нашему мнению - Ботлих. Даже Википедия считает его крупнейшим населенным пунктом Ботлихского района и его Административным центром. Туда мы и заехали. Здесь видео, оно довольно длинное, но хорошо иллюстрирует как в тех местах живут люди.
Запись заканчивается в центре села, жаль фото не сделали. Там как в сказке: среди руин уютная площадь, мощенная современной брусчаткой и яркая детская площадка. А немного вдалеке, домишко вросший в землю, который и есть аптека. К сожалению, она была закрыта. Несолоно хлебавши, отправились к перевалу Харами. Преодолевали его уже в сумерках, как и в прошлый раз. Я подозреваю, что мы и половины красот в темноте не разглядели.

Около половины девятого мы оказались уже в Ведено. А там, прямо возле трассы нашлась работающая аптека. Я, обрадованная, купила и Нимесил, и Кеторол. Осталась одна проблема, найти место для ночевки. И с этим нам повезло. В лесистой Ичкерии быстро нашли уютную полянку, а выпитое лекарство практически сразу сняло боль. Наконец-то мне удалось нормально выспаться, и дальнейшая дорога оказалась гораздо веселее.
Еще перед поездкой я обещала подруге показать цветущие маки. Жаль, что не получилось..

А вот эта зеленая вывеска сильно меня повеселила. Я искренне считала, что этим все переболели еще в начале 90-х. Ан, нет и поныне есть спрос на лечение от сглаза и порчи.
Еще несколько часов в пути и немногим более пятисот километров и мы уже тискали соскучившегося кота.

1. Таня, я просто в шоке - какая красотища! Сто раз пересмотрела фото! Круто! Надеюсь, с рукой все в порядке.

1. Спасибо! Дагестан, каждый раз открывается с новой стороны.
      С рукой все нормально. Немисил, прямо волшебное средство, пара пакетиков и я снова почувствовала себя человеком. Но увлекаться нельзя, та еще бяка.

2. Таня,
    купи обязательно термо-пластыри, они на али-экспрессе продаются. Держат тепло до 8 часов и отчасти боль снимают. Очень советую.
    Видео ваших путешестий уже посмотрела на youtube, фотографии намного лучше передают и атмосферу и сам размах путешествия.)) Красиво несомненно!

1. Посмотрю-почитаю про пластыри, нам такое в аптечку, наверняка, нужно.
      Конечно фото лучше, фотик у нас хороший. А вот видеокамеру лень брать с собой, поэтому видео я снимаю на телефон, а он с возрастом растерял былое качество съемки, да и при обработке многое замыливается. Ну, будем думать, как жить дальше. :))

3. Этот комментарий был удален автором.