среда, 11 мая 2016 г.

Архыз фестивальный.

Наверное, мы становимся людьми предсказуемыми: из года в год ездим в полюбившиеся нам места. Это и Калмыкия с цветущими тюльпанами, и Стрижамент с лохмачами и лазориками, ну и конечно же, фестиваль бардовской песни в Архызе.

Прогноз погоды на 9 Мая был устрашающим, низкие температуры, ливни, временами переходящие в мокрый снег. Кошмар. Я уже почти привыкла, к тому, что последние годы мы выезжаем по любой погоде. В глубине души надеясь, что метеорологи в очередной раз ошиблись, ну а если в кои-то веки угадали, то мы тепло и непромокаемо одеты. Утро порадовало мелким холодным дождем и туманом. Быстренько покидав в машину, приготовленный с вечера, туристический хлам, отправились в Архыз. Интуиция нас не подвела, стоило спуститься со Ставропольской возвышенности, как тучки рассеялись, выглянуло солнышко и термометр уверенно пополз вверх.  К обеду мы были на месте.
       Немного покапризничав с выбором места, установили палатку и тент, удивляясь, что в этом году очень мало людей. Кризис ли лишил возможности даже на такой бюджетный отдых, или прогноз погоды напугал, но палаток было немного. Сплавщиков не видели, обычно в мае берега реки пестрили палатками, и рафтами. МЧСников и то не было, а они каждый год приезжали на майские праздники, отдыхали в палаточных лагерях, устраивали какие-то свои соревнования.
Первым делом, разумеется, после обеда, отправились проверять как там София.
Оказалось все на месте и река и гора.
Ну а уже вечером, одевшись потеплее, отправились на концерт. Я уже писала в прошлом году об этом фестивале. И вот снова мы сидим в " концертном зале" под открытым небом и слушаем песни. Грустные и веселые, патриотические и не очень.
Алексей Кононов, звукорежиссер и певец.
 Александр Гуленко, бессменный организатор фестиваля.
Владимир Яковлев. Ко дню рождения Булата Окуджавы, с песней "Ваше благородие, госпожа удача".  Зрители пели очень старательно.
 Sorry, видео с телефона.
А это традиционно-заключительная песня.  По стилю исполнения является "оральной". Не подумайте плохого, это от слова "орать". Делают они это с душой и очень громко.
Мы были немного разочарованы, участников в этом году маловато. Многие из полюбившихся по прошлым концертам исполнители не приехали. Может быть, следующий год, юбилейный для фестиваля будет,  богаче на артистов и репертуар.
Зрители подошли к мероприятию с выдумкой. А что, и тепло, и не скучно. Может и мне такой надо?
После концерта, мы еще посидели возле костерка с вином и чаем. Накормили гостей косточками от шашлыка. Гости, вообще-то, были незваные. Парочка ежиков, пользуясь нашим отсутствием, с энтузиазмом обшаривала лагерь.
Обещанного прогнозом погоды ливневого дождя так и не случилось. А вот снег, так же предсказанный синоптиками, все-таки был, мы разговаривали со знакомыми, они рассказали, что снегопад был 7 мая и очень сильный.
Еще с вечера Ваня меня уговорил остаться в Архызе еще на день.  Изначально планировали поехать с одной ночевкой. Но погода была замечательной, мяса мы нажарили с запасом, ребенку дозвонились (на фестивальной поляне теперь ловит Билайн), она исправно болела дома, почему бы и не остаться.
Утром проснулись довольно рано, из-за птиц. Голосили они как барды на фестивале. Громко и затейливо выводя рулады и коленца. На месте нам не сиделось, и немного поспорив, решили сначала проведать водопад на реке Белой, тоже надо сказать, ежегодное мероприятие. Дорога к нему живописная.
А весной еще и мокрая. Ручейки и речушки разливаются, приходится переезжать вброд, да и дорога зачастую идет прямо по руслу реки.
 Ну или русло по дороге, кому как больше нравиться.

Подъем к водопаду короткий и несложный, проходит через лес с вековыми елями.
Надо сказать, что две группы с туристами на водопаде все же были. Немного понаблюдав за ними, я сделала вывод, что чем худее дама тем легче она ползет в гору и выше может забраться. Себя я отнесла к средней весовой категории, да еще и с новенькими стентами. Так что я почти не задыхаясь, проскакала к месту куда раньше доползала со скрипом.

Воды бывало и побольше. Зима что ли малоснежная в этом году, а может, снег в горах еще не начал интенсивно таять.
Полюбовавшись на водопад, мы отправились на Софийскую поляну, в 12-00 там начиналась "Вахта памяти", так называется небольшой концерт на мемориале "Защитникам Кавказа". Мы, кстати, на нем были впервые.
Это наши соседи по лагерю. Они, вообще, каждый год приезжают на 9 мая, большой и шумной компанией. С флагами, гитарами, квадроциклами  и детьми.

Место красивое, зрители располагаются на травке вокруг импровизированной сцены.

Длилось все это, около получаса, и к сожалению, там звучали те же песни, что и на вечернем концерте, днем раньше.

После концерта отправились гулять дальше, на Софийские водопады. Первый раз мы побывали там  прошлой осенью.
При форсировании одной из таких луж мы погнули защиту возле левого переднего колеса.
Дорога сырая, а возле луж еще и раскисшая, Ваня слегка наехал на край камня, а он возьми и вывернись со своего насиженного места. Громыхнуло так, что мне показалось, мы пробили машину насквозь. Теперь имеем очень приличную  вмятину на толстенной алюминиевой защите.
На обед остановились на уютной стоянке, которую нашли в прошлом году. Первые ростки ядовитой чемерицы.
А это калужница болотная. У нас она растет в чистой проточной воде, по берегам весенних ручьев.
 Хотя термометр и показывал всего плюс 10, на солнышке мы разомлели настолько, что Ваня решил искупаться. На речушке туристы устроили небольшую запруду. Вот в нее он и окунулся. Причем дважды. Горжусь.
 Выезд с обеденного места. Парочка бродов и мы "вырвались на трассу".

Река София.
 Виды завораживающие.
 А здесь столкнулись с никогда нами невиданным чудом. Это лавина, сошедшая с крутого горного склона. Она перекрыла русло реки. Тонкий слой снега  был и на противоположной от горы стороне метров на сорок.

Высота снежной пробки около пятнадцати метров. Произошло это давно, потому что река уже промыла себе проход.
Снег немного грязный, плотно слежавшийся, хотя над водой начал уже оседать и проваливаться.
Хорошо заметные слева, на склоне горы, полосы снега  и есть сошедшие вниз и нерастаявшие лавины. На одной из них мы и потоптались.
А самое красивое зрелище это, конечно, заснеженная София.
Водопады снова не работали. Осенью уже замерзшие, весной еще не растаявшие.
Знатоки посчитали, говорят их девять. Не буду спорить, наверное так.
А это заснеженный Софийский ледник. По преданию, ну когда его обнаружили русские исследователи в тысяча восемьсот каком-то году, он нависал над вертикальной скалой на сорок метров. Сейчас же сильно уменьшился и лежит в чашеобразном углублении.

Здесь у подножия Софии совсем еще ранняя весна. Почки на березах только проклевываются. Мы набрали фляжку чистой ледниковой воды. Будем пить чай и кофе.
Именно здесь и начинается река София.
Вечер этого дня закончился тихо, почти все разъехались, включая наших ближайших соседей. Они вели себя непривычно мирно, не горланили песни до утра, не кричали "ура!" после каждого тоста. Странно.
Только шакалы, исполнили несколько куплетов. Раньше мы их в Архызе не слышали.
Еще одна забавная вещь выяснилась этим вечером. Для утепления я захватила из дома пуховой жилетик. Застегивая его, надев на теплую кофту, ощутила себя знатной дамой затянутой в корсет. Весь первый вечер тихо ругалась про себя, что нужно меньше жрать есть. Но только на второй день я догадалась посмотреть на размер жилета ( они у нас с дочкой одинаковые). Так что все не так плохо, я умудрилась застегнуть на себе размер XS.

1. Таня,

Какие вы молодцы!
    Не ленитесь уезжать из дома, да к тому же с ночёвкой!
    Да к тому же, с песнями! Молодцы!

От горных пейзажей захватывает дух и пропадает дар речи. Величественно, торжественно, монументально...К р а с и в о!

1. Что-то выпала я из блогожизни.
      Лена спасибо, Архыз всегда красив до невозможности.