среда, 12 октября 2016 г.

Места забытые на двадцать лет.

Не то чтобы нас специально тянуло в места, которые когда-то, на заре развития пешего туризма, были популярны и посещаемы, так само получается. Все дело в нашей педантичности. Дело в том, что все доступные автомобилю долины в Карачаево-Черкессии мы уже обследовали, теперь взялись за Кабардино-Балкарию.

В этот раз долины двух Череков - Балкарского и Безенгийского.  Начать решили с дальнего от нас - Балкарского, что течет по Черекскому ущелью, прорезая Скалистый хребет и образуя знаменитую теснину. И я, наконец, разобралась почему в республике так много Череков. Оказывается "Черек" это река, берущая начало на ледниках Кавказского хребта. И правильнее было бы говорить Балкар-черек. Ну да ладно. Нам хотелось проехать по долине настолько далеко, насколько позволяют возможности нашей, в общем-то, не подготовленной к внедорожным подвигам машине. Начало пути стандартно, по скучной и быстрой дороге, через Минеральны Воды, Нальчик и Бабугент.  Популярные Голубые озера проскочили не глядя (места засиженные и загаженные). А вот старую дорогу, место не менее попсовое, но  грандиозное, мы с большим удовольствием посмотрели.
Обычно путешествуя в то или иное место я собираю информацию, пытаясь узнать как можно больше, о том куда я еду и что хочу посмотреть. Как же я была удивлена скудностью сведений о Кабаридино-Балкарии. Кроме истеричных восторгов экзальтированных барышень, волнующихся как бы их ни сдуло ветром с террасы,  ширины которой хватает для проезда автомобиля, я ничего не нашла. Более официальная информация все больше повествует о Голубых озерах, причем одна и та же статья кочует в неизменном виде с сайта на сайт. Единственное что я нашла, помимо мемориальной дощечки, это книга Б. Б. Темукуева " Балкарская общественная колесная дорога".
Произведение изобилует массой исторических сведений и документов и охватывает период от включения этих мест в состав Российской империи до революции 1905 года. Пробраться через эти дебри, чтобы составить представление об этом строительстве крайне сложно. Вкратце, это выглядит так. На момент присоединения к империи, дорог в привычном нам виде, здесь не существовало. Связано это было с постоянными войнами между местными князьями, а также экономической самодостаточностью и обособленностью горских поселений. Такой вот был образ жизни и дороги ему под стать - такие, которые можно было без особого труда разрушить, чтобы враг не прошел. Существовали вьючные тропы, для перевозки товаров, по ним же перегоняли скот. Горцам этого хватало, но для создания единого государства и управления им явно недостаточно. Как всегда денег в казне не хватало, потому привлекались местные жители. Они вкладывали в строительство и деньги, и свой труд. Принимали участие и солдаты Кавказского саперного батальона. Именно они проводили взрывные работы. В этой же книге я нашла замечательные старинные фотографии. Что интересно сделаны они с тех же ракурсов, что и наши. Фотографы во все времена одинаковы. Брат близнец этого снимка немного выше.
А вот еще.


Эти два очень похожи.




Так что мы немного побродили по туннелям, полюбовались на отвесные скалы и реку, текущую на полукилометровой глубине. Впечатляет.



 Еще старинное фото. Сейчас такой снимок сделать невозможно, там многое обвалилось.
Думаю это тот же самый карниз, просто снят с другой стороны.
Нагулявшись, едем дальше. Верхняя Балкария. Село образовано в 1957 году на месте почти двадцати древних аулов. Потому там такое множество очень живописных руин, свидетельствующих о былом могуществе и процветании балкарских родов. В эту поездку мы не ставили целью подробно осматривать башни, но парочку фото конечно сделали.
Башня Амирхан-Кала XVII век, весело поблескивала новенькой  крышей. Построена на громадном валуне, высота которого около пяти метров. А напротив на левом берегу Черека Балкарского, расположена башня Абаевых или Абай-Кала, тоже монументальное сооружение высотой 17 метров. Руины вокруг башни - все что осталось от селения Кюнлюм.
Есть отличный сайт по всем селениям и достопримечательностям Кабардино-Балкарии. Информация на нем выложена кратко и снабжена фотографиями, что вполне достаточно, для того чтобы сориентироваться в местной истории и архитектуре. А потом уже, если заинтересовало что-либо, можно копать глубже.
 Сразу за селом контрольно-пропускной пост пограничников. У нас проверили паспорта и разрешили ехать дальше, предупредив, чтобы не забирались в пятикилометровую зону. Мы пообещали вести себя хорошо.
За погранзаставой с удивлением обнаружили шикарный грейдер с бетонными ограждениями,и дорожными знаками. Движение на нем было оживленным, правда, только в одном месте.
Наконец-то мне удалось увидеть вблизи этих красавцев. Яки очень осторожны и близко к ним подойти невозможно. А тут такая удача!
Теперь о дороге. Лет двадцать назад она была разрушена мощным селем и добраться до урочища Уштулу, которым заканчивается Черекское ущелье, можно было только пешком или на лошади. А место очень интересное, в советские времена здесь проходил всесоюзный туристский маршрут на перевал Гезевцек Большого Кавказского Хребта. Был выстроен приют для туристов и лечебница с нарзанными ваннами. В 2011 году силами местных жителей дорогу привели в порядок и она стала доступна для машин повышенной проходимости. А буквально пару лет назад к дороге приложил руку и Росавтодор, о чем громко сообщил установив над дорогой арку со своим названием. Теперь это трасса Р-291 Урвань- Уштулу. ЗАЧЕМ? Зачем, тянуть дорогу такого качества в место, где нет ни одного населенного пункта. Хотя похожая история есть, это дорога на Джилы-Су.
Быстро и красиво прокатились, чуть больше двадцати километров. Здесь Р-291 внезапно закончилась.
И началась дорожка которую я предпочла пройти пешком, как всегда, изображая из себя папарацци. Ну, страшно мне было. Сама виновата, не нужно было перед поездкой смотреть видео, на котором машинка вот с такой тропинки сползла в ущелье и превратилась в кучку металлолома.
Хотя виды, открывающиеся с этой дороги просто потрясающие.
Над долиной с трех сторон нависают ледники.
В поездке на Рыбачий нам явно не хватило острых ощущений и мы их добрали здесь.
 Немного грязи не повредит, если не буксовать в ней. С трудом Ваня вырвался из "ловушки для простаков".
Следом было испытание для длинных машин.
 Снимки немного смазаны, вечер, снимала без штатива, но решила их оставить для иллюстрации.
А вот эту каменюку мы прихватили с собой из ручья, когда сглаживали его берега задним бампером.
Из тех отрывочных сведений которые мне удалось нарыть в сети перед поездкой мы знали , что должны увидеть нарзанные источники, которые образовали озерцо, заросшее травой. Одно место, к этому моменту, оставшиеся далеко позади, нам показалось похожим. Однако. останавливаться на нем мы не стали, решив исследовать дорогу дальше. Ехали до тех пор, пока она не исчезла в камнях.  Было уже совсем поздно, потому стали прямо посреди поляны. Вокруг высоченные горы, ледники. Я бы так и назвала это место: поляна ледников. 
В названиях и наименованиях с трудом разобралась уже по приезде, надеюсь, правильно. Долина, где находятся нарзаны называется Штулинская поляна. Где-то там прячутся останки курорта "Верхняя Балкария" и начинаются  туристические маршруты ко всяким трудным перевалам и опасным ледникам. А мы, проехав немного дальше, попали в урочище Уштулу. К сожалению, я не записала координаты, о чем только думала, но хоть высоту запомнила 2400 м над уровнем моря.
 Утро нас встретило солнышком. Хотя вечер был пасмурным и холодным, поэтому пиво пили плохо, а вот горячее мясо, пожаренное на мангале, было съедено быстро, остыть не успело.
 В горах очень обманчивы расстояния и кажется пройдешь немного, обойдешь вот эту гору и окажешься рядом с вершиной, которую приметил издалека. А на самом деле за одной горкой оказывается другая и еще одна... Так что, наша идея подойти поближе к леднику, который казалось можно достать рукой не удалась.
 Попрыгали по камешкам для зарядки,  отрабатывая съеденное вечером мясо.
 И отправились в обратный путь.
Три километра бездорожья ползли около часа. Снова ручей, в обратную сторону проехали без приключений.
 Здесь я опять шла пешком,
 фотографируя не только машину, но и окрестности.
 А они были изумительны.
 Разведка. Ваня вычисляет траекторию подъема, по его мнению ничего сложного и опасного.
Ну и пусть, а я все равно пойду пешком.


 Красивое место, жаль, что к нему проложили дорогу и вероятно протянут ее и до самих нарзанных источников. Вот так и кончился еще один легендарный внедорожный маршрут. Теперь сюда можно доехать на любом легковом автомобиле. Со временем потянутся автобусы с туристами, и это чистое и девственное место станет похоже на окрестности Голубого озера или на Чегемские водопады. Ведь большинству таких путешественников глубоко плевать на природу, лишь бы поесть и выпить. Боюсь возрождение заброшенных на двадцать лет мест не пойдет им на пользу. Одно только мне непонятно: вся эта территория принадлежит заповеднику. И на этих землях должна быть запрещена хозяйственная деятельность. Ан нет, тут тебе и дороги и выпас скота, а еще к границе заповедника прилегает охотхозяйство. Очень удобно. Звери, наверное, не покидают охраняемую зону (умные), а охотники в нее не заходят (законопослушные). Ага, так и поверила. 
Следующая долина в которую мы заглянули - знаменитая Безенги.
Это долина реки Черек Безенгийский. Она, так же как и описанная ранее, находится на территории заповедника и в погранзоне. Дорога ведущая от поселка Безенги к погранзаставе просто ужасна, ямы и колдобины. Зато на Уштулу хорошая, этим, видимо, и надо утешиться.
Пропуск не нужен, если не будешь заходить в пятикилометровую зону. Здесь, пожалуй, немного поясню, как поняла сама. Альплагерь "Безенги", единственное жилье в этой долине. Если ты останавливаешься в нем, администрация берет на себя все вопросы, связанные с разрешением на пребывание в заповеднике и пропуском в погранзону, который необходим чтобы прогуляться к леднику и взглянуть на Безенгийскую стену поближе.
Перед поездкой я снова (который раз за лето), пыталась дозвониться в администрацию заповедника, для получения разрешения. Не удалось, они просто не берут трубку. Был еще вариант, заехать в поселок Кашкатау, где выдают вожделенную бумажку, но мы ехали в воскресенье, поэтому решили что дело это, совершенно безнадежное. Если уж в рабочие дни они не отвечают на звонки, то что уж говорить о выходных. И  именно это испортило все мои впечатления об этом месте.  Сама долина очень узкая и каменистая, там практически нет мест, чтобы стать с палаткой. Кроме того, на информационном щите заповедника написано, что даже просто пребывание  здесь без разрешения недопустимо. В отличие от скажем природного парка на полуострове Рыбачий, где "перебывать" можно, а съезжать с дороги нельзя. Сложно все это. Пришлось заехать на турбазу, поинтересоваться, где на их территории можно разбить палатку. Нам ответили, что нужно искать начальника, может и разрешат, а может и нет.  И добавили, что егеря исправно свою службу несут и нарушителей заповедного спокойствия штрафуют. Почесав тыковки, мы решили поступить как всегда. Тихонечко убрались с территории базы и отправились искать боковые съезды и дорожки. Нашли хорошее место, где селяне косят траву и пасут скот. В заповеднике!  Там и стали, костер не разводили, не мусорили, просто переночевали. Ущерба от нас природе гораздо меньше, чем от коров. Ночь прошла спокойно, только я, огорченная пропусками, разрешениями, штрафами и запретами всю ночь видела во сне красавцев егерей в красных беретах. Почему-то похожих на молодого Фиделя Кастро, бодро гоняющихся за нами по горам.
Утром мы прогулялись к смотровой площадке. Вон то железное чудище, за ним начинается погранзона, куда без пропуска ни-ни.
Вернувшись к машине, мы увидели пограничников, жаждущих с нами пообщаться. На тему съемок стратегических объектов, ну их зеленого домика, в котором они охраняют границу. Служивые строго потребовали показать фотоаппарат. Но смешно же. За каким надом мне снимать их будку, а кому надо, давно уже заглянули со спутника, или сфотографировали и карту памяти спрятали в ботинок.
Такая вот охраняемая долина. Но красивая, очень.




 Еще одна удача, канюк или сарыч. Обычно ему не нравиться быть фотомоделью.
Парочка симпатичных мест увиденных нами по дороге. Этот небольшой водопад находится между селениями Карасу и Безенги.
И такой вот интересный камень, установлен в память черекского восстания балкарских крестьян  1913 года. Из исторической справки узнала, что заваруха случилась из-за захвата местной знатью общественного леса. Народ восстал и пошел громить усадьбы. В результате вызвали войска, они и подавили мятежников. Провал случился из-за того, что цитирую: "восставшие не имели ясной политической цели, действовали слишком неорганизованно и недостаточно наступательно. В то время в Кабарде и Балкарии не было еще промышленного пролетариата и большевистской организации, которые могли бы возглавить революционную борьбу". Как звучит! Сразу вспоминаются школьные уроки истории.
В одной из статей он пафосно назван балкарским Стоунхэнджем. Несмотря на это мемориал выглядит очень достойно.
Короткая поездка в горы закончилась, несколько сот километров и мы будем дома. Отдохнем пару тройку недель и снова в дорогу. Так много еще хочется увидеть.

P.S. Нет, все же стоит обзавестись всевозможными разрешениями и посмотреть поближе эту великолепную Безенгийскую стену.

8 комментариев:

  1. Таня,

    Ох, непоседы вы! :)
    Вон опять куда вас занесло! :)
    Но места наикрасивейшие! От горных пейзажей дух захватывает!

    Это путешествие было на выходных?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нет эта поездка была в конце сентября. А на прошлых выходных мы вывозили сына с женой в Архыз, мясом кормили. Недоедает бедный.:))
      Пейзажи там и вправду красивые и величественные.

      Удалить
  2. Спасибо за рассказ и фото - люблю путешествовать, горы...

    ОтветитьУдалить
  3. Экстримально путешествуете, конечно)
    А спуски-подъемы на машине, вообще замечательная возможность пощекотать себе нервы. К слову, производители Тойот, вам деньги должны доплачивать. За рекламу и всевозможные тесты по проходимости.)
    От поляны ледников и Безенгийской стены, дух захватывает.
    Да и вообще, Таня, твои репортажи специализированная пресса с руками-ногами оторвала бы.)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Есть немного, но мы без фанатизма, много куда даже соваться боимся. Есть красивые горные перевалы с болотами и осыпающимися дорогами, туда не ездим. Пока.
      Думаю Тойоте это фиолетово. Нашу модель уже не выпускают, она как последний из могикан без компьютера и автоматической коробки передач. Простые и надежные машины сейчас не в тренде.
      Я тоже в восторге от этих мест. Хочу туда еще раз проехать и найти все же нарзаны. Может и глины лечебной наковыряю :))

      Удалить
  4. Дорогая Танечка, здравствуйте!
    Спасибо Вам огромное за такое чудесное путешествие!

    ОтветитьУдалить