вторник, 11 июля 2017 г.

Лысые горы.

Лысые горы, так на туристической карте 2008 года издания, именуется место где нас носило в прошлые выходные. Иного названия, как и какой-либо информации об этих местах я не нашла. По большому счету для туристов они не представляют интереса. Они просто красивы.

Одна из долин в которую мы не совали свои любопытные носы - это Теберда. Причина проста: слишком много туристов. Однако, и здесь нашлись безлюдные просторы.
Собственно, ехали-то посмотреть один из немногих сохранившихся в Карачаево-Черкессии древних храмов: Сентинский.
Очень небольшой по размеру, он довольно неплохо сохранился, несмотря на почтенный возраст. X век все-таки.
Есть у меня небольшая книжка, называется "В верховьях Большого Зеленчука" 1977 года. (Вся информация имеющаяся в интернете, взята из нее) Там довольно подробно описан и сам храм и фрески, которые на момент ее написания существовали. Сейчас их уже нет. И мы можем любоваться только чистыми архитектурными формами, да удивляться прочности каменной кладки.

В этой же книге приведена и возможная версия возникновения храма. В начале Х века, христианство только начинало завоевывать эти территории. И вот на вершине Сентинской горы поселились два проповедника, построили небольшую церковь и жилой дом. Да и начали "просвещать" окрестных горцев-язычников. Горцы "просвещаться"  не захотели. Быстренько восстали, разрушили храмы, а не успевших скрыться миссионеров перебили.  Но вскоре епископы и священники вернулись и аланы стали христианами. Ознаменовалось это событие постройкой нескольких больших церквей: в Архызе и на горе Шоана. А здесь, на месте разрушенной церкви, возводят этот небольшой храм.
Останки погибших проповедников погребают в мавзолее, выстроенном тут же.
 Мавзолей считается уникальным, ничего похожего на Северном Кавказе больше не строили. Описан он был в первой половине XIX века, исследователи упоминали об остатках деревянных гробов и человеческих костях, разбросанных кладоискателями.
Полюбовавшись на храм и мавзолей, мы отправились дальше. Грунтовая дорога, приведшая нас на Сентинскую гору, здесь не закончилась, а повела все выше и выше, иногда закладывая довольно крутые виражи. На очередном повороте, снова мелькнул силуэт храма, кажущийся крохотным и затерянным в дремучих лесах.
Наконец, дорога поднялась на гребень и нам открылся изумительный вид на горные вершины, укрытые облаками. Мы выбрали отличную полянку для ночлега, причем основным аргументом в пользу именно этого места было мое желание пить утренний кофе, созерцая Эльбрус. Мечталось, что утром он будет виден во всей красе, а сейчас я вижу только краешек, а все остальное спрятано в плотном облаке.
Получилось как хотелось, ну почти. Утро выдалось очень теплым, и солнышко выгнало нас из палатки в рань несусветную.

Спасаясь от жары, мы выехали с места ночевки в 8 утра, успев позавтракать, свернуть лагерь, поснимать горы и желтые рододендроны.

Планов, что делать дальше у нас не было, вот и поехали куда глаза глядят.
Ваня, правда, надеялся, что каким-то чудом мы доберемся до Шаонинского храма. Теоретически это возможно, но мы даже навигатор с собой не брали. Это я к тому, что в любую поездку, даже самую простую и банальную, нужно брать все. Вот и фумигатор не взяли и нас погрызли мошки. Есть такая напасть в наших горах всего неделю летит, а потом исчезает. Но укусы очень сильно чешутся еще недели две (Хотя на мошках мы его не проверяли, по слухам, эту гадость ничего не берет).
 Муж в очередной раз заявил, что составит список нашего барахла и мы будем брать с собой абсолютно все, сверяясь с ним. Как составит, выложу его в блог, пусть все устрашатся количеством вещей без которых, в поездке не прожить. Не буду о хозяйстве, лучше о видах, от которых я была в полном восторге. Конечно, настоящие туристы, которые ходят пешком и могут забраться куда Макар телят чабан овец не гонял, видят больше гор, но мне достаточно и этого.

Мы долго кружили по дорожкам, которых проложено там великое множество! Надеялись что встретим чабанов, у них и разузнаем как выехать на трассу. Возвращаться назад тем же путем не хотелось. Ведь наверняка местные ездят отсюда и в Хасаут-Греческое и в Дженгерик, эти населенные пункты были отлично видны. Да что там поселки! Серебристый купол обсерватории в Архызе, Столовая гора в окрестностях станицы Исправная, в общем "Мне сверху видно все..."
Но увы, людей мы там не встретили. Один раз увидели машину и чабана, но пока подъехали ближе, он ушел  далеко вниз, вместе с барашками, а собачка осталась наверху, а зубки у нее ого-го,  так что спрашивать было не у кого.
Вот и колесили, по дорогам, а иногда и просто по траве, не особо переживая о том, что не знаем куда едем. Просто гуляли и любовались окрестностями.

А воздух там пахнет медом!
Но все хорошее кончается, пора поворачивать обратно.
Солнце припекало ощутимо, поэтому передохнуть и пообедать  решили недалеко от места нашей ночевки, найдя тенистый уголок, с отличным видом на долину Теберды.

Спустившись, с плато мы решили еще раз сфотографировать храм, но оказалось, что дневные фотографии проигрывают вечерним, зато сняли дорожку ведущую к нему.
 Мы шли пешком, думаю мало кто рискнет ехать здесь на машине. Хотя от местных джигитов можно всего ожидать. Они гоняют в таких местах, где мы крадемся почти на цыпочках и не делают из этого подвига.

Я думаю, что наши предки так же как и мы ощущали красоту этого места, ценили ее и любовались.

1. У меня есть снимок 5-летней давности из Сентинского храма, на нем отчетливо видны фрески. Неужели за несколько лет все окончательно пришло в упадок?

1. Оксана, я теперь уже и сама начинаю сомневаться. Мы осматривали храм там вечером, было еще совсем светло. Я очень внимательно все рассматривала, ну вот не видела ничего. Только надписи "неандертальцев" и копоть от свечей. Может у меня плохое сумеречное зрение.:))

2. Я тоже видала надписи "неандертальцев". Фу... Может, действительно, хорошо видно только при хорошем освещении, а может, все в Лету кануло...

2. Безумно красивые фото и впечаляеют очень просторы! Не знала кстати что рододендроны бывают желтенькие тоже, у нас в Ирландии я только розовые видела

1. Спасибо!
      А я теперь знаю слово "полиморфный", это про рододендроны они все совершенно разные, не похожи друг на друга абсолютно. Их более 600 видов. Я уже целых три видела! :))
      Читала твой пост, еще в мае, так красиво, особенно когда земля усыпана малиновыми лепестками. Необыкновенно красиво.

3. Невероятно красивые пейзажи, Таня!
    В очередной раз восхищаюсь вашей туристической смелостью! :)

1. Таня, спасибо!
      Какая тут смелость, сели в машинку да и поехали. Просто мы живем в таких местах.
      А вот ни замков, ни крепостей у нас нет. Жаль, люблю я их.

2. Таня,

Да, места у вас замечательные! :)