пятница, 22 февраля 2019 г.

10 лет назад. Продолжение I.

Исландия туда и обратно.
Наконец, пробил час икс и мы пришвартовались. 

Беготня по лестницам в поисках палубы, где двое суток скучала машинка, окончилась нашей полной победой. Нашли быстро. Она, бедолага, стояла зажатая громадными рефрижераторами гружеными рыбой. Запах тухлятинки был весьма ощутим. А как благоухал наш кемпер внутри, не передать словами. При поспешной "эвакуации" из машины во время погрузки мы не закрыли сливное отверстие в душе. И ароматы канализации, пропитали все вокруг. Пришлось распахнуть окна, чтобы хоть как-то проветрить салон. Дальше "веселье" начало набирать обороты. Не успели съехать с парома, как две суровые тетки в бронежилетах светоотражающих жилетах велели открыть окно, что-то буркнули и всучили бумажку, мол, заполняйте. Через пару минут потребовали назад и были сильно недовольны, что мы не успели ее заполнить. Я же от неожиданности и испуга не могла ничего прочесть, вообще. Документ, кстати, был напечатан на нескольких языках. Но Ваня, мельком глянув, велел поставить галочку в графе дизель. После чего, лобовое стекло нам украсили красной наклейкой. Смысл ее остался загадкой: то ли срок пребывания на острове, то ли тип потребляемого топлива.  Дальше самое страшное - таможенный досмотр. Я очень переживала, что мы въезжаем в Исландию с финским Шенгеном. Напридумывала себе самых ужасных сценариев развития событий: от мгновенной депортации, до ареста с конфискацией. Я всегда так делаю, напугаю себя как следует, а потом радуюсь, что этого не произошло. Сначала рентген, вышли из машины прихватив с собой камеру и фотик, на всякий случай. Кемпер просветили злобными лучами, ничего запрещенного не обнаружили, но таможенник на всякий случай задал все положенные по протоколу вопросы. Только вот, разобрала я всего одно слово: пистолет. Сразу сообразила что вопросы стандартные про сало наркотики и оружие.  В ответ, как ослик долго мотала головой, отрицая даже мысли о запретном. Дальше досмотр продолжился уже в ангаре где двое таможенников, разыграли перед нами классическую сцену: "добрый полицейский - злой полицейский".  Мне достался злой. Строгим голосом что-то потребовал я от страха застыла как суслик.  Отодвинув меня в сторону, зашел в машину, открыл холодильник и обнаружил там, о ужас, три яйца, купленных в Финляндии. Мы про них совершенно забыли. Брезгливо сморщившись, надел резиновые перчатки и вынес их наружу, всем своим видом, демонстрируя какое страшное преступление мы совершили. На наше счастье, в дело вступил добрый полицейский, и улыбаясь, спросил у Вани, не везем ли мы с собой наш национальный напиток и в каком количестве. Обстановка разрядилась и мы гордо продемонстрировали бутылку водки. Дальше пошло легче, я даже смогла что-то прощебетать, по поводу яиц, мол невиноватые мы, не знали, учтем, смоем кровью. На этом досмотр был окончен и мы как на крыльях вылетели из ангара. Все теперь мы точно в Исландии! Не успели отъехать на несколько километров, как дочка, которую во время проверки было не видно и не слышно, ехидненько так заявляет : "А колбаску-то не нашли!" Да каюсь, пара палок копченой колбаски, лекарства, сигареты были запрятаны по каким-то ящичкам и нычкам. Я конечно, перенервничала, но в целом досмотр был очень лоялен и доброжелателен. На российских таможнях, иногда так трясут, что небо с овчинку кажется. Хотя слегка царапнуло, что полный досмотр из всего громадного парома был устроен только для трех машин: нашей, украинцев и одной местной, забитой под крышу бытовой техникой, по всей видимости, б/ушной.
 Почти сразу за таможней попался на глаза информационный щит: перевал высота 600м t +2, ветер 7 м/с. Начал срываться снег. К счастью, погода хмурилась недолго, и вскоре выглянуло солнце.
Дальше был полный восторг, дорога плавно ползла вверх, то слева, то справа, попадались вполне себе большие водопады и река с изумительно голубой водой.  Радовало все, скромные северные цветочки, елки с необычной хвоей, "северный хлопок", который поразил еще в Норвегии.







 Небольшой городок Egilsstadir, здесь первый раз в Исландии залили в бак воду. Долго сомневались, в Скандинавии есть специальные краны отдельно для питьевой воды, отдельно для технической. Иногда за нее нужно платить денежку, а здесь просто шланг, хочешь мой машину, хочешь пей. На всякий случай переспросили у местного товарища, он не сразу понял, что мы сомневаемся в качестве воды. Так что вода на всех заправках очень чистая и абсолютно бесплатная.От жадности налили под завязку. И немного позже, из-под диванчика, под которым был установлен водяной бак, появилась приличная лужа.
Самой первой достопримечательностью на нашем маршруте была заявлена стена Троллей.
Надо сказать я только однажды нашла в сети информацию об этом месте. Скорее всего, оно имеет другое название. Как образовался этот природный феномен, осталось для меня загадкой. Посреди плоской равнины навалены громадные камни, образующие такую своеобразную стену в несколько метров высотой.




Фотографии солнечные, но на самом деле дул очень сильный и холодный ветер.
Едем дальше.
 Кругом безжизненная земля, лишь иногда разбавленная тундровыми озерцами, с берегами, покрытыми мхом и лишайниками.
И отвратительная гребенка, ее мы запомнили навсегда.
Ни о каких 80 км/ч речи не шло, ехали очень медленно. Как только Ваня прибавлял газу, внутри машины начинала дребезжать посуда, сами собой открывались шкафчики, выплескивалась из бака вода, сыпучие продукты прессовались до состояния камня, а зубы отбивали барабанную дробь. В конце поездки оторвался и повис на проводе кухонный светильник. И дорог таких мы проехали очень много.
Встретился и крохотный кемпинг, с совершенно очаровательной заправкой.


Спустя 30 километров адской гребенки, когда уже терпение подходило к концу, мы увидели водяной туман, поднимающийся над равниной, казалось бы из ниоткуда, а еще через пару километров, увидели его: Водопад. Нет не так: ВОДОПАД!  Называется он Detifoss. Сказать что это был шок, ничего не сказать. Гигантская река срывается с каменной ступени высотой 44
метра.
Мы подошли к нему совсем близко. В воздухе весели капли воды, скала вибрировала под ногами.


 Восторг и восхищение перед мощью природы. Такого я не испытывала, наверное, больше никогда.Боже, но как было холодно! Мерзли лицо и руки, пожалела, что не взяла ребенку варежки.
Здесь хочется сделать небольшое отступление. Исландцы, как нам показалось, очень здравомыслящие люди. К водопаду, да и не только к нему можно подойти совсем близко, никаких заборов и бетонных ограждений, только скромные предупреждающие об осторожности таблички. Если сам дурак, значит так тому и быть.


Прошли немного ниже по течению, второй водопад гораздо скромнее, тот тоже хорош. Selfoss высота 11м. В этот момент показалось солнышко, прекратился холодный моросящий дождь.

 Наконец, этот длинный полный впечатлений и переживаний день закончился. На ночевку остановились практически на обочине, кругом камни, куда ни кинешь взор.
Утренняя картинка. Вулкан Нerdubreid с макушкой укрытой ледяной шляпкой.
Его изображение красуется на упаковке многих исландских продуктов "Queen of mountains" .
Полюбовавшись на королевскую гору отправились дальше. Отличный асфальт плавно ложился под колеса машины. Окружная дорога за номером один по периметру охватывает весь остров, вдоль нее расположены основные достопримечательности, которые мы посмотрели. В центр страны на нашей машинке соваться не стоило, мы и не лезли, чтобы не найти приключений на свои головы. Пейзажи мелькавшие за стеклом автомобиля "радовали" своим однообразием, тусклая каменная равнина, покрытая серым лишайником. Только по обочинам росла травка странного бордового цвета. И вот на горизонте появилось ярко-желтое пятно. Немного позже в кабину просочился запах тухлых яиц. Он становился все сильнее и в тот момент, когда мы вышли из машины, достиг апогея. Вонь стояла несусветная. Ошибиться тут невозможно, это она - геотермальная зона Namafjall, дивно воняющая сероводородом.
Уникальное место, здесь раскаленная лава, залегает на глубине двух-трех километров от поверхности земли, образуются трещины через которые вулканические газы прорываются наружу образуя фумаролы.
Некоторые просто дымятся, другие весело булькают, образуя грязевые фонтанчики и пузыри.





Земля покрыта кристаллами серы и оксидами железа ( химик из меня еще тот).



Ощущение, чего-то нереального! Ну не может так выглядеть почва.


И все это булькает, посвистывает, шипит и воняет





Прикладываешь руку к земле, она теплая.
Здесь опять упомяну: зона ничем не огорожена, только в некоторых особо опасных местах, на тоненьких металлических штырях натянута веревка. Кое-где сооружены деревянные мостки. 


Если есть желание, можно опустить руку или даже искупаться в кипящей грязи. Говорят, время от времени любопытные туристы проваливаются в горячую почву, получая памятные ожоги. Но если не лезть куда не надо, то там совершенно безопасно. Ну насколько это возможно в зоне непрекращающейся вулканической активности. Трясет Исландию регулярно.


Покружившись около часа, отправились осматривать вторую часть марлезонского балета геотермальной зоны. Вообще вся эта территория своим возникновением обязана вулкану Крафла (Krafla), трещины и разломы от его кольдеры  простираются почти на сто километров. Пока мы гуляли на парковке появились машинки, рядом с которыми не зазорно и ребенка сфотографировать.
Такие вот монстры покоряют центральные просторы острова.
Через восемь километров началась пешеходная зона, позволяющая осмотреть горячие озера и потоки застывшей лавы. Пролегала она мимо невообразимого цвета дымящихся холмов с одной стороны и черно-матовых лавовых полей, с другой.



Земляная тропа закончилась, начался заботливо уложенный деревянный настил, ступенями поднимающийся вверх.
Велосипедисты - отчаянные люди. 
Горячие озера, при взгляде на которые, не возникает даже мысли, подойти к ним поближе.


 Судя по цвету там, вообще кислота плещется.
 Дальше, еще интереснее. Кругом хотя и застывшая, но продолжающая дымиться лава. Сквозь трещины пробивается водяной пар в смеси с вулканическими газами.




 То ли Земля после апокалипсиса, то ли обратная сторона Луны. Появилось настойчивое ощущение опасности и приближающийся катастрофы.




 Захотелось сбежать отсюда побыстрее.
 Однако, взяли себя в руки и вскарабкались на вершину, где возвышался камень весьма причудливой формы.
Маркированные туристические тропы уводили куда-то вглубь лавовых полей, но  мы решили не ходить.
А заглянуть к озеру Вити (Víti), расположенному в кольдере вулкана (Askja). Последние извержение которого было в 1961 году. Оно знаменито не только красивейшим цветом воды, но и легендой, согласно которой именно здесь, по мнению исландцев, находится ад. Отвесные стенки кратера глинистые, ржаво-бордового цвета, до поверхности воды около 50 метров. Надо сказать, оно не произвело на нас впечатления, видимо потому, что в воде отражалось серое тусклое небо и только дома при обработке фотографий чудесным образом проявился голубовато-бирюзовый цвет.
Продолжение следует...

2 комментария: