четверг, 28 сентября 2023 г.

Дагестан 3.0. Часть 4

 

Как приятно в конце сентября, посмотреть на цветущую сирень и припомнить детали той, уже давней поездки. Итак, продолжаю свое растянутое во времени и пространстве повествование. 


    Аул Чох, на мой взгляд, сильно недооценен туристами, все проезжают мимо, стремясь поскорее попасть на аттракцион, именуемый Гамсутль. И мы ведомые, жгучим Ваниным желанием посетить разрекламированные руины, не пошли гулять по его улочкам. Только немного задержались, поснимали домики на подпорках, чем-то напоминающие то ли пауков, то ли инопланетные корабли из романа "Война миров".


Заезжаем в аул, с трудом протискиваемся в переулок, несколько минут осторожной езды и селение заканчивается.
На выезде, празднично оформленный памятник великому спортсмену Али Алиеву, уроженцу этого селения.
И традиционные фоточки обратной стороны луны аула Чох.

Три километра серпантина, и мы очутились на парковке забитой желающими осмотреть распиаренные руины.

Минут десять, придирчиво выбирали место для стоянки, хотелось найти что-нибудь уютное. Увы, таких мест там просто нет, но Ваня изловчился и сумел стать хотя бы на травке.
План был такой: обедаем, затем муж идет на "восхождение", а мы с Леной ждем его внизу.
Так и сделали. Девочки чудесно провели некоторое время в чисто женской компании. Но Гамсутль, он и есть Гамсутль. Обязательно преподнесет какую-нибудь гадость. В первой поездке мы четыре часа строили дорогу, пытаясь выехать на трассу с места ночевки. Во второй месили грязь на раскисших от дождя дорогах, пытаясь "коротким" путем в него попасть, пока не заблудились окончательно. И наконец, на третий раз он позволил на себя взглянуть, но приготовил горькую пилюлю. Дело в том, что у моей подруги очень старенькая мама, ей 91 год. Дама, довольно самостоятельная, живет одна, но надо же такому случиться, она упала и сильно ушибла руку. Вроде бы и родственников много, но в такой ситуации помочь может только Лена. Причем бабуля упала три дня назад, но как старый партизан ничего не говорила и внукам запретила. То есть, пока мы крутились возле Дербента, где есть цивилизация, интернет и транспорт, она молчала, но стоило нам забуриться в горы, так все и началось. Позвонила Ленина дочка и рассказала эту трагическую историю. Подруга решила немедленно возвращаться домой.
Так что большую часть времени мы занимались телефонными переговорами, пытаясь выяснить как из Гуниба(ближайшего "крупного" населенного пункта) добраться до Махачкалы или Дербента, и где там находятся автовокзалы, и когда отправляются автобусы. Поскольку в месте нашей стоянки была только сотовая связь, а интернета не было вовсе. Таким вот опытным путем мы и установили, что общественного транспорта в Дагестане нет. Ездят только маршрутки и довольно редко. Выбор у нас был небольшой, ждем когда вернется Ваня и тогда будем решать, как нам лучше поступить.
Предложила мужу описать его пеший поход, но он заленился. Придется мне. От места нашей парковки до вожделенного аула чуть больше трех километров по пешеходной тропе. Слегка в стороне от нее находится полузаброшенное селение Куриб.
Есть даже указатель, чтобы туристы не филонили и не совались куда поближе, уверяя потом, что были в Гамсутле.
Дорога весьма живописна, как впрочем и сам аул.
Дома выстроены вокруг скалы и ступеньками поднимаются до самой ее вершины.
Хотя в сети полно информации о селении, пару слов, скажу. Гамсутль, по данным ученых мужей, настолько древен, что никто не знает когда он основан. Счет идет на тысячелетия. Датировали по надгробиям с персидскими эпитафиями, на которых традиционно не ставятся даты. В его истории были и великие ханы, и женщина-воин. Одно время использовали в качестве тюрьмы для осужденных на смертную казнь. Но сами понимаете, все эти рассказы основаны на преданиях старины глубокой и веры им нет. 
Более-менее обосновано, мы можем говорить о советском периоде в истории аула. Как и положено при большевиках здесь была начальная школа, больница с родильным отделением и так по мелочи клуб, мечеть, магазин и главное - автомобильная дорога. Виноваты в этом, разумеется, коммунисты и колхозы.
Лет пятьдесят назад начался исход аварцев в долины, к более комфортному житью-бытью. Видимо,  колхоз не давал достаточно прибыли для поддержания жизни на должном уровне. 
В 2015 году умер последний житель аула Абдулжамил Абдулжамилов.

И Гамсутль окончательно превратился в туристический аттракцион.










Место, конечно, весьма атмосферное и фотогеничное.
Вдоволь нагулявшись по руинам, Ваня отправился назад. Обратный путь порадовал его вот такой картинкой.
Зачем девчушка прется в гору с чемоданом на колесиках, мы строили много версий веселых и неправдоподобных. Одна из них, высказанная нашей дочкой, показалось более-менее реальной. Катя предположила, что в чемодане может быть реквизит для съемки. Типа платья или костюма, который не должен быть сильно мятым.
Продолжение следует.



Комментариев нет:

Отправить комментарий