пятница, 29 марта 2024 г.

Из Архыза в Пхию.

Поездка 06 августа 2023 года

Продолжаю дневниковые записи наших поездок. В августе прошлого года мы прокатились по новой дороге, соединяющей Архыз с долиной реки Большая Лаба.

Она уже отражена на Гугловских картах, да и в сети пишут, что все готово. Но это отнюдь не так, окончания строительства придется ждать долго. Размахнулись, конечно, не по-детски. Расстояние хотя и  небольшое, около 20 километров, но много рек и речушек, перепад высот и прочие прелести, хорошо еще, что сквозь скалы пробиваться не нужно. Строят ее с двух сторон: от Лунной поляны в Архызе и от поселка Пхия. Наверное, нужно немного углубиться в историю. Мы начали ездить по долинам Карачаево-Черкессии почти восемнадцать лет назад и уже тогда ходили легенды о возможности попасть из одной долины в другую. Т.е. дорога существовала, но сильно разрушилась, и по слухам народ там ездил на мотоциклах и лошадках, а для машин она была  практически непроходима. И вот наконец, свершилось, мы по ней проехали. Однако меня не покидает одна мысль: а, собственно, зачем? Ну чисто теоретически, каждая долина в КЧР издавна мечтает, что через их места, когда-нибудь протянут дорогу к морю. Лет пятнадцать назад народ, как не в себе скупал домишки в поселке Рожкао, в надежде, что окажутся на обочине цивилизации, но увы, дороги не случилось. Конечно, существует пеший маршрут в Красную поляну. Может и планируют протянуть туда, но затраты! А так, самое очевидное - это знаменитые Кислые источники, так называемый народный курорт. Люди ездят туда полечиться нарзаном, подышать чистым воздухом. И мне лично будет очень жаль, если эти девственные места загадят так же, как и Архыз.  Кроме того, и Пхия, и Дармхурц, и Кислые источники расположены на границе Кавказского биосферного заповедника. Получается, одной рукой мы заселяем леопардов, считаем благородных оленей, увеличиваем поголовье зубров, а другой тянем туда автобан. В моей копилке есть как минимум три такие странные дороги в никуда, построенные много лет назад и затраты на них, вряд ли окупились. Одна в Адыгее, ведущая на какой-то забытый богом перевал и там исчезающая как призрак. Вторая, в урочище Уштулу, что в Кабардино-Балкарии, к заброшенной водолечебнице. Третья, от Кисловодска к источникам Джилы-Су.
Ну, пора вернуться к нашей поездке. Выехали традиционно в субботу после обеда, прихватив с собой дочку. Уже спускались легкие сумерки, когда мы добрались до ориентира, возле которого нужно повернуть в пампасы.

Планируя поездку, Ваня наткнулся в сети на безымянное озеро, удачное расположение которого, сулило нам неплохое место для отдыха. В наивной надежде помедитировать на воду в одиночестве, мы съехали с новой дороги и отдались на волю приключений.
Несмотря на вот такие колдобины,  машин, и пеших туристов было довольно много. Мы немного покружились по дорожкам, прежде чем нашли ровное место для лагеря, вдали от шумных компаний.
Ваня с Катей недостаточно устали и проголодались, а потому отправились гулять, но надолго их не хватило.

Вечером были посиделки у костра, веселая болтовня, мои дотошные расспросы и о дочкиной работе, и о самостоятельной жизни отдельно от родителей. Катя не сдавалась и четко отвечала, что у них все хорошо получается и ей  нравится.
Утро было прекрасным!
Ваня, поднявшись ни свет ни заря отправился к озеру, стараясь поймать утренний свет, для фотосъемки.
Прогулка была приятной, но вкусной конфетки в виде сногсшибательных снимков он не получил. С природными красотами часто так случается.
Вот этот снимок, на мой взгляд, самый симпатичный. Бирюзовая вода, цветущий кипрей, немного августовского снега, все очень красиво. Но это великое искусство фотографии. На самом деле озерцо выглядит вот так.
Нерастаявший за лето снег покрылся плотной земляной коркой, и вид имеет весьма неопрятный.
Мы еще собирались в дорогу, когда мимо лагеря потянулись пешие туристы, желающие первыми увидеть чудесное озеро. Две дамы, почтенного возраста и внушительной комплекции, остановились передохнуть рядом с нами. Завязался разговор, в котором мне гордо сообщили, что такое паломничество они совершают каждый год. Я была сильно удивлена смелостью и безрассудством подобного поступка. Дело в том, что лицо одной из них горело, как маковый цвет.  У дамы явно поднялось давление, ну надо же соизмерять состояние своего здоровья с такими подвигами. Случись что, и спасти просто не успеют. Даже нашей игрушке не поздоровилось от перепадов давления и температуры, вон глазки из орбит выскочили.
Да, что там котик, пачка чипсов и та вела себя аномально.
Ну да ладно, бог с ними. Мы отправились проверять, что же там такое понастроили. Смешно получается, я много пишу о новой дороге, но проиллюстрировать нечем. Ни одной фотографии строящегося путепровода у нас нет. Ну не журналисты мы, и снимать предпочитаем красивое. А так, да, стройка идет, заложено несколько больших мостов, вырублены могучие ели, грязь повсюду и стоящая на обочинах дорожная техника. Работы там хватит на несколько лет. Очень обрадовались, когда выбрались на узенькую грунтовку, привычную для этих мест.
Время близилось к обеду, и мы начали присматривать тенистое местечко. День выдался жарким. В прошлые поездки попадали в долину съезжая с трассы в поселке Рожкао. Оттуда до Пхии более тридцати километров дороги, присыпанной каким-то белым щебнем и оттого жутко пыльной. Времени и терпения проехать подальше у нас никогда не хватало. Долина довольно узкая, хороших полянок мало. А туристов туда ездит приличное количество и найти свободное место сложно. После нескольких неудачных попыток остановиться в еловом лесу, отыскалась и для нас свободная площадка.
Тень была условная, зато на самом берегу реки, да еще и с личным бассейном, кем-то заботливо обустроенным. Пока я грела супчик, Ваня и Катя купались.
Даже странно об этом писать, глядя сейчас в окно. Весна никак не определится, поворачивать на лето или не спешить.
Мы хорошо передохнули, набрались сил для долгой и тряской дороги.  Первый раз мы были в этих местах в 2007 году, дочке было семь лет, и конечно, она мало что помнит. Зато сейчас долина Большой Лабы покорила ее совершенно. Ну а как иначе, такая красота, что просто дух захватывает.

Вот даже думать не хочется, что здесь протянут ЛЭП, построят вертолетные площадки, украсят кемпингами и кафешками.

Такая вот красивая поездка получилась.