четверг, 20 ноября 2014 г.

Призрак железной дороги II

Итак, продолжаю. Побродивши по склонам Ставропольской возвышенности, обнаружили еще один безымянный балочный мост, или как еще называют "консольная" эстакада. Их сооружали для перехода через неглубокие, но широкие балки. Число опор могло достигать пяти. В сооружении таких эстакад применялась прогрессивная, для тех времен технология: тонкие опоры отливались заодно с прямыми пролетами.



Отправились гулять дальше. Сначала на трассу Ставрополь-Невинномысск, затем в сторону Армавира. Получилась такая воскресная прогулка 120 км в одну сторону.
По информации с сайта Туапсинка, в станице Николаевской Успенского района, Краснодарского края есть не только мост, но еще и чудесная башня.
Николаевская - это не только история, но и современность.
Обратите внимание: справа, в окне клуба - банкомат.
Станция Николаевская(по другим источникам- Державная), Туапсинской железной дороги, была расположена примерно на одной трети  пути от Армавира к Ставрополю.
 Мы не настоящие археологи, поэтому разрушенные, то ли грузовые платформы, то ли фундаменты здания искать не стали. Осмотрели самые сохранившиеся объекты.
 Водонапорная башня для заправки паровозов водой. Отлита из монолитного бетона, включая емкость для воды. Использовалась  и после закрытия дороги, для снабжения станицы водой.
Башня прекрасно сохранилась. Даже не верится что ей около 100 лет. Отличие от современных технический сооружений, пожалуй, в некотором архитектурном декоре, который позже начал считаться излишним. Стрельчатые окна, лепнина,стены стилизованы под камень.
 В нескольких километрах от башни, высокий арочный мост. 
 Призраки в степи, никому не нужные, они не сдаются времени. Все так же хороши. 

Еще немного о вокзалах. Оказывается, в России была традиция строить вокзалы начальной и конечной станций железной дороги по одинаковым проектам.

Так было и на Туапсинке.  Вокзалы в Ставрополе и  Туапсе очень похожи, хотя это трудно заметить. Уж больно жизнь изуродовала Ставропольскую станцию. Сначала она лишилась архитектурных излишеств, декоративных башенок на крыше, затем жители коммуналки, в которую превратили вокзал, изувечили его окончательно, сделав несколько пристроек, и заложив лишние оконные проемы.

В  Туапсе, здание  использовалось по назначению. Сначала как железнодорожный, а затем как автовокзал.
А это его сегодняшний вид после реставрации.
Не могу разобраться в своем отношении, к этой истории, рождения и смерти железной дороги.  Так сложилось, что будучи едва построенной, не прослужив и 6 лет, была разрушена. Гражданская война прокатилась по этим местам сметающим все бронепоездом. Ставрополь, Армавир и многие другие населенные пункты несколько раз переходили из рук в руки. Добровольческая армия противостояла Таманской красной армии. 
Туапсинку не стали восстанавливать, слишком много средств пришлось бы вложить в укрепление насыпей, построенных на оползневых грунтах, и на реконструкцию мостов взорванных и разбомбленных.  В 1922 году было принято решение о ее закрытии. Железнодорожная станция Ставрополь, стала тупиком. Город из торгового, медленно превращался в чиновничий, каковым сейчас и является. Теперь это краевой центр, со своим правительством и различными министерствами. Была бы эта дорога жива и поныне, история  Ставрополя могла сложиться по-другому. Город мог остаться перекрестком "транспортных потоков", и продолжать развиваться как крупный торговый центр. Эдакий степной Амстердам.







2 комментария:

  1. Уважаемый armavi, таким всеобъемлющим комментарием вы хотели обратить внимание на ваш ЖЖ? У вас получилось, но я ни коем образом не задевала вас, ни как историка архитектурного наследия России и СНГ, ни как патриота г. Армавира. Ну, а если ваша реплика относится к фразе "степной Амстердам", то с чувством юмора у вас явные проблемы.

    ОтветитьУдалить