Я хочу рассказать о другом Чегеме, не измученном толпами туристов, придорожной торговлей сувенирным хламом, не пахнущем шашлыками и пивасиком. А вот о таком - прекрасном и чистом.
Все началось с того, что в мрачном прогнозе погоды мелькнула пара солнечных дней. Мы, не раздумывая рванули в горы. На этот раз выбрали Кабардино-Балкарию, долину реки Чегем.
Пару лет назад мы проезжали там, но нашей целью был перевал Актопрак. На этот раз решили добраться до полузаброшенных туристических баз "Чегем" и "Башиль". Добирались до Чегема, через Карачаевск
и перевал Гум-Баши. Как всегда выбрав более медленный и длинный, но зато очень красивый путь.
Плотная облачность не дала полюбоваться Эльбрусом и пиками Кавказского хребта, но причудливые скалы примирили нас с этой потерей.
После перевала повернули на Кисловодск, и через Кичмалкинское плато попали в Кабардино-Балкарию. Как бы срезав угол, пытаясь сократить путь и заодно полюбоваться цветущими субальпийскими лугами. Увы, все 25 километров гравийки пришлось проделать в густом облаке, так что красот мы не увидели. Кроме того, сильно разочаровало качество дороги. В 2014 году ее состояние было гораздо лучше. Делюсь фотографиями прошлых лет. Цветы до самого горизонта. Зрелище было впечатляющим.
Вот так неспешно мы добрались до Чегема, водопады проезжали уже в начале пятого. Затем начались почти тридцать километров трясучей гравийки до села Булунгу. Сразу же появилось желание купить мужу часы с пластиковым браслетом вместо металлического, сшить чехол для брелока сигнализации машины, ну и выкинуть туристический скарб с заднего сидения. Потому что все это создавало непередаваемую какофонию: звенело, скрипело, погромыхивало. Подходящих мест для ночевки там не нашлось. Мы потратили прилично времени, заглядывая на каждую, кажущуюся перспективной дорожку, заехали даже на пародром. Я, конечно, не разбираюсь в полетах, но место понравилось. Там кемпинг, стоят палатки, несколько навесов, где можно покушать и укрыться от дождя. Очень чисто и ухожено, в паре километров от него есть и двухэтажная гостиница. Доехали до села уже в сумерках. Аулов там, кстати, два: Эль-Тюбю и Булунгу, расстояние между ними несколько километров ( а на карте только с. Булунгу). Сунулись было на грунтовую дорогу рядом с поселком, но мелкий моросящий дождик, грязь от ручейков, стекающих в долину, промоины и камни, нас спугнули. Только позже я сообразила, что эта дорога ведет в поселок Безенги, через перевал Думала. Очень перспективная дорожка, но ехать по ней в темноте, да по раскисшему после дождей грунту было бы очень неразумно. Почти сразу за Булунгу, пограничная застава. Пропуска не нужны, гражданам России достаточно паспорта. Пограничник поинтересовался лишь, на сколько едем и где будем ночевать. В качестве места ночевки мы назвали турбазу "Чегем", он удивился и сказал, что база закрыта. Не унывая мы сообщили, что разобьем палатку у них на территории. Вечерело стремительно. Через пять с половиной километров добрались до развилки. В этом месте сливаются две реки Башиль Аузусу и Гара Аузусу, образуя Чегем. Там мост, за ним стоит сделанный добрыми людьми указатель, налево на турбазу "Чегем", направо - "Башиль". Выполняя слово, данное пограничникам, повернули налево.
Дорожка стала более узкой. В сумерках камни и обрывистый берег реки казались пугающими и опасными. Уже на следующий день поездив туда-сюда, я поняла, что еще мало испугалась.
Позже стали попадаться вот такие таблички, и камни рассыпанные на дороге.
Я повторюсь, эти фотографии сделаны днем, при ясном солнышке, а мы ехали в темноте с включенными фарами, по совершенно незнакомой горной дороге. Итак, несколько табличек предупреждающих о лавинах и осыпях, затем призыв "Водитель, высади пассажиров!". После него уровень адреналина в крови возрос еще. Крутой подъем, и пара незначительных бродов, перед одним из которых мы, вообще, потеряли из виду дорогу. Оказалось, в этом месте она делает крутой поворот и скрывается за пригорком.
И с позолоченным солнцем бочком.
Так много я никогда не видела, а может и вообще не видела, цветочки-то высокогорные, добраться к ним сложно. Встречается только на Кавказе на высотах от 1600-3000 метров
Все началось с того, что в мрачном прогнозе погоды мелькнула пара солнечных дней. Мы, не раздумывая рванули в горы. На этот раз выбрали Кабардино-Балкарию, долину реки Чегем.
Пару лет назад мы проезжали там, но нашей целью был перевал Актопрак. На этот раз решили добраться до полузаброшенных туристических баз "Чегем" и "Башиль". Добирались до Чегема, через Карачаевск
и перевал Гум-Баши. Как всегда выбрав более медленный и длинный, но зато очень красивый путь.
Плотная облачность не дала полюбоваться Эльбрусом и пиками Кавказского хребта, но причудливые скалы примирили нас с этой потерей.
Пытаясь найти приятное местечко для обеда, были слегка озадачены, состоянием грунта на обочинах и полянках. Почва пропитана водой. Она стояла не только в низинках, но сочилась и стекала ручейками по склонам. Такой сырости мы не ожидали. В голову полезли нехорошие мысли о ночевке в луже.
После перевала повернули на Кисловодск, и через Кичмалкинское плато попали в Кабардино-Балкарию. Как бы срезав угол, пытаясь сократить путь и заодно полюбоваться цветущими субальпийскими лугами. Увы, все 25 километров гравийки пришлось проделать в густом облаке, так что красот мы не увидели. Кроме того, сильно разочаровало качество дороги. В 2014 году ее состояние было гораздо лучше. Делюсь фотографиями прошлых лет. Цветы до самого горизонта. Зрелище было впечатляющим.
Дорожка стала более узкой. В сумерках камни и обрывистый берег реки казались пугающими и опасными. Уже на следующий день поездив туда-сюда, я поняла, что еще мало испугалась.
Позже стали попадаться вот такие таблички, и камни рассыпанные на дороге.
Я повторюсь, эти фотографии сделаны днем, при ясном солнышке, а мы ехали в темноте с включенными фарами, по совершенно незнакомой горной дороге. Итак, несколько табличек предупреждающих о лавинах и осыпях, затем призыв "Водитель, высади пассажиров!". После него уровень адреналина в крови возрос еще. Крутой подъем, и пара незначительных бродов, перед одним из которых мы, вообще, потеряли из виду дорогу. Оказалось, в этом месте она делает крутой поворот и скрывается за пригорком.
Да, да, это именно то место, только утром. А в темноте отличить русло речушки от каменистой дороги, да еще и скрывающийся за поворотом, поверьте, непросто.
Слава богу, вскоре долина расширилась. Дорога вывела нас на большую поляну. Это тоже выяснилось только на следующее утро. А пока, увидев первый же подходящий съезд, мы с фонариками ринулись изучать место для ночлега. Небольшая ложбинка с растущей в ней раскидистой сосной, старое кострище рядом с большим камнем. То что надо. И с дороги не видно, и от ветра прикрывает. Единственное, что мешало проехать машине - это несколько низко растущих сосновых ветвей. Я решительно заявила, что отодвину их с дороги и подержу, пока Ваня не проедет и не припаркует машину, так чтобы нам было удобно. Ветви оказались довольно упругими, а я упертой. Стараясь изо всех сил, отодвинула их с дороги и держала, ярко представляя себе картину: ветви распрямляются, и впечатывают меня в машину и я как кот в "Том и Джери" становлюсь совсем плоской и медленно сползаю по капоту. Обошлось, только синяки на руках, напоминали о моей дури. Ветки нужно было держать наклоняя их вниз, тогда все легко, я же зачем-то пыталась тянуть их вверх. В следующий наш визит в это уютное местечко, я уже справлялась легко. Это оказалось лучшим местом для ночевки, так что и вторую ночь мы провели там же.
Несмотря на ужасное нарушение режима питания, мясо мы пожарили только часам к десяти, спали хорошо и тяжелых снов из-за обжорства позднего и очень плотного ужина не видели.
Зато проснувшись утром, увидели это. Его величество Тихтенген (4617 м)
Красоту снежных вершин трудно передать словами, снимки тоже не дают в полной мере ощущение их мощи и величия. Я каждый раз, как ребенок, замираю от восторга и восхищения перед этой картиной. Мы видели эту вершину и такой, таинственной и загадочной. Окутанной тончайшей вуалью облаков.
И с позолоченным солнцем бочком.
Непоседливость нашего характера, звала в путь, хотелось посмотреть еще очень многое.
Дорога привела нас к большому щиту с информацией, что прямо за ним начинается Кабардино-Балкарский высокогорный заповедник. Там же было в очень категоричной форме указано, что не только охота и рыбалка, но и проезд и проход туда запрещен. Посовещавшись, минут несколько, решили все же заехать за заповедную черту. Ничего предосудительного мы делать не собирались, просто проехать по дороге и посетить поляну нарзанов. Ну в конце концов заплатим штраф, так подумала я, Ваня категорически возражал. Он всегда против неоправданной траты денег. С заповедниками мы не сталкивались, предпочитая в них не заезжать. Проводники, экологические тропы, с разрешениями тоже непонятно, везде все по-разному, не то что у пограничников. Четко и по существу: сюда можно, а сюда нельзя, единый перечень документов, места оформления пропусков. Все просто. А здесь не так, есть заказники, заповедники, национальные парки, особо охраняемые территории и везде разные правила поведения. Федеральные дороги, проходящие по территории заповедников, по ним можно, а на обочину ни...зя. Все сложно. На щите недвусмысленно написано: запрещено, а на самом деле можно, необходимо только увидеть егеря и взять у него разрешение на пребывание в заповеднике. Бесплатно, что еще более удивительно. Мы целый день, пытались встретиться с егерем, даже специально ехали туда, где по словам встреченных нами немногочисленных туристов (одна-единственная семья на Land Rover), его видели . Увы, он как неуловимый Джо, который никому не нужен. Кстати, по приезде я пыталась позвонить в администрацию заповедника и получить разрешение на пребывание там, мы хотим еще несколько мест посетить в течение лета. Не люблю я нарушать правила и запреты, лучше немного напрячься и получить разрешение, на худой конец выяснить особенности его выдачи на месте. Дозвониться не смогла, информации на сайте мало, да и достоверность ее у таких учреждений сомнительна. Ну да ладно, продолжу. Турбаза "Чегем". Находится 6 километрах от места слияния двух рек, или в 12, если считать от поселка. На базе мы встретили милейшего человека, который представился директором. Он многое нам объяснил и рассказал. Громадное ему спасибо. Более того, предложил назваться его гостями, если встретим егеря, да еще вручил нам две громадные булки хлеба, когда я посетовала, что нам придется ехать в поселок, маловато с собой взяли. Отказаться от подарка было невозможно. Так что турбаза работает, конечно, не в полной мере, потому как многие домики в критическом состоянии. Но остановиться там возможно. Если есть желание, то Теппеев Алик Азаматович т. 89034947573 и 89286944877.
Мы же отправились к поляне нарзанов, еще раз уточнив дорогу у пограничников. Объясню как запомнила сама. Доехать до турбазы, затем по дороге, огибающей ее справа, метров через пятьсот, стоит беседка и небольшой домик пограничников. Им нужно показать паспорта и сказать куда направляешься. Дальше начинается каменное русло реки, если машина позволяет, едешь дальше. Заезжаешь в лесок и тут возможны варианты. Можно проехать до указателя "Нарзаны" и идти пешком, а можно свернуть, на право, на дорожку и получить свою долю экстрима, пытаясь доехать до поляны на машине. Пограничники на наш вопрос махнули лапками и уверенно заявили: " Ну, вы-то проедете, там недалеко, через брод и все".
Ваня изучает фарватер и стоит он на дороге. Да эти камни и есть она, дорога.
Речушка хоть и неглубокая, но камней больших на дне хватает.
Прокрался. А дальше больше, со слов служивых, мы решили что брод и есть самое сложное. Ан нет .Снова каменистое русло, следы машин теряются, куда ехать не совсем понятно. Большие валуны, ямы. "Урал" конечно, пройдет легко, а мы решили не рисковать.
С трудом развернувшись, снова начали преодолевать брод. И тут произошло событие, над которым я потешаюсь до сих пор. По дороге туда, я снимала наш подвиг, затем перешла речку, естественно, разувшись. Ноги высохнуть не успели и я сидела в кабине босая с подкатанными штанами. На середине реки машина начинает пробуксовывать, Ваня командует: иди посмотри почему застряли. Я, не раздумывая прыгаю в воду и по колено в ледяной воде начинаю ходить вокруг машины, заглядывая ей под брюхо. Машина, еще немного побуксовав на мокрых камнях выезжает на берег. Я печально бреду следом, раздумывая, а зачем я вообще из нее вылезала, ноги замерзли, штаны вымокли. Муж же в ответ на мои жалобы, заявляет, что настоящий "правильный" штурман только так и поступает. И гордо добавляет, что купит нам лебедку непременно с пультом, (рации у нас уже есть) чтобы я могла ей управлять. Вот тогда-то я и стану true штурманом. Я представила себя в болотных сапогах, по пояс в грязи, тянущей за собой трос лебедки, зато с пультом и рацией. Восторг! Муж будет мной гордиться.
Доехав до указателя мы, оставили машину и пошли к поляне пешком, ни разу об этом не пожалев. Ходьбы минут пятнадцать неспешным шагом.
Подвесные мостики, камни, цветущие рододендроны.
Вот собственно и сама поляна.
Источников три. Этот самый вкусный.
Остальные я немного полакала, они понравились меньше.
Зато в них можно забраться. Прощу прошения купальные костюмы с собой не брали. Тем не менее было все прилично. Ощущение того что за тобой наблюдают пограничники ( немного выше, источников еще один их пост) смелости не прибавляло. Эх, где мои 17 лет, ну или 20.
Водичка была сильно освежающей, но денек жаркий и ножки я мочила с удовольствием. Да и орала потом не очень громко.
Все-таки горы, шуметь как-то не хочется, очень уж торжественно кругом.
Обратная дорога, снова цветы и мостики.
Пожалуй, на сегодня достаточно.
Продолжение следует.
Всё хочу увидеть Тихтенген в летнем варианте. Спасибо за такой подробный экскурс! Может, по вашему отчету я все-таки сблатую друзей и на эти ущелья))
ОтветитьУдалитьЕзжайте, пока снег на вершинах лежит, позже будет менее красиво.
УдалитьУже всё:( Те пара дней, что у меня на КБР в этом году были запланированы, выкатаны по Безенги и Канжолу)) Теперь, скорей всего, в след.году. Но зато я знаю куда я буду обращаться за перепрочтением дороги и ее осмыслением))
УдалитьКстати, если есть желание, приглашаю в галерею ТурДом)http://lexxblack.blogspot.ru/2016/05/Gallery-Turdom-summer.html
Таня,
ОтветитьУдалитьОт пейзажей просто дух захватывает!
Заснежные верхушки и эскорт из облаков. Необыкновенно красиво!
Таня, вы такие смелые!
Не помню, спрашивала ли я уже: вы в машине никогда не спите?
И машинке вашей - большой респект! Не каждый железный конь ведержит такие переезды ;)
Еще как захватывает!
УдалитьВ машине не спим, всегда палатку ставим. В ней комфортнее.
Коня потихоньку готовим к новым свершениям. Защита там, лебедка и ..... много чего. Только успевай зарабатывай.