Вот и добралась я в своем повествовании до цели нашего путешествия.
Полуостров Рыбачий, там плещется суровое и непередоваемо прекрасное Баренцево море и именно туда несколько лет подряд мечтал попасть мой муж.
В Кузомени среди песков теряется дорога, и дальше на восток на машине проехать невозможно, потому мы развернулись назад и отправились в сторону Кандалакши. Останавливаясь передохнуть вот в таких местечках.
Какой лес! Так и хочется сказать - сказочный. Вообще, северная природа вызывает у меня в памяти русские сказки. Необычно, слегка таинственно, так и тянет пройти еще чуть-чуть перебраться через каменную речку, заглянуть за сосенку и "увидеть невиданное, услышать неслышимое".
Проезжая Умбу, еще раз заглянули в сувенирный магазин, докупить подарков.
Чай из самовара пить не стали. Но напротив, стоит отличная кофемашина, вот с ней я и познакомилась поближе. Пасмурным утром выпить капучино с шапочкой пены, и снова ощутить себя цивилизованным человеком, это здорово. В Умбе мы, наконец, разобрались с северными колонками для воды. Питьевая вода подошла к концу, а набрать нигде не можем. Водяных колонок нет. Оказывается, на севере все не так просто. Они прячутся вот в таких домиках. А в Варзуге, например, в похожем теремке стоит насос и вода там, скорее всего, подается из скважины. Холодная и вкусная. Нужно только вставить вилку в розетку и она потечет сама. Чудеса!
Проехав Кандалакшу, снова очутились на трассе "Кола". С ее отличным асфальтом и необычными пейзажами.
Сосновые леса сменила тундра, а местами и пустоши. Я имею в виду окрестности Мончегорска. Там расположен крупный комбинат "Североникель". За последние тридцать лет токсичные выбросы, превратили прилегающую к городу местность в мертвую зону. Фотографировать не стали, очень уж печальное зрелище.
Заехали и к мемориалу "Долина Славы", на меня он произвел сильное впечатление. Надо сказать, весь север усеян костями советских солдат. В этих местах с июля 1941 по октябрь 1944 проходила линия фронта. Немцы рвались к незамерзающему Мурманскому порту, базе Северного флота в Полярном, к природным богатствам Кольского полуострова, необходимым для военной промышленности Третьего Рейха.
перышки почистить. Проходить его дома, было слишком рано, а на подъезде к Мурманску уже пора. От Ставрополя отъехали на четыре тысячи километров.Так что нужно было делать срочно, тем более что на Рыбачьем, по слухам, нас ожидает жуткое бездорожье. Конечно, Ваня не озаботился поиском адресов и явок, он почему-то решил, что как только мы заедем в город, так сразу и найдется станция ТО. Причем станция абы какая, гараж, заваленный металлоломом и битыми машинами ему не подходит. Нужно чтобы было чистенько, с подъемником и умненьким мастером, умеющим шприцевать карданные валы. Покружив по городу и не найдя таковых на каждом углу, позвонили домой ( интернет в моем телефоне приказал долго жить еще в Тверской области), ребенок быстро нашел нам несколько адресов и о чудо, одна из станций работала в воскресенье в восемь вечера и была довольно опрятна. Нам быстро заменили масло и фильтры, мой предусмотрительный муж все это захватил с собой из дома. А вот сложный процесс шприцевания делать отказались, сославшись на отсутствие специального инструмента. Видимо, в следующий раз Ваня и его возьмет из дома.
Из города мы выехали с чувством легкого недоумения. Ну как же "Ворота в Арктику", все должно соответствовать громкому имени. Но, кроме битого асфальта, заросших газонов, облезлых домов сталинской застройки ничего не увидели. Не по тем местам катались, подумали мы и решили на обратном пути рассмотреть все как следует.
Чтобы не возвращаться больше к этим "воротам", скажу сейчас. В городе смотреть нечего, совсем. Это одна большая промышленная зона.
По наивности своей мы подумали, что уж возле ледокола "Ленин", наверное, все красиво, и сувениры там же продавать будут (найденный в интернете магазин сувениров оказался компании "Красный куб"). К сожалению, Морской вокзал возле которого стоит ледокол, окружен забором, его ремонтируют уже несколько лет, набережной нет. А какими тропами мы пробирались к нему! Пришлось преодолеть пару-тройку железнодорожных переездов с десятком путей.
Зато ледокол оказался совсем таким как запомнила его я, увидев на картинке в учебнике географии, когда училась в школе.
Только тогда он был новым и самым могучим достижением советского кораблестроения.
От Мурманска до КПП Титовка чуть больше ста километров. После проверки паспортов (пограничники не дремлют, Норвегия не за горами), повернули, наконец, к вожделенному полуострову. Асфальт закончился сразу и началось, то что многие путешественники называют бездорожьем. А это просто совершенно убитый грейдер, состоящий им ям и ямок различной глубины и протяженности. Машина подпрыгивала вверх-вниз и раскачивалась из стороны в сторону одновременно. Ощущение что попала в шторм и кораблик качает по волнам "то здесь, то там".
Было уже совсем поздно, мы устали и практически сразу начали искать место для палатки. Заодно осмотрели безымянный водопад на реке Титовка.
Нашли быстро, просто не привередничали. Полузаброшенная дорога, привела нас на небольшую полянку, где мы и расположились на ночевку. Видели лисичку, рыженькая, симпатичная. Она совершенно спокойно бегала в нескольких метрах от палатки. Перед тем как лечь спать оставили ей косточки от шашлыка, но видно северные лисы свинину не едят. Вечером и ночью шел дождь, к счастью, утром распогодилось. И мы в предвкушении приключений отправились покорять перевал Мустатунтури.
Или Муста‑Тунтури, от финского «муста» — чёрный, мрачный; «ту́нтури» — гора без леса. Этот хребет отделяет полуостров Средний от материка. Он совсем небольшой, в длину 9 километров, а самая высокая точка 262 метра. Смешно сказать, крайние высотные отметки Ставрополя от 230 м до 660 м над уровнем моря. Но хребет есть хребет и небольшая высота совершенно не умаляет его красоты и живописности. Дальше фотографии, их не просто много, а очень много.
В этой суровой на первый взгляд картине есть своя завораживающая красота.
Разноцветные тундровые мхи, черные камни, покрытые пятнами лишайников.
На подушке из кустиков шикши, черники и мха, крупные шляпки грибов.
И повсюду вода. Маленькие озера с крошечными островками. Цвета не передаваемые.
Полуостров Рыбачий, там плещется суровое и непередоваемо прекрасное Баренцево море и именно туда несколько лет подряд мечтал попасть мой муж.
В Кузомени среди песков теряется дорога, и дальше на восток на машине проехать невозможно, потому мы развернулись назад и отправились в сторону Кандалакши. Останавливаясь передохнуть вот в таких местечках.
Какой лес! Так и хочется сказать - сказочный. Вообще, северная природа вызывает у меня в памяти русские сказки. Необычно, слегка таинственно, так и тянет пройти еще чуть-чуть перебраться через каменную речку, заглянуть за сосенку и "увидеть невиданное, услышать неслышимое".
Проезжая Умбу, еще раз заглянули в сувенирный магазин, докупить подарков.
Чай из самовара пить не стали. Но напротив, стоит отличная кофемашина, вот с ней я и познакомилась поближе. Пасмурным утром выпить капучино с шапочкой пены, и снова ощутить себя цивилизованным человеком, это здорово. В Умбе мы, наконец, разобрались с северными колонками для воды. Питьевая вода подошла к концу, а набрать нигде не можем. Водяных колонок нет. Оказывается, на севере все не так просто. Они прячутся вот в таких домиках. А в Варзуге, например, в похожем теремке стоит насос и вода там, скорее всего, подается из скважины. Холодная и вкусная. Нужно только вставить вилку в розетку и она потечет сама. Чудеса!
Проехав Кандалакшу, снова очутились на трассе "Кола". С ее отличным асфальтом и необычными пейзажами.
Сосновые леса сменила тундра, а местами и пустоши. Я имею в виду окрестности Мончегорска. Там расположен крупный комбинат "Североникель". За последние тридцать лет токсичные выбросы, превратили прилегающую к городу местность в мертвую зону. Фотографировать не стали, очень уж печальное зрелище.
Заехали и к мемориалу "Долина Славы", на меня он произвел сильное впечатление. Надо сказать, весь север усеян костями советских солдат. В этих местах с июля 1941 по октябрь 1944 проходила линия фронта. Немцы рвались к незамерзающему Мурманскому порту, базе Северного флота в Полярном, к природным богатствам Кольского полуострова, необходимым для военной промышленности Третьего Рейха.
Здесь продолжают хоронить останки защитников Заполярья, найденных поисковыми отрядами.
В воскресенье, 7 августа, ближе к вечеру мы добрались до Мурманска. На этот город возлагали большие надежды. Дело в том, что нашему "Барсику", каждые десять тысяч километров положено делать техобслуживание, ну там маслице поменять, Из города мы выехали с чувством легкого недоумения. Ну как же "Ворота в Арктику", все должно соответствовать громкому имени. Но, кроме битого асфальта, заросших газонов, облезлых домов сталинской застройки ничего не увидели. Не по тем местам катались, подумали мы и решили на обратном пути рассмотреть все как следует.
Чтобы не возвращаться больше к этим "воротам", скажу сейчас. В городе смотреть нечего, совсем. Это одна большая промышленная зона.
По наивности своей мы подумали, что уж возле ледокола "Ленин", наверное, все красиво, и сувениры там же продавать будут (найденный в интернете магазин сувениров оказался компании "Красный куб"). К сожалению, Морской вокзал возле которого стоит ледокол, окружен забором, его ремонтируют уже несколько лет, набережной нет. А какими тропами мы пробирались к нему! Пришлось преодолеть пару-тройку железнодорожных переездов с десятком путей.
Зато ледокол оказался совсем таким как запомнила его я, увидев на картинке в учебнике географии, когда училась в школе.
Только тогда он был новым и самым могучим достижением советского кораблестроения.
От Мурманска до КПП Титовка чуть больше ста километров. После проверки паспортов (пограничники не дремлют, Норвегия не за горами), повернули, наконец, к вожделенному полуострову. Асфальт закончился сразу и началось, то что многие путешественники называют бездорожьем. А это просто совершенно убитый грейдер, состоящий им ям и ямок различной глубины и протяженности. Машина подпрыгивала вверх-вниз и раскачивалась из стороны в сторону одновременно. Ощущение что попала в шторм и кораблик качает по волнам "то здесь, то там".
Было уже совсем поздно, мы устали и практически сразу начали искать место для палатки. Заодно осмотрели безымянный водопад на реке Титовка.
Нашли быстро, просто не привередничали. Полузаброшенная дорога, привела нас на небольшую полянку, где мы и расположились на ночевку. Видели лисичку, рыженькая, симпатичная. Она совершенно спокойно бегала в нескольких метрах от палатки. Перед тем как лечь спать оставили ей косточки от шашлыка, но видно северные лисы свинину не едят. Вечером и ночью шел дождь, к счастью, утром распогодилось. И мы в предвкушении приключений отправились покорять перевал Мустатунтури.
Или Муста‑Тунтури, от финского «муста» — чёрный, мрачный; «ту́нтури» — гора без леса. Этот хребет отделяет полуостров Средний от материка. Он совсем небольшой, в длину 9 километров, а самая высокая точка 262 метра. Смешно сказать, крайние высотные отметки Ставрополя от 230 м до 660 м над уровнем моря. Но хребет есть хребет и небольшая высота совершенно не умаляет его красоты и живописности. Дальше фотографии, их не просто много, а очень много.
В этой суровой на первый взгляд картине есть своя завораживающая красота.
Разноцветные тундровые мхи, черные камни, покрытые пятнами лишайников.
И повсюду вода. Маленькие озера с крошечными островками. Цвета не передаваемые.
Солнышко то появлялось, то исчезало и от этой смены освещения менялось восприятие окружавших пейзажей. От мрачного и сурового, до легкого и радостного.
Самое мелкое место оказалось справа, нужно ехать прямо вдоль кустов, глубина там сантиметров семьдесят.
Мне показалось неправильным, что он так быстро нашел нужный фарватер и руководя операцией с моста, послала обследовать самое узкое место. Разумеется, оно оказалось самым глубоким. После того как вода дошла ему до груди, мне высказали, все что думали о руководителях. Хотя мне показалось, что мужу и самому было интересно побродить по реке.
Разумеется к нужным скалам мы попали не сразу. На очередной развилке Ваня вспомнил, что к ним ведут две дороги: верхняя и нижняя. А последняя, почти не проходима.
Я все же думаю, что ему просто захотелось подняться по каменной плите на горку. А что, подъем интересный, виды замечательные. Включил полный привод, "Барсик" заурчал погромче и пополз до самой вершины.
Я немного преувеличила, до вершины мы не добрались, потому что путевая точка на навигаторе стала удаляться. Пришлось вернуться и поехать по нижней дороге, которая оказалась вполне себе ничего. Была пара луж, они только выглядят страшными, а так неглубокие, да и грунт каменистый машина не вязнет.
Справка. Верхняя дорога ведет к милитаристам. Там то ли застава, то ли пункт слежения с антеннами и ретрансляторами. Теоретически можно проехать мимо них и спуститься к скалам сверху.
Ну, а вот это фото обязан сделать всякий уважающий себя джипер, побывавший на полуострове Средний. Долгожданные "Два брата". 69°49'26"N 31°46'1"E
И все это на фоне яркого неба. Восторг!
А когда я увидела, вот такую каменную ванну, то и совсем пропала. Купаться! В ней обязательно нужно купаться. И это я мерзлячка, которая в теплое южное море с трудом заходит. Но ощущение необходимости этого действа смело все страхи.
Совсем недалеко от своей части устроили свалку, причем не в одном месте, а рассредоточили по территории. Неужели нельзя это хоть как-то разумно устроить, хотя бы металлолом вывезти, он ведь денег стоит.
Посмотрели на маяк и повернули обратно, тем более начал срываться дождик. Он усилился и очень быстро увеличил уровень воды в ручьях. Там где мы проезжали спокойно, на обратном пути пришлось понервничать. Форсируя одну из луж, чуть там не остались. Вода стала захлестывать капот, колеса пробуксовывали, еще немного и машина бы поплыла. Все-таки наш "Барсик" совсем не готов к такому экстриму. Ну ничего будем над этим работать.
И снова хребет Мустатунтури, на обратном пути. Другой свет, другие ракурсы оттого кажется что ты проезжаешь здесь впервые.
Это перешеек между полуостровом и материком, на горизонте залив Баренцева моря.
Уже спускаясь с перевала, увидели впереди ливень. Дождь похож на занавес, который не до конца задернули. Пройдет несколько минут и полоса ливня будет смещаться все дальше и дальше, вслед за тучкой.
Ну вот еще одна мечта сбылась мы побывали на полуострове Рыбачий. Очень много ярких впечатлений останется в памяти. Но если быть уж совсем честной, то его рейтинг, на мой взгляд, сильно завышен. Мы, конечно, не все объехали, но основные места посетили. Развалины поселков и военных частей и всякую брошенную технику - техногенные останки, мы смотреть не любим. Очень уж сильно от таких вещей веет безысходностью. Ее и так достаточно кругом, а чтобы специально ехать за тысячи километров, пропялиться на нее. Нет, уж увольте. И дорога, этот выматывающий грейдер, всего-то немного больше сорока километра, а сколько времени нужно затратить чтобы одолеть его. Мы за два дня проехали всего 150 километров, причем нигде не задерживаясь, не совершая даже коротеньких походов. Я повторюсь, это не бездорожье, там вполне может проехать и легковой автомобиль. Могут быть проблемы при подъеме на перевал, но прокрасться вполне возможно. Да и броды не все глубоки настолько чтобы стать непреодолимым препятствием. Природа, безусловно, красива, но на том же побережье Баренцева моря, есть места которые гораздо менее известны, но более легко доступны и так же красивы. Об одном из них я и расскажу в следующем посте.
Перевал одолели на одном дыхании, а дальше снова начался выматывающий душу грейдер. Дорога шла по берегу Баренцева моря, но это не радовало и когда навигатор предложил свернуть, мы радостно согласились. Маршрут был проложен на путевую точку по координатам и ехали мы к широко известным в узких кругах скалам "Два брата".
Дорожка оказалась интересной, были и броды, и большие камни, и тундра кругом, куда ни кинешь взгляд, а еще грибы. Много грибов! А шляпки размером с тарелку.
Я заподозрила неладное, когда на навигаторе начал исчезать и снова появляться маршрут, так обычно бывает, когда он ведет по координатам и теряет дорогу. Начала смотреть, а куда мы собственно едем. Оказалось умный гаджет проложил кратчайший путь прямо через центр полуострова. Дорога там есть и довольно накатанная, мы рискнули продолжить ехать по ней, пока не добрались до ручья, промывшего себе глубокое русло. Более короткая машина, типа "Нивы" проехала бы спокойно. Для нашей это место тоже, в принципе, проходимо, но пришлось бы потратить слишком много времени и сил, чтобы вымостить камнями съезд. Мы не захотели, тем более неизвестно, какие еще засады могли ожидать нас на этой казавшейся в начале надежной и очень красивой дороге.
Повернули назад. Я ехала и стонала, что столько грибов, они все время попадаются на глаза, а мне так нравиться их собирать, очень уж приятные на ощупь, а какие они вкусные с картошечкой и без нее тоже. Ваня не выдержал, остановил машину и сказал: "Иди собирай!" Я радостно выпорхнула из кабины и минут за пятнадцать, придирчиво выбирая, только маленькие и хорошенькие насобирала ведерко.
Назад ехали немного быстрее, но все равно эти двадцать несчастных километров ползли около двух часов. Вообще, все дороги на Среднем, да и на Рыбачьем, они не для торопыг. Средняя скорость передвижения 10 км/ч.
Обедали уже на берегу моря, выбравшись с "грибной дороги" на грейдер.
Следующий вариант маршрута, проложенный навигатором, оказался более удачным. На этот разваливающийся мостик, я забралась, для съемки эпической картины "Брод".
Ваня облачился в резиновый комбинезончик и смело отправился на разведку.Самое мелкое место оказалось справа, нужно ехать прямо вдоль кустов, глубина там сантиметров семьдесят.
Мне показалось неправильным, что он так быстро нашел нужный фарватер и руководя операцией с моста, послала обследовать самое узкое место. Разумеется, оно оказалось самым глубоким. После того как вода дошла ему до груди, мне высказали, все что думали о руководителях. Хотя мне показалось, что мужу и самому было интересно побродить по реке.
А дальше чистое удовольствие, дорога то приближалась, то удалялась от берега, но она не была скучной, часто встречались и ручьи, текущие по колее, и высокие каменные ступени, и промоины. Хотя в общем, ничего такого с чем бы мы, не сталкивались путешествуя по Кавказу.
Разумеется к нужным скалам мы попали не сразу. На очередной развилке Ваня вспомнил, что к ним ведут две дороги: верхняя и нижняя. А последняя, почти не проходима.
Я все же думаю, что ему просто захотелось подняться по каменной плите на горку. А что, подъем интересный, виды замечательные. Включил полный привод, "Барсик" заурчал погромче и пополз до самой вершины.
Я немного преувеличила, до вершины мы не добрались, потому что путевая точка на навигаторе стала удаляться. Пришлось вернуться и поехать по нижней дороге, которая оказалась вполне себе ничего. Была пара луж, они только выглядят страшными, а так неглубокие, да и грунт каменистый машина не вязнет.
Справка. Верхняя дорога ведет к милитаристам. Там то ли застава, то ли пункт слежения с антеннами и ретрансляторами. Теоретически можно проехать мимо них и спуститься к скалам сверху.
Ну, а вот это фото обязан сделать всякий уважающий себя джипер, побывавший на полуострове Средний. Долгожданные "Два брата". 69°49'26"N 31°46'1"E
А главное чудо находится всего в нескольких километрах от "Братьев".
Берег рыжих камней.
Ваня очень много читал о поездках в эти места, но об этих скалах не слышал. Они менее разрекламированы в сети. А место очень интересное. N69°49'5'' E31°44'32''
От восторга мы не могли остановиться, снимали и снимали.
Они совершенно разные. С одной стороны, подойдешь - красиво, с другой - еще лучше.
Грибы, волки, черепахи, сфинксы кого здесь только не было.И все это на фоне яркого неба. Восторг!
А когда я увидела, вот такую каменную ванну, то и совсем пропала. Купаться! В ней обязательно нужно купаться. И это я мерзлячка, которая в теплое южное море с трудом заходит. Но ощущение необходимости этого действа смело все страхи.
А следующая найденная купель понравилась мне еще больше. Был такой задор, которого я не испытывала, пожалуй, уже много лет. Нет ну вы представьте себе, на самом краю земли, там дальше только Ледовитый океан, а я лежу себе в каменной ванне. Ну лежу, мягко сказать, не совсем получилось, хотя солнышко светило и даже пригревало, водичка была все же освежающая. Да еще какие-то туристы приехали на квадроциклах, до этого мы были совершенно одни. Скромные, такие, увидели что мы купаемся и пошли себе гулять подальше от нас (испугались наверное). Ваню я тоже убедила, что нужно немного освежиться.
Одно плохо, мой ненаглядный муж, всю поездку увлекался съемками меня любимой в стиле "Как она это делает". В результате имеем кучу фотографий: как я ползу по камням, цепляясь когтями, как прыгаю отчаянно зажмурившись, но ни одной приличной, которую можно оставить себе на память. Так что осталась я, не увековеченная ни в каменной ванне, ни в Баренцевом море в которое я тихонько прыгнула утром. Тихонько, потому что визжать я от холода не могла.
Северное солнышко садится не думало, а на часах было уже около девяти вечера. Искупавшись и побродив еще немного вокруг, мы решили остаться ночевать здесь.
Все так романтичненько, но я, пожалуй, окончательно убедилась, что ночевать в таких местах не стоит. На фото выглядит все замечательно, а в действительности, к вечеру, как и положено на побережьях поднялся ветер. И мало того что он мешал мне готовить грибы, пришлось жарить их в палатке, так он еще и отчаянно ее трепал. Пришлось ставить растяжки и подогнать машину поближе, чтобы хоть как-то спрятаться от ветра. Ночью, все это громко хлопало, и казалось, что еще один порыв и все: либо сорвет палатку, либо сломает дуги. В общем, ночка еще та выдалась. Зато я проснулась на рассвете и погнала мужа делать красивые снимки. Обычно в это время суток мы сладко спим.
Утро выдалось такое красивое, мы еще немного погуляли, нашли местечко в скалах где можно окунуться в море и сделали это.
Хотя мне страшновато было. Камни покрыты ракушками, небольшие волны бьются о скалы, водоросли, да еще и ожидание очень холодной воды. И если бы я не сорвалась с мокрого камня, наверное, так и не сумела окунуться. Короче, искупалась, потому что упала. Потом долго выползала, все ни как не могла подтянуться на руках, чтобы не ободрать коленки о мелкие раковины, которыми были усеяны камни.
Наглядный пример, "как я это делаю". Вот эта красивая скульптура, зовется счастливой черепахой.
И на ней обязательно нужно посидеть, ну или в моем случае полежать. Я ужасная трусиха, там высоковато, мне страшно, но я ползу к цели.
И так всегда, сначала лезу и очень боюсь. Потом прошу мужа снять меня с того места, куда неизвестно зачем ползла с завидным упорством.
Кстати, здесь отличная связь, жаль только, что оба оператора и Билайн и Мегафон, решили, что я в Норвегии. Получила кучу SMS с поздравлениями, что я в международном роуминге (Билайн после этого сообщил, что недостаточно средств и вырубился). Потом они долго радовались, моему возвращению на родину.
Ну и в обратный путь, еще одно фото "Братьев" на память, с другого ракурса, и мы едем на полуостров Рыбачий.
Снова был брод, и трясучий грейдер, потом узенький перешеек между Средним и Рыбачьим. И начались другие, более суровые пейзажи. Очень много каменных рек, скал. Дорога в некоторых местах отсыпана галькой. Немного лучше, чем на Среднем. Зато много глубоких луж, а в некоторых местах приходилось ехать по руслам ручьев. Едешь и не знаешь, саданет камнем по днищу или нет. Но все обошлось.
Спустившись, с небольшой горки увидели песчаные пляжи.
Море, песок, солнце, ну чем не Баунти. Только пальм нет.
Там и отобедали.
В отличие от Среднего было довольно людно, и джиперы, и милитаристы на какой-то самоходке, и велосипедисты, кстати краснодарцы. Ну кого еще кроме южан, понесет к холодному морю. Только тех у кого теплое под боком. Мы же слегка пресытившиеся красотами, хотели добраться только до маяка на мысе Немецкий.
Именно он и является самой северной точкой европейской части России.
Отметились. Здесь нам не понравилось.
Дело в том что оба полуострова в Советское время были закрытыми. Там все утыкано военными базами. Как - никак ближайший сосед Норвегия - член НАТО. Сейчас осталось совсем немного военных частей. Большая часть поселков, складов, бункеров, техники брошено. Гниет и ржавеет.
Надо сказать военные много где так себя ведут, сначала все кругом загадят, а потом ждут пока само рассосется. Вот и здесь так же.
Совсем недалеко от своей части устроили свалку, причем не в одном месте, а рассредоточили по территории. Неужели нельзя это хоть как-то разумно устроить, хотя бы металлолом вывезти, он ведь денег стоит.
Посмотрели на маяк и повернули обратно, тем более начал срываться дождик. Он усилился и очень быстро увеличил уровень воды в ручьях. Там где мы проезжали спокойно, на обратном пути пришлось понервничать. Форсируя одну из луж, чуть там не остались. Вода стала захлестывать капот, колеса пробуксовывали, еще немного и машина бы поплыла. Все-таки наш "Барсик" совсем не готов к такому экстриму. Ну ничего будем над этим работать.
И снова хребет Мустатунтури, на обратном пути. Другой свет, другие ракурсы оттого кажется что ты проезжаешь здесь впервые.
Это перешеек между полуостровом и материком, на горизонте залив Баренцева моря.
Уже спускаясь с перевала, увидели впереди ливень. Дождь похож на занавес, который не до конца задернули. Пройдет несколько минут и полоса ливня будет смещаться все дальше и дальше, вслед за тучкой.
Ну вот еще одна мечта сбылась мы побывали на полуострове Рыбачий. Очень много ярких впечатлений останется в памяти. Но если быть уж совсем честной, то его рейтинг, на мой взгляд, сильно завышен. Мы, конечно, не все объехали, но основные места посетили. Развалины поселков и военных частей и всякую брошенную технику - техногенные останки, мы смотреть не любим. Очень уж сильно от таких вещей веет безысходностью. Ее и так достаточно кругом, а чтобы специально ехать за тысячи километров, пропялиться на нее. Нет, уж увольте. И дорога, этот выматывающий грейдер, всего-то немного больше сорока километра, а сколько времени нужно затратить чтобы одолеть его. Мы за два дня проехали всего 150 километров, причем нигде не задерживаясь, не совершая даже коротеньких походов. Я повторюсь, это не бездорожье, там вполне может проехать и легковой автомобиль. Могут быть проблемы при подъеме на перевал, но прокрасться вполне возможно. Да и броды не все глубоки настолько чтобы стать непреодолимым препятствием. Природа, безусловно, красива, но на том же побережье Баренцева моря, есть места которые гораздо менее известны, но более легко доступны и так же красивы. Об одном из них я и расскажу в следующем посте.
Таня,
ОтветитьУдалитьИ всё-таки вы очень смелые!
За столько километров самостоятельно доехали и даже о ТО не забыли! ;)
Природа и пейзажи на последних фотографиях - дух захватывает! Суровая красота.
Представляю, сколько у вас эмоций сейчас, несмотря на некоторые минусы в поездке.
Таня спасибо!
УдалитьМы просто к этой смелости шли потихоньку и много лет. Сначала боялись ездить одни, потому путешествовали с друзьями, потом страшно было остаться без ночлега и еды - брали в аренду автодом. Потом начались поездки горы с палаткой, на пару дней, а года три назад поняли что можно переезжать с места на место так интереснее. Мы и сейчас боимся, но едем. :))
Очень жалко ,что от Мурманска у вас осталось такое плохое впечатление. По-моему вы не там гуляли. Город молодой-ему всего сто лет и все достопримечательности связаны в основном с войной. Загляните в блог "Лоскутушка", там может больше красоты увидите.
ОтветитьУдалитьНе то что бы плохое, просто ожидали большего. Да и привыкли, что в каждом городе, особенно таком крупном и известном есть центр или набережная, ухоженная и красивая. Странно что в Мурманске этого нет. А Лоскутушку читаю. Кстати у нее самый большой и красивый пост о Терском береге Белого моря.
УдалитьЯ много читала о самом городе, смотрела фото он совершенно промышленный. Любителям техногенных сооружений: трубы, ж/д пути, портовые краны должно понравиться. В этом есть свое очарование.
Очень понравились ваши фотографии. Север хорош по своему, к нему надо привыкнуть присмотреться .Здесь много полутонов в цвете. Северное небо не сравнить с южным, оно ни такое яркое ,но... О севере я могу говорить очень много ,простите.
ОтветитьУдалитьСпасибо! Я тоже люблю север. А небо у вас лучше, таких облаков вы на юге не увидите. У нас бледно-голубое марево висит в воздухе и нет прозрачности и чистоты.
УдалитьЯ тоже могу говорить о нем бесконечно.
Ах, эти северные пейзажи. Не горы, конечно, но все равно мощща от этого ровного спокойствия прёт...
ОтветитьУдалитьКак это не горы! А высота 262 м, хребта Мустатунтури! :))
Удалить