среда, 28 июня 2017 г.

Где-то там за седьмым перевалом...

В унылой череде трудовых будней и дождливых выходных нам таки удалось получить глоток свободы.
Аксаут. Люблю я эту затерянную в горах Карачаево-Черкессии  неприметную долину.

Мы бывали там не единожды, но каждый раз она удивляет и радует нас чем-нибудь необычным и чудесным.
Итак, собственно о поездке. Выехать удалось в субботу после обеда. Описывать дорогу не стану, все как обычно, тихая уютная дорожка, мерно бегущая через вольно раскинувшиеся по степи поселки, с интересно чередующимися названиями: Вако-Жиле и  Зеленчук Мостовой, Фроловская и Эрсакон.
В Кардоникской свернули с трассы в направлении Хасаут-Греческое. История села началась более 150 лет назад с двадцати двух семей греческих переселенцев. Сейчас в нем мирно соседствует православная церковь и мечеть. Мечеть правда выглядит побогаче, а вот асфальт совсем плох, но вскоре заканчивается и он. И мы снова трясемся по грунтовке, кое-где подсыпанной гравием, и размытой весенними паводками. В апреле прошлого года  были в этой долине, обнаружили чудесное местечко на берегу Аксаута, среди душистых  сосен, и разумеется в этот раз нам нужно было отыскать именно его.
Достаточно покружив по аксаутским полянам, миновав кош и погоняв по дороге коров, нашли "нашу" стоянку уже в сумерках.
Вечер был таким тихим и теплым, что  мы засиделись у костра до полуночи.
Я не писала, но на 9 Мая мы ездили в Архыз, на фестиваль бардовской песни. Надо бы выложить фотографии, только неохота. Дело в том, что я была сильно разочарована и фестивалем и погодой. Очень холодно и мокро и это действовало не только на нас, но и на бардов. Концерты были на удивление неинтересны.
А эта поездка чудо как хороша. Утро солнечное и воздух как-то по-особенному прозрачен, все кругом видится особенно четко и резко.
А я снова пью кофе и любуюсь на заснеженные вершины. Что может быть лучше: неспешно потягивая ароматный напиток, греться на ласковом солнышке. Не нужно никуда спешить, тихое мирное утро в очень красивом месте.
 Тепло было настолько, что захотелось помыть кружки в реке, чего обычно по доброй воле я не делаю.
Потом решили прогуляться.
Надо сказать, что рано утром нас посетили. Услышав топот, я открыла глаза и заметила тень, падающую на палатку. Спросонья не сразу сообразила, что это наши вечные спутники - вездесущие коровы, пришли на разведку. В надежде сожрать что-нибудь. Мне почему-то вспоминается мультик "В стране невыученных уроков", корова там была плотоядная и авторы уверяли, что это неправильно. По мне, так и недалеко от истины, они жрут едят все что плохо лежит.  Уходя, из лагеря я приметила вдалеке стадо, мелькнула мысль, мы же ненадолго уходим и успеем вернуться, пока коровки добредут до нашей палатки, если вообще пойдут в нашу сторону. Оказывается, я плохо знакома с повадками крупного рогатого скота. Не успели мы отойти от лагеря на несколько метров, самые шустрые ринулись к стоянке, надеясь первыми урвать вкусняшек.
 Пришлось возвращаться и взяв хворостину, показать этим Milky Way, кто на поляне хозяин.
Вот не знаю как это высказать, всю эту коротенькую поездку меня не покидало ощущение чьего-то присутствия. Это началось с зайца, да-да с самого обыкновенного зайца, который не спеша прошествовал через дорогу перед самым носом нашей машины. Важный такой, показал свой хвостик сердечком с белой каемкой по краям и  отделанные таким же мехом ушки. Уселся в травке и наблюдал как мы проезжаем мимо. Обычные зайцы, себя так не ведут, они пугаются и убегают. А этот наблюдал. Потом, собирая дрова, я обнаружила подкову, висящую на сосне, Ваня положил ее к себе в карман, приговаривая что теперь, у нас их будет две (найдем еще две, а потом может и лошадка появится). Вечером я все время оглядывалась по сторонам, в сумерках мне чудились силуэты людей или нелюдей. Несколько живописных пней сбивали  с толку. Причем страха я не испытывала, было ощущение чего-то сказочного. В зыбком вечернем свете старые полузасохшие сосны казались мне Энтами, для тех кто понимает, теми самыми, из "Властелина колец". (Мужу пришлось напомнить). Утром наваждение исчезло,  но все равно эти сосны необыкновенны и я продолжала грезить о всяких разных существах. Как вам эта сосна?
Или вот эта парочка, в глубине, явно о чем-то сплетничают.
А вот еще.
Муж, правда, пытался убедить меня, что вечером было красное вино, может, это оно дало такой необыкновенный результат. Но я с возмущением отвергла это утверждение. Вина было слишком мало, да и не обладают легкие Таманские вина галлюциногенным эффектом. Очень уж хотелось чего-то эльфийского, ну на худой конец, просто сказочного.
Июнь в горах самый что ни на есть весенний месяц. Лужайки покрыты желтым ковром цветущих лютиков. Дымком висит в воздухе пыльца.
Не только цветочная но и сосновая.
Видимо, находясь под впечатлением от Таманских вин, мне пришло в голову изобразить из себя статую на белом гранитном постаменте.
После прогулки немного передохнули. С вязаньем в поездках я не расстаюсь. Но ездим мало, поэтому процесс идет медленно.
Как нам показалось отдых подходит к концу и надо двигаться к дому, была еще задумка подняться к святому источнику, вот здесь я писала о нем. Вот только доедем до пограничного щита, где в прошлом году нас остановил сугроб и сразу назад. Так и сделали. Снега уже не было и мы ехали и ехали.

Давно остался позади пограничный щит и заброшенные стойбища лесорубов.
А мы, все ехали и ехали, не встречая ни одной живой души. Только в одном месте увидели притаившуюся на обочине машину с Краснодарскими номерами. Позже встретили и ее хозяев. Они оказались крутыми ребятами  эти краснодарцы. Приехали на выходные, быстренько метнулись на Каракаю (3893м) и назад.
Ехали пока дорога окончательно не исчезла в русле реки. Прошлись немного пешком, очень уж хотелось рассмотреть Аксаутский ледник. Красавец!
Вот она причина вернуться сюда еще раз и попробовать подойти поближе.
Полакав немного нарзана, окончательно повернули к дому.
Нет в этой поездке явно присутствовало немного мистики, иначе как объяснить то что я почти все время мурлыкала про себя песенку:
"Может, там за седьмым перевалом

Вспыхнет свежий, как ветра глоток,
Самый сказочный и небывалый,

Самый волшебный цветок."

Крутой склон с зарослями розовых рододендронов. Таких мы еще не видели. И охрана на месте. Пень явно смахивает на лешего.
Как же нам не хотелось уезжать и тут же нашлась причина еще немного задержаться. Водопад, ну или круто текущая река. Но такой красивый, бурлящий белоснежный и очень громкий.
Подъем казался несложным и мы полезли. Очень хотелось подняться на самый верх.

Скалы, сосны и кипящая вода, завораживающее зрелище.

К моему большому огорчению добрались только сюда.
Время поджимало, да и одежда с обувью не подходящая, там дальше совершенно мокрые камни и бревна. Но думаю подняться можно и выше и посмотреть откуда же с такой силой выплескивается вода.

Деревянный мостик-последний аттракцион. Отдых остался позади. Нас ждали почти 50 километров трясучей дороги до Хасаут-Греческое и еще около 200 до дома.
В квартиру ввалились к 12 ночи уставшие, но совершенно счастливые.

1. У меня назрел вопрос на фоне этого отчета. Мильён лет назад, когда мы ходили пешкодралом из Домбая в Архыз, мы спускались с перевала Алибек, шли мимо ледника Джаловчат и потом вниз по долине Аксаута. Так вот в сосновом леске на правом берегу (если стоять лицом к Кардоникской) раньше обитали пограничники в больших количествах, а сам пограничный синий щит располагался намного километров ниже, на другом берегу. После того, как ввели 5-километровую зону я в Аксауте не была, так вот, собсна вопрос к тем, для кого место не единожды посещенное: их сместили куда-то выше или они там все еще обитают?

1. Мы тоже их искали. Задумка была доехать до поста, а потом уже поворачивать домой.
      Видели домики с колючей проволокой по правой стороне, но они стояли закрытые. Видели заброшенный поселок за железным забором. Людей нет совсем, может выходной день.Так что пограничники стоят они где-то еще выше.

2. Ага, спасибо! Полезно знать как там чего на будущее.

2. Таня, какие потрясающие фото! Полный восторг, спасибо что поделилась ! =)

3. Таня,

Очень рада читать!
    И очень-очень рада за вас, что поездка удалась!
    Выходные на фоне такой природы...это ли не счастье! ;)

1. Таня, большое спасибо!
      Счастье, еще какое. Будем повторять, счастья много не бывает. :))