пятница, 25 сентября 2020 г.

Про Осетию с любовью II

Вскоре погода окончательно испортилась. Небо затянуло тучами, пошел мелкий, моросящий дождик и мы отправились назад. Возле святилища нашлись навесы, защищающие от дождя, но, увы, не от ветра. Там и пообедали, натянув на себя теплые вещи. Поскольку наш тщательно разработанный план был нарушен, практически с самого начала, ночевать отправились к Миграбидинским водопадам. По прошлой поездке запомнилась громадная поляна, на которой можно без труда найти место для лагеря. Проехали более 100 километров, забрались в другую долину, но солнышко так и не появилось. Палатку ставили под дождем. Еще раз порадовались ее размерам и возможностью спрятаться и от дождя, и от ветра. А вот над водопадами висело облако, совершенно скрывшее их от нашего взора.

Утро порадовало низкой облачностью и наше желание еще раз полюбоваться водопадами не сбылось.
Поехали дальше, к Башне Кровника, расположенной вблизи разрушенного селения Хуссар Хинцаг. От него практически ничего не осталось, кроме склепов. Кажется что над ними не властно время.
А сама башня расположена немного дальше, в пещере горы Урс-хох, в узкой расщелине между отвесными скалами. Место это, хотя и находится недалеко от селения Даргавс с его знаменитым "Городом мертвых", мало известно. По моему мнению, на башню стоит посмотреть. Скальная крепость как ласточкино гнездо прилеплено к скале и почти сливается с ней. Кладка камней отличного качества, гладенькая, неплохо сохранившаяся. Легенда тоже есть:"Давным-давно эту оборонительную башню возвел неизвестный горец, который спасался от кровной мести. Он бежал из другого ущелья и добрался до горы Сау Хох, где обнаружил пещеру. Несколько месяцев он втайне выбирался ночами, и постепенно, камень за камнем, возвел свою башню. Отсюда он вел оборону и отражал нападения недругов, получив возможность снова выходить из башни при свете дня". Нет, все же альтернативщики окончательно испортили мой характер. Дело в том что последние полгода я активно интересуюсь альтернативной историей. И если раньше на всякие несуразности в описаниях событий, датировках, предназначениях строений я либо не обращала внимания, либо списывала на свою безграмотность, то теперь все изменилось. И многое, особенно легенды вызывают истерический смех. Нет, ну в самом деле, "неизвестный горец", а башня принадлежит роду Кадзаевых. Все-таки он был известен, или его убили и башню приватизировали. Строил он ее один, вблизи селений,  ночами, ни ел, ни пил, только таскал камни, обтесывал, месил раствор, и никто ничего не слышал и не видел. Башня датируется XVI-XVIII веками, ну 300 лет для истории, мелочи. Ну так и напишите, кто, как и когда строил неизвестно, предназначение не совсем понятно.

Напротив Башни Кровника расположено водохранилище Гизельдонской ГЭС. Это как раз то о чем я писала в начале поста: если Осетия по какой-либо причине не показывает одно место, она позволяет насладиться другим не менее замечательным зрелищем.
Я никогда особо не интересовались производством электроэнергии, но тут увидела водохранилище, начала читать.
Удивлению не было предела. Итак, сначала: Гизельдонская ГЭС введена в эксплуатацию в 1934 году. Построена была за семь лет. Из сделанного:
- плотина,  расположенная на древнем завале Кахты-Сар. Естественный завал укрепили землей и камнями. Водохранилище служит для забора воды в специальный канал, служащий для подачи ее на турбины и для сброса лишнего в Терек. Это как бы обратная сторона луны  завала. Саму плотину заснять не получилось. Трудно подобраться и ракурсы для съемки были неудобные.
-Выписка из Википедии: "Деривационный напорный тоннель круглого сечения диаметром от 2,05 м до 2,35 м, имеет длину 2487 м, пропускная способность 10,6 м³/с, максимальный напор 19 м. Тоннель проложен в различных породах, в частности пересекает породы завала и ряд заполненных и пустых трещин. Тоннель облицован бетоном толщиной 5-7,5 см, в слабых местах армирован железной арматурой. Тоннель заканчивается уравнительной цилиндрической шахтой переменного сечения от 4 м до 11,5 м, общей высотой камер — 25,4 м. Напорная штольня длиной 183 м служит для подачи воды из уравнительной шахты в напорный трубопровод". На фотографии в верху среди скал, и есть выход из проложенного в горных породах тоннеля.
  Большая часть оборудования гидроэлектростанции находится в эксплуатации с момента её пуска — более 80 лет, продолжая функционировать и в настоящее время.
Читается как сказка, так и хочется похихикать. 1927 год, не прошло и нескольких лет после окончания Гражданской войны, конфликты между красными и белыми, непрекращающаяся кровная вражда горцев, проблемы с Грузией. И тут где-то в попе мира,  простой житель селения Даргавс Цыппу Байматов, выдвигает идею возведения ГЭС на водопаде Пурт. Как пишут: " Не имея профессионального образования, он сумел составить эскизный вариант и экономическое обоснование ГЭС. Рабочий проект гидроэлектростанции был утвержден Центральным Электротехническим Советом 11 марта 1927 г., и в том же году началось ее строительство".
Ну прямо как и со многими нашими постройками, необразованный Левша, интуитивным проектированием легко решает проблему электрификации. Выписка из статьи
"История гидроэнергетики Северной Осетии" с сайта РусГидро : "Серьезные трудности возникли из-за местных условий, горная специфика района тормозила процесс работы. Строительство ГЭС проходило, практически, вручную, с минимальным применением механизмов и строительной техники. Трубопроводы на волах завозили на строительство". Как???
Картинки с этого же сайта. На фото только строительство плотины из земли и палок. Тоннель 2487 метров? Пишут что закладывали шурфы и взрывали, я неспециалист, но сомнения гложут...

Ну да ладно! Что еще интересного обнаружилось? Наткнулись мы на заброшенную туристическую базу Кахтисар, располагавшуюся на вершине перевала между Даргавским и Кобанским ущельями. База закрыта в 2009 году. Скорее всего, ее закрыли потому что, начали строительство новой дороги через перевал, а может, поток туристов иссяк. Ведь одно лишь упоминание о Кармадонском ущелье, навевает тревогу, а оно здесь совсем рядом.
А вот сама дорога поразила наше воображение.
По слухам, здесь была древняя дорога, построенная, представителями 38 фамилий, проживающих в этом районе. И на ее основе проложили новую, заодно снесли фуникулер прослуживший около 100 лет. Длина ветки фуникулёра составляла 523 метра, а высота подъема - 253 метра. Фото найдены в сети.

Сейчас подобный подъемник работает в КБР. Он исправно служит для подъема не только людей, но и автомобилей в альплагерь Уллу-Тау. Надо бы съездить покататься, пока не снесли. А про строительство дороги почти ничего не нашла. Так крохи, пишут что еще не достроена, что будет украшена скульптурами героев нартского эпоса, что плиты пилили специальными итальянскими машинами. А наши рабочие, под руководством иностранного специалиста, два года учились ими управлять. А еще в статье написано, что сии чудо-станки, перемещающиеся по рельсам, здесь пилят гранит. Нет ну вот как такому верить! Журналист хотя бы картинки в сети посмотрел. Даже мне неспециалисту видно, порода мягкая, известняк какой-то. И еще, ни одной фотографии итальянской техники не нашла. Если у кого есть поделитесь ссылкой, буду благодарна.
А пока, дорога украшена отличным граффити, особенно эффектно это смотрится сверху. Какая-то оптическая иллюзия и кажется что камень с рисунком расположен горизонтально.
Спустились вниз, сполна насладившись предложенным зрелищем.
Вдоль дороги ведущей к зданию Гизельдонской ГЭС можно еще раз полюбоваться на гладенько спиленные скалы и на реку Гизельдон, вернее, ручеек.

На этом программа путешествия не закончилась, хотелось посмотреть верховья Кармадонского ущелья и проверить еще одну "перспективную" дорожку.
Итак мы выбрались на трассу в районе селения Кобан, затем по указателю "Кармадон" снова нырнули в ущелье, о нем я уже писала в одном из предыдущих постов про Осетию. На этот раз мы ехали по направлению к селению Саниба. Вот это заросшее молодой зеленью русло и есть следы сошедшего ледника Колка.
Остались завалы щебня, на противоположном берегу видны заброшенные здания санатория.
А нам дальше. Отличная гравийка серпантином поднимается все выше и выше. Можно было бы сказать: "открывая перед нами великолепную панораму кавказских гор". Увы, не в этот день.

Осетия, как бы говорила, на сегодня хватит, достаточно чудес посмотрели, остальное покажу в следующий раз. А мы миновав самую высокую точку перевала около 2000 м, начали спуск. Ненадолго остановившись на смотровой площадке с именем собственным " Арвы Ком"
Полюбовавшись на низкую облачность, отправились домой, пообещав себе обязательно вернуться.