среда, 9 июня 2021 г.

Дагестан из окна автомобиля IV. Опасности и приключения.

Следующий день нашего путешествия был совершенно уникальным. Большая его часть прошла в попытке вырваться из ловушки для простаков.
 Прошлое повествования я закончила рассказом о парковке у подножия аула Гамсутль. Время близилось к вечеру, нужно было искать место ночевки, чем мы и занялись. С трудом миновали высокогорное селение Чох, протискиваясь по его узким улочкам, проехали пару десятков километров, внимательно осматривая все боковые съезды и ответвления. И наконец, присмотрели симпатичную дорожку, петляющую между холмов.
Немного покружив по террасам, нашли ровное место для лагеря. Стоянка показалась неплохой: с одной стороны, высокий холм с небольшим скальным массивом на вершине, с другой - довольно крутой склон. Единственным недостатком, как нам тогда показалось,  был сильный ветер. Вечер получился чудесный, несмотря на пасмурное небо и срывающийся время от времени мелкий дождик. К сожалению, мы совсем забыли о прогнозе погоды, который так внимательно изучали перед поездкой. А он предвещал на 4 мая сильные осадки, снег и понижение температуры. Дождь усилился ночью и утром так же мерно барабанил по палатке. В редких разрывах туч можно было увидеть вершины гор, присыпанные снегом. Мы не спешили, в надежде, что погода улучшится. Конечно, в голове мелькали тревожные мысли о том, как будем выезжать отсюда. Но нам помнилось, что дорожка была неплохой и большую ее часть мы ехали по зеленой травке. Как же мы ошиблись. Начали сворачивать палатку, ругаясь и вспоминая сколько раз, ее горемычную, укладывали в чехол совершенно мокрую. Ваня в первый раз залил топливо из канистры. Внезапно раздался громкий стук. Повернув головы на звук, увидели два громадных камня, отколовшиеся от вершины холма и катившихся по склону, набирая скорость. К счастью, траектория их движения пролегала далеко от нас. После этого зрелища сборы закончились очень быстро и мы счастливые сели в машину. Почти сразу, на вполне безобидном спуске, мы заскользили вниз кратчайшим путем, невзирая на тормоза, и только благодаря колее, в которую удачно свалилась машина, удалось избежать встречи с большим камнем внизу на повороте. Стало понятно - легко отсюда не выбраться… Небольшой боковой уклон, который вчера мы проскочили, даже не заметив, после дождя превратился в непреодолимое препятствие. Не проехав и километра, остановились перед поворотом, увидев, что травка закончилась и началась грунтовая дорога, основательно раскисшая после дождя. Осыпающийся земляной склон, сузил и без того неширокую дорожку. При попытке его обогнуть, машина начала сползать к обрыву. Назад, к нашей уютной поляне, мы вернуться уже не можем, а ждать пока прекратиться дождь и высохнет земля, стоя на дороге, не хотелось совершенно. Тем более, сверху периодически сыпались мелкие камешки, напоминая о недавнем событии. Значит, нужно срочно что-то предпринимать.
 Остановились. Долго думали, как же нам лучше поступить. Мое предложение, использовать хайджек, подложив его под колеса, муж с возмущением отверг. Идти за помощью далеко, да и чем нам могут помочь, тут нужны цепи и рабочие руки, а не трактор, который нам, теоретически, могут одолжить местные. Решили, что вдоль высокого края дороги, нужно выкопать канавку, двигаясь по которой как по рельсам, машина минует опасное место. Таков был наш блестящий план. Ваня достал лопату и начал подгрызать склон, заодно углубляя колею, а я камнями мостила вторую. ЧЕТЫРЕ часа, насквозь мокрые от дождя и пота, мы воплощали его в жизнь - строили эту дорогу. За это время мы поняли несколько вещей:
-Fiscars-овская лопата может гнуться!
- на каждую ногу налипает несколько килограммов глины и сама она не отваливается
- и да! – нужны цепи.
А больше всего запомнились два момента- это скользкая чавкающая грязь под ногами и олень, пришедший посмотреть на этих безумных двуногих. Услышав шорох я подняла голову и увидела
его, стоящим на склоне, прямо над Ваней. Приятного кофейного цвета, с белой попой и ветвистыми рожками. От растерянности я начала кричать мужу, чтобы он смотрел на меня, одновременно показывая на оленя. Пока он вертел головой не понимая, что к чему, животина скрылась за холмом. Наконец, мы решили что достаточно прокопали. Ваня сел в машину и осторожно, прижимаясь к склону, проехал это ужасное место. А я забралась повыше и переживала. Очень уж страшно было. Обрыв там крутой и высокий, если что, костей не соберешь. Не знаю, насколько крепкие нервы нужно иметь, чтобы снимать такие приключения на видео, как делают многие джиперы. Я трясущимися руками, достала телефон, только после того, как машина миновала опасный участок.

Ненадолго остановились, помыли обувь, выдали задание навигатору привести нас к морю. На сегодня хватит с нас этих гор.
Проехали немногим более ста километров до побережья, по довольно безжизненной местности. Устали настолько, что не было даже желания останавливаться на обед, да и время поджимало.  Не хотелось в темноте искать место для стоянки. В каком-то из селений наткнулись на пекарню и купили горячих дагестанских пирогов с забавным названием "чуду". Это очень вкусно. Пекут их как и из дрожжевого, так и из пресного теста. И начинки разнообразные. Мы пробовали и с мясом, и с сыром, и даже с курицей и грибами. Уже ближе к вечеру, добрались до селения Инчхе. И почти сразу же, слегка покружив среди виноградников, выбрались на дикий пляж. И там было сухо и тепло! Утро следующего дня было занято приведением себя и своей одежды в порядок. Окончательно отмыли обувь, почистили от грязи куртки и штаны, искупались (не в море), высушили палатку.

Побродили по пустынному пляжу.
Ваня, радуясь солнышку и легкому ветерку, дававшему ощущение прохлады, расслабился и нечаянно обгорел. Спина, плечи болели несколько дней, а потом и шкурка облезла.
После обеда заскучали, вчерашнее приключение позабылось и мы отправились навстречу новому. Монетку в Каспий я бросила, но не думала, что мы так быстро сюда вернемся.
 Виноградники порадовали свежей зеленью и яркими маками.
Цветущих маков было невообразимо много и вдоль дороги, и среди полей.
Следующее место, которое нам хотелось посмотреть, аул Кубачи и мечеть в заброшенном селении Кала-Корейш. Расстояние около 80 километров. Планировали немного погулять и там же стать на ночевку. Но не все так просто. Для начала аул Янгикент. Странное место, похожее на Бермудский треугольник. В самом центре села, навигатор, до сих пор вполне уверенно прокладывающий маршрут, заблудился. Мы некоторое время кружили по "средневековым" улочкам. Надо отметить, что повсюду в республике строятся новые дома, к сожалению, на месте старых. То есть планировка и ширина улиц остается прежней. Я сильно разозлившись на "Навител", переключилась на "Яндекс навигатор", который в цивилизованных местах неплохо себя зарекомендовал. Ну, что сказать, он проложил такой же маршрут: мимо кладбища, по старой бетонке, и полуразрушенному мостику без ограждений, но хотя бы ведение не сбрасывал. Сейчас, рассматривая карту, отчетливо понимаю, что "Навител" сэкономил нам четыре километра пути, предложив лучший, по мнению его искусственного интеллекта путь. Потерю времени и нервов подсчитать не могу. Видимо, нужно более серьезно работать над маршрутом перед поездкой. Но всего не предусмотришь. Буду думать. Хотя, наверняка все путешествующие таким образом, время от времени блуждают в пространстве, но никогда в этом не признаются.
Добраться в Кала-Корейш можно из аула Кубачи по горной тропе, но дорога сложная, а можно пешком. Мы выбрали пеший маршрут, наверное, зря. Свернув по указателю «Кала-Корейш 1,2 км», через несколько минут оказались на парковке. Там уже стояло несколько машин с московскими номерами. Расстояние мне показалось небольшим, только вот я не подумала о том, что тропа для паломников может быть настолько крутой. Пешеходный серпантин так же отвратителен, как и автомобильный. Дорожка, кое-где укрепленная камнями, петляет по лесу с постоянным набором высоты.
 Желание посетить святое место должно быть очень большим. У меня его не было, поэтому пройдя две трети пути, я взбунтовалась и пошла назад. А Ваня отправился дальше. Позже, почитав немного умных книжек, поняла, что особо ничего не потеряла. Подойдя к нашей машине, встретилась с молодой женщиной, которая тоже вернулась с полпути. Мы мило болтали, поджидая наших любителей пеших прогулок. Когда все вернулись и стали делиться впечатлениями от Дагестана и его достопримечательностей, выяснилось, что мы не ошиблись в своих предположениях. Абсолютно все туристы посещают одни и те же места, используют одни и те же точки для съемок. Ну и мы не будем открываться от коллектива.
Справа на фотографии изображена мечеть, датируемая 12 веком.
И уникальный для этих мест мавзолей.
 Но обо всем этом я буду делать отдельный пост.
Поскольку высота Кала-Корейш около 1000 метров над уровнем моря,  мы не стали метаться и искать место для ночевки в этих краях. А в Кубачи ехать передумали, хотя расстояние до него около 17 километров, но это горный серпантин с грунтовым покрытием и вчерашняя непогода не сделала его более дружелюбным. Да и местность, хотя и покрыта лиственным лесом, но очень гористая и найти ровную полянку было бы сложно.
Вернулись к морю, на уже знакомый нам пляж, в полной темноте.