вторник, 12 октября 2021 г.

Дагестан из окна автомобиля. Заключение.

 Не прошло и полгода, как я собралась с силами, чтобы написать заключительный пост о майской поездке в Дагестан.

Собственно в предыдущих постах я рассказала обо всех достопримечательностях, которые нам удалось посмотреть. Не охваченными остались только сувениры и вкусняшки. Вот за ними мы отправились в Махачкалу. Город практически не видели, забили в навигатор адрес рынка и парочки сувенирных лавок и следили только за дорогой и местами для парковки. Начали с магазина с красивым названием: этно-бутик "Горец". Внутри было все очень красиво. Сувениры отличались большими размерами и соответственными ценами. Кинжалы, глиняные кувшины, нарды и шахматы, кубачинское серебро, все исключительно ручной работы. И конечно, ослики, но не балхарские. Балхарская керамика - традиционный народный промысел Дагестана. Занимаются им преимущественно женщины. Изделия формируются на гончарном круге жгутовым методом. Но это посуда, а есть еще и милые игрушки: ослики, колокольчики, уточки, фигурки женщин. Одним из отличий, является отсутствие глазури. Расписывают их растительно-геометрическими узорами, обязательно белой краской. Так вот, пока размышляла, готова ли я отдать три тысячи за осла, Ваня бегло осмотрев ассортимент, предложил поискать другой магазин. Видимо побоялся, что  осел победит мою жабу. Действительно, невдалеке нашлась еще одна сувенирная лавка. Товар там был попроще, зато нашелся балхарский ослик, именно такой, как я хотела. На холодное оружие я не смотрела, а вот серебро изучила как следует. Дело в том, что много лет назад, еще в начале восьмидесятых мама подарила мне серьги и колечко из позолоченного серебра. Сказала, что это Кубачинское. И только в этом году, опечаленная тем, что не купила себе в Дагестане украшения, обнаружила, что тот давний подарок был изготовлен на заводе "Северная чернь". По крайней мере, в настоящее время он называется так. И те самые серьги, продаются там и сейчас, правда, уже без золотого покрытия. Забавно получилось, теперь я понимаю, почему кубачинское серебро мне не понравилось. Просто оно другое, менее изящное, что ли. А еще мне  приглянулись куклы. Не все, конечно, среди них есть и обычные пластиковые мордашки. 

Но вот те дамы с грубоватыми лицами и "могучими" бровями, просто восхитительны. Да и мужчина в белой папахе очень хорош.
Закончив с сувенирами, отправились на рынок. Надо сказать, что рынки я не люблю, ну не понимаю этого пресловутого восточного колорита, да и торговаться ненавижу. Но здесь мне понравилось, несмотря на валяющуюся в проходе баранью голову с рогами и шОрстью. Перешагнули и ладно. Зато там нашелся милейший дядечка, продававший традиционный урбеч и горный мед. Мы купили и то и другое. Урбеч из миндаля и фундука, дома улетел моментально. С чаем и свежим хлебом он был бесподобен. И мед, уже не помню какой,  был очень вкусный. Не такой приторно-сладкий, которым торгуют вдоль дорог (мы брали несколько раз и в Осетии, и у нас в КЧР), то просто сахарный сироп, а этот был настоящий ароматный и жутко вкусный. А на выходе из рынка, нас ожидал сюрприз. Женщины торговали вот этими воздушными изделиями в громадных мешках.
Ну кукуруза и рис - это понятно, но что за макароны во втором мешке, так и осталось загадкой. Мы остановились спросить, что это такое и с чем его едят. Купили на пробу. Нечто пенопластовое, но с медом очень хорошо идет. И тут на нас посыпались вопросы, откуда мы приехали, что успели посмотреть, понравился ли Дагестан. Я честно ответила, что все понравилось, и сами мы не из Москвы. В общем, проболтали минут пятнадцать. Я была очень удивлена, и искренними улыбками и каким-то детским любопытством и неожиданным подарком в виде двух пачек воздушного риса, склеенного сахарным сиропом. Отказаться не смогла, женщина угощала от чистого сердца. И таки да, больше всего мне понравились люди, с которыми мы сталкивались. Конечно, мы не ходили в рестораны, не посещали клубы и вообще кружились только по высокогорным аулам, хотя и весьма попсовым. И те немногие встречи с дагестанцами оставили очень теплые воспоминания. Запомнился один разговор с местным жителем в ауле Гоор. Показав мне  домик на противоположном склоне, заметил, что там жили братья Гасангусейновы, вы же мол слышали о них. Я к сожалению, не интересуюсь криминальной хроникой, да и дело было почти пять лет назад. Убили двух ребят, якобы они были связаны с террористами. Почитала немного по приезду, мутно там все, возможно, мальчишки оказались не в том месте и не в то время. Мне показалось, что ему было очень важно сказать, что они мирные люди и к ваххабитам не имеют никакого отношения. Наверное, сейчас, после случая в метро с дагестанцами, не нужно об этом писать. Но из песни слова не выбросишь. Мне, кажется, что в воспитании молодых ребят из горных республик, допускают большие ошибки и началось это уже очень давно. То ли у них башню от свободы срывает, то ли что-то другое. Но у себя дома они себя так не ведут, а как уезжают в другой регион так и пошли плясать лезгинку на каждом углу.  В студенческие годы у нас в институте училось много и чеченцев, и карачаевцев, и азербайджанцев. Вначале перла из них собственная значимость, но уже к середине первого курса мозг просыпался и не без помощи наших мальчишек, да и девочки себя в обиду не давали. Возможно, времена изменились.  Не хочется заканчивать пост на минорной ноте. 
Мы совсем немного покружились по трассе Е119, идущей вдоль берега Каспийского моря, но этого оказалось достаточно, чтобы оценить дагестанский юмор. В качестве примера приведу названия магазинов, увиденных нами из окна автомобиля. "Яды от Мурада". Мне понадобилось несколько минут, чтобы сообразить, что речь идет о ядохимикатах для сельского хозяйства. Ну а вывеска "Борзый карась" на скромной пивнушке, говорит сама за себя. Еще парочка слоганов на рекламных щитах: " Рассрочка по нормам ислама 5%" и " Двушка от сердца за 1,6 млн. руб." Речь шла о продаже недвижимости.
Ну вот, пожалуй, и все что мне хотелось рассказать о нашей поездке. В планах, конечно, стоит пост об каменной резьбе, древних надгробиях и архитектуре Дагестана. Но это неточно, времени катастрофически не хватает.

2 комментария:

  1. Татьяна, попала в Ваш блог и обомлела. У меня почти такой же ослик. Мне его привезла мама из Ташкента. Жаль, что никогда не была в Дагестане, хотя у меня немало друзей оттуда. Должно быть, очень красивая страна. Спасибо за путешествие.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ой, как интересно! Надо бы съездить в Ташкент, купить тамошнего ослика для коллекции. А Дагестан, действительно, очень красив и необычен.

      Удалить