четверг, 3 февраля 2022 г.

Кавказ. Историческое


Я давно являюсь поклонницей фантастики и фэнтэзи в литературе, с ее вымышленными мирами и вселенными. Читая подобные произведения, всегда анализируешь, причины и следствия происходящих событий, невзирая на магию или сверхспособности. И определяешь для себя жизнеспособен ли данный мир. И как следствие, переносишь прочитанное на настоящее и прошлое нашей планеты. Может быть, поэтому я так легко перешла в лагерь альтернативщиков. 
Да и собственный опыт подсказывает, как легко меняется история в зависимости от конъюнктуры сегодняшнего дня. Есть у меня парочка свежих примеров. Первый касается горы Стрижамент, расположенной в 26 километрах от Ставрополя. Место уникальное и очень красивое. Одно время мы довольно часто ездили туда полюбоваться на "каменный хаос", цветущие лохмачи и буковые деревья. 

С увеличением количества автомобилей у наших сограждан, увеличилось и количество людей, посещающих это замечательное место. И вот совсем недавно там была создана экологическая тропа. Задумка безусловно полезная и нужная, чтобы народ не топтался повсюду. И что вы думаете, попадается мне восторженный рассказ одной из посетительниц этого аттракциона. В котором, на голубом глазу сообщается о каменной караулке якобы сохранившейся с дореволюционных времен. На плане экологической тропы этот сарай, построенный колхозниками в советское время, для хранения инвентаря, обозначен как военная сторожка. Плоская вершина горы давным- давно распахана и используется в качестве сельхозугодий. Может быть сейчас что-то изменилось, мы были там последний раз лет семь-восемь назад. А второй пример связан с Архызом, вернее с храмами там расположенными.
 Надо сказать, что в классе в седьмом-восьмом я ходила в туристический кружок. И у нас была поездка в эти места. Жили мы недалеко от нижнего храма, в каменном двухэтажном здании, рядом была столовая и родник. В шестидесятых-семидесятых годах ХХ века, если кто помнит, было как сейчас говорят неформальное течение, связанное с горной романтикой. Возможно, после фильма "Вертикаль" и безумной популярности В. Высотского и его песен, не знаю. Но многие вполне себе состоявшиеся люди, бросали все и ехали в Домбай, Архыз и прочие места. Становились проводниками, альпинистами, экскурсоводами и егерями. Была среди них и небольшая часть верующих людей, которых во времена моего детства называли юродивые. С одним из таких мы и познакомились в той стародавней поездке в Архыз. Я не помню уже как его звали, возможно с психикой у него были проблемы, но человек был очень интересный. Он много чего рассказывал нам о тех местах и о храмах. По своей собственной инициативе охранял заброшенные церкви и от вандалов, и от животных. Сидел себе целыми днями возле заброшенного собора и с радостью делился всем, что знал с немногочисленными в те времена туристами. Самым ярким впечатлением для меня был, собственно, не его рассказ, а человеческая мумия, которую он нам показал. В притворе стоял каменный ящик, он сдвинул крышку и показал полностью обнаженные высохшие останки молодой девушки (так определили ученые). По его словам, приезжали археологи, вскрыли захоронение, а мумию обещали забрать позднее. Вот он ее и охраняет, ждет, когда заберут. Я не знаю, чем все это закончилось, но отчетливо помню, что никаких данных о захоронениях и о письменных источниках не было. И позднее, когда я читала об этих местах ничего конкретного, не писали. И что вы думаете в 2008 году мы осматривали Архызские храмы, и я краем уха послушала экскурсовода, выгуливающего группу паломников. С удивлением узнала, что источник, в котором мы в детстве умывались и чистили зубы стал святым, а в храмах захоронены митрополиты XI века. Да еще и лик Христа, внезапно найденный (появившийся) на скале в 1999 году, который сейчас причисляют к изображению IX века. Что хочу сказать, я лично в 1977-78 годах, общалась с человеком, участвовавшим в раскопках, общавшимся с археологами, конкретно повернутом на религии, истории Аланского городища и Архыза в целом, и он обо всех этих чудесах не знал и не ведал. Как только кому-то понадобилось возродить религию, или придать достоверности каким-то ретраншаментам, как тут же появились и митрополиты, и святые источники, и чудотворные лики, и остатки крепостей и сторожевых кордонов. Довольно длинное вступление у меня получилось. Очень уж хотелось обосновать свою позицию по поводу сомнительных историй, описанных в книгах об истории Абхазии прочитанных мною за последнее время. Кажется мне, что не хватает чего-то важного, того, что могло бы объяснить события, происходившие в 19 веке на северном побережье Черного моря.

Если собрать все мои скромные познания, то выглядит история наших южных границ, весьма странно. Возможно, со временим я и изменю свои взгляды, пойму, где ошибалась. Как только начинаешь внимательно читать о нашем прошлом, тут же тонешь в массе незначительных подробностей, имен, дат и событий. Стройная картинка не получается, все плывет и расползается в разные стороны. Но я попробую.

 Итак, первые походы на юг начались еще во времена правления царевны Софьи (17 век). И далее на протяжении 150 лет мы воевали за черноморские владения. С упорством осла Российская империя устилает костями своих солдат степные просторы и морские берега. В чем выгода? Про политические мотивы даже не хочу говорить. Типа, вы вступите в войну, а мы вам понизим пошлины, или вы будете круче выглядеть в глазах мирового сообщества. Затраты на военные действия никогда не окупятся торговой моржой, если только не продавать наркоту и оружие. Мифическое южное окно в Европу, тоже не подходит. Чтобы попасть в Средиземное море нужно миновать два узких пролива Босфор и Дарданеллы, которые в те времена находились под контролем Османской империи. Военные действия остановились на территории Молдавского княжества. Объединиться с братьями христианами (Армения и Грузия), тоже слабовато. Мы и так с ними, через Астрахань и Каспийское море. Территориальная выгода, сомнительна, если смотреть старинные карты, раньше эти места не слишком годились для земледелия. Единственная причина — это экономические и людские потери на границе, проходящей по реке Дон, от постоянных набегов крымских татар и горских племен. И тут я наконец подхожу к информации, которую почерпнула у Дюбуа и у некоторых советских ученых, авторов книг об Абхазии. Это в общем-то не скрывается, но особо и не афишируется. Дело в том, что основным видом бизнеса, который вели и татары и горцы, являлась работорговля. На взгляд человека, родившегося в XX веке, это мерзкий бизнес. Историки пишут, что торговля людьми практически закончилась с крахом рабовладельческого строя. А более позднее рабство в наших мозгах связано, исключительно, с книгами "Хижина дяди Тома" и "Приключения Тома Сойера". Т.е. черное рабство на Американском континенте. Но, нет вплоть до конца 19 века, народы, населяющие теперешний юг России, продавали друг друга, в рабство. Как пишет Дюбуа, у черкесов и абхазов хотя бы есть благородство, они соплеменников не продают. Есть еще одна занимательная на мой взгляд книга "Махаджирство и проблемы истории Абхазии XIX столетия" Георгия Алексеевича Дзидзария, советского абхазского историка-кавказоведа, изданная в 1975 году. И надо же, совершенно случайно, книга переиздаётся в 1982 году в Сухуми с дополнениями и изменениями. На эту книгу, как на молитвенник сейчас ссылаются многие пишущие об истории абхазского народа и его страданиях. И если бы у меня предварительно не было противоположной информации о махаджирстве (это миграция населения в Османскую империю), возможно я бы менее критично ее восприняла. 

Если одолеть почти пятьсот страниц занудства с постоянными повторами, ссылками на классиков марксизма-ленинизма, воспеванием борьбы за независимость, то можно почерпнуть немало интересного. Никогда не любила читать о войне, но здесь... Автор по полочкам раскладывает как возникали конфликты и "освободительные" движения. Сколько так называемых шпионов кружилось в этих местах. Турки, англичане, французы, поляки и все с деньгами, готовые помочь угнетенному горскому народу в борьбе за независимость. Георгий Алексеевич, сам не понял, что он написал на волне гласности и перестройки. А написал просто: абхазская знать брала деньги со всех сторон и от русских, и от турок. Для простых крестьян призывы объединиться с единоверцами (часть абхазов мусульмане), как следует подкреплялась скромными денежными вливаниями и обещаниями молочных рек и кисельных берегов Стамбула. Сейчас, я не могу сравнить оба издания этой книги и не могу утверждать, что добавлено и на чем сделан акцент в более поздней версии. В 1979 году монография была удостоена премии Грузинской ССР в области науки и техники, т.е. сей труд оценен по достоинству. С 1975 г. и до конца жизни (1988 г.) Г.А. Дзидзария был Председателем Верховного Совета Республики Абхазия. Зачем ему понадобилось поднимать дохлую лошадь снова публиковать книгу и пространно писать о зверствах русских в период окончания русско-турецкой войны. Или сиюминутная выгода превысила те уроки истории, которые он сам исследовал и описал в своей работе. Как мне кажется эта книга, хотя и косвенно привела и до сих пор приводит к вражде и разделению народов и как следствие к тысячам смертей уже в современных конфликтах.  Ведь писатель, ученый может беспристрастно излагать факты, а может придать любому событию эмоциональную окраску. Я ни в коей мере не оправдываю действий правительства Российской империи, они действительно были чрезмерно жестоки. Народам Кавказа был поставлен ультиматум: либо вы переселяетесь на равнину и занимаетесь мирным трудом, либо эмигрируете в Турцию. Иначе было практически невозможно прекратить бесконечные набеги или говоря современным языком террористические акты. И здесь снова всплывает экономическая составляющая конфликтов. У горских народов напрочь отсутствовала промышленность, а сельское хозяйство было развито только в той мере, чтобы прокормить себя. Единственным источником дохода оставались грабежи и работорговля. А вот дальше, я не понимаю: Османская империя в тесном союзе с местными феодалами на протяжении сотен лет торговала людьми. По данным того же Г.А. Дзидзарии ежегодно с территории Черкессии вывозилось около 400 мальчиков и девочек, для гаремов. Да сколько ж их там было? Кроме того, они якобы занимались разведением людей для получения потомства. В таком случае на Турецких берегах давно бы сменился генотип (Клесова, что ли почитать?). А вот о том, что горцы предпочитали брать в плен русских солдат, Дзидзария не упоминает, в отличии от Дюбуа. Не детей, а сильных здоровых мужчин, которых можно продать туркам для работы на медных рудниках, и галерах. И обо всем этом было прекрасно известно горским народам. До настоящего времени остались легенды, песни и сказания. Теперь мне стало понятнее, зачем строили укрепленные поселения в Осетии, Дагестане, Ингушетии о которых я неоднократно писала. Тем не менее люди уезжали в Стамбул. Сотнями гибли на крохотных пиратских лодках и фелуках.


 Дзидзария пишет, что зачастую за судами, перевозившими людей, тянулся след из трупов. Главы родов, уводили своих родственников в Турцию, а потом продавали их в рабство, чтобы было на что жить. Из молодых горцев формировались отряды для войны на Балканах. А большая часть переселенцев, получила совершенно бесплодные земли, где не росла даже трава. Многие эмигранты с большим трудом возвращались на родину, иногда продавая своих жен и детей, чтобы добыть денег на обратную дорогу. Возвращаясь, они рассказывали и о лагерях беженцев, где они гибли сотнями и о многом другом. И все же люди бежали. Это невозможно объяснить только "контртеррористическими операциями" русской армии и всеобщей паникой. Да и зачистки выглядят странно, пишут об отсутствии карт, дорог, продовольствия, но наши, опять же на лошадках волокут пушки и боеприпасы по горным перевалам и козьим тропам, чтобы разбомбить очередной высокогорный аул. Штаб Российской армии, приводит очень странные цифры, например, за одну операцию генерала Ермолова, разрушено 200 аулов. Это как? Мы, объездившие большую часть горных долин Кавказа своими глазами видели руины высокогорных аулов. В горах мало мест пригодных для жилья и селения там тянулись одно за другим, представляя из себя хорошо укрепленные крепости. Т.е. немногочисленные отряды русских должны были штурмом брать каждую башню, каждый дом. И пока бой идет в первом ауле, дальние имеют возможность уйти в высокогорье и прислать помощь родичам. И чем разрушали, или как пишут "сравняли с землей"? По данным того же штаба, пушки были только в одном рейде. Видимо взрывали порохом. Это сколько же его нужно было с собой везти. Это же не современные взрывчатые вещества, несколько граммов которых, разметают постройки, сложенные из камней и навоза.                                                   

Есть что-еще, чего мы не знаем в этой красивой и якобы стройной официальной истории. А ведь существует еще один важный аспект, котором редко говорят. Это катастрофы и стихийные бедствия. Они стоят немного обособлено в истории народов и как бы не оказывают заметного влияния на смену экономических формаций и плавную череду правителей. Ни для кого не секрет, что на нашей планете происходили и происходят мощные тектонические процессы и как следствие сильные землетрясения, извержения вулканов, цунами, изменение уровня мирового океана и так можно продолжать да бесконечности. Почему же на якобы подробно описанную историю Кавказских войн эти процессы не оказали заметного влияния. На мой взгляд, паника местного населения и стремление убраться с Северных берегов Черного моря, свидетельствует о каких-то катастрофических явлениях. Напомню даты Кавказских войн с 1763 по 1864. Я не знаю, причину всего происходившего в 18-19 веках на Кавказе, да и по всему миру, версий великое множество. Но если бегло пробежаться по этому периоду становиться страшно. Я нашла в сети Карточный каталог землетрясений Кавказа. Составляться он начал, разумеется, в 19 веке, откуда брались данные не совсем понятно, но это официальные данные Российской Академии наук. Данных о силе землетрясений тоже нет, указан период и место. Добавила информации и из других источников.

  • 1766 Кавказ, видимо трясло повсеместно
  • 1767 Кахетия, Кизляр, Терская область
  • 1771 Бештау, Минводы
  • 1772 Кавказ
  • 1780 Таврия
  • 1785 Кизляр, Моздок, Терская область несколько в течении года
  • 1787 район Пятигорья, так же неоднократно
  • 1793-1794 Тамань
  • 1799 Тамань, Темрюк, Краснодар, Кубанская область
  • 1803-1805 трясло неоднократно Тифлис, Тамань, Фанагорию
  • 1808 уровень Черного моря у Мезии (Румыния) поднялся на 4 метра
  • 1811-1819 снова неоднократно Тифлис, Тамань, Таганрог, Фанагория
  • 1817 Сходы лавин в Приэльбрусье, чума
  • 1820-1826 опять Тифлис, Пятигорье, Кубань
  • 1827 Тифлис, Ставрополь и Ставропольский край и снова неоднократно, озеро Севан
  • 1828 множественные землетрясения в Азербайджане
  • 1829 Пятигорск, Махачкала
  • 1830 Тифлис, Кизляр, Горячеводск, Моздок, Тамань, Анапа. Одно из самых продолжительных началось в конце февраля и закончилось в ноябре. По донесениям из Крепости Внезапная (Дагестан). Первые два толчка 26 февраля были столь сильны, что разрушились казармы, батареи и брустверы были повреждены. Были погибшие и раненые. Почти беспрерывные толчки с интервалом 15,20 и 40 минут длились больше суток.
  • 1831-1832 годы снова Тифлис, Пятигорье, Азербайджан
  • 1834 Анапа и Абхазия (началась эмиграция абхазов, черкесов и ногайцев - совпадение?)
  • 1835 трясет Тамань и Тифлис. В районе Владикавказа сошел катастрофический водно-ледниковый поток. Подвижки ледника Колка на хр. Академии Наук в Средней Азии (Таджикистан).
  • 1836-1839 Тифлис и Пятигорье
  • 1840 взорвалась треть стратовулкана Арарат. Территория оседания пепла и пыли не определена. Невероятные ливни в 1840-х размыли все Черноморские укрепления. В этом же году на Кавказе наступил жуткий голод, и черкесы отчаянно штурмовали русские крепости и редуты в надежде отбить хоть что-то из провианта. Землетрясения Ленкорань (Азербайджан), Хасавюрт (Чечня) Тифлис, Ереван, Нахичевань, и пр. список там длинный
  • 1841ложе озера Ван стало крениться настолько, что город Арчеш перенесли.
  • 1842 г. Ураган, засыпавший Закавказье песком. 

Дальше перечислять по порядку уже нет смысла. Начиная с 1800 года многократные ежегодные землетрясения по всему Кавказскому региону. Упомяну еще две даты: 1854 снова уничтожены все крепости Черноморского побережья, примерно в то же время в США прошло цунами с высотой волны в 120 метров. 1857 год крупнейшее землетрясение Базиликата (Великое Неаполитанское). Третье по величине известное землетрясение, его сила была оценена в 7,0 баллов по шкале моментной магнитуды. А в следующем году зафиксирована гибель 96 кавказских аулов. Я не знаю, где правда: в отчетах штаба Российской армии, опубликованных в 1905 году, аккурат перед революцией и бодро рапортующих об уничтожении горных аулов, в книге Дюбуа или гениальном труде Дзидзарии. Или все же в бесстрастном перечислении стихийных бедствий, пронесшихся по Кавказу.

 Наверное, я слегка увлеклась, но все описанное происходило в местах, где я живу и путешествую и для меня это важно.

Список используемых материалов в этом и предыдущих постах:

Иллюстрации взяты в свободном доступе в сети интернет.

Блог Андрея Степаненко одного из немногих            альтернативщиков, пытающихся воссоздать целостную картину прошлого;

Книги можно найти на сайте Абхазской интернет- библиотеки;
Информация отдела полевых исследований института археологии РАН за 2006 год;
"Каменная пластика собора в с. Агу-Бедия (Абхазия) Проблемы датировки и типологии"    Е.Ю. Ендольцева, Г.А. Сангулия  2016;
"О Бедийском храме" О. Ермолаева 1913;
"Махаджирство и проблемы истории Абхазии XIX столетия" Г. А. Дзидзария 1982;
"Путешествие вокруг Кавказа" Ф. Дюбуа 1937;
"Позднеантичные и средневековые храмы северо-восточного Причерноморья" С. М.   Саканиа, Г. В. Требелева 2019;
"Абхазское царство" Д.К. Чачхалиа 2019;
"Архитектурные памятники Абхазии" Е.И. Адзинба  1958;
"Руинная Абхазия" В.И. Стражев 1925;
"Материалы по археологии Кавказа" экспедиции императорского московского археологического общества выпуск  IV 1894 год;
История и философия естествознания выпуск №2 1936 г.






2 комментария:

  1. Человеческий род одно из самых страшных созданий Господа…
    А продажа в рабство существует и поныне. У нас на работе есть годовой курс, который все обязаны пройти, как определить, если пациент, которого привёл в госпиталь «родственник», на самом деле - жертва похищения. Чаще говорится о сексуальном рабстве.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Судя по слухам время от времени появляющихся в сети, рабство много где есть. И на "подпольных" заводах, и в горах, ну и в секс индустрии, куда ж без нее. Есть только принципиальная разница - это криминал, а не государственное устройство. Жаль у нас нет таких курсов, они бы сильно пригодились. Возможно что-то подобное есть у врачей, не знаю.

      Удалить