четверг, 22 сентября 2022 г.

Страна гор VI

Вчера легким движением мышки я снесла длиннющий пост, который писала неделю. Пришлось все делать заново.

После просмотра знаменитого фийского мостика мы вернулись к побережью. Была задумка осмотреть Самурский лес и остановиться там на ночевку. Пишут о нем так: жемчужина Южного Дагестана, единственный в России субтропический лиановый лес. Это чудо природы, огромные деревья, высокая зеленая трава и вечно зеленые лианы, которые причудливо перевивают всю зелень и деревья. В голове сразу же сложилась вот такая картинка.  

Реальность оказалась иной. И ведь видели раньше южные лесные массивы, туда без мачете и костюма сварщика лучше не соваться. Но красивая картинка в интернете напрочь отбила здравый смысл и собственный опыт. Шиповник, ежевика, лианы, все сплетено в гигантский клубок, ощетинившийся колючками и шипами.
В общем, без присмотра человека, подобного типа леса совершенно не годятся даже для пеших прогулок, не говоря уже о ночевке с палаткой. Есть и еще парочка причин, по которым туда лучше не соваться. Лиановый лес произрастает в дельте реки Самур, которая вольготно раскинулась более чем на 800 кв. км. Внутри этой территории на поверхность выходит множество родников и речушек, образуя местами заболоченные участки. Вторая причина - высокая плотность населения. Поселки тесным кольцом окружают лесной массив. На окраине одного из них мы и свернули на грунтовую дорожку. Колючие заросли, поваленные и обгорелые стволы деревьев, чавкающая грязь под колесами. Мы даже фотоаппарат не доставали, настолько унылой и даже пугающей была картина Самурского леса. Так что иллюстрации взяла в сети в свободном доступе. А ночевку мы все же нашли на заброшенных дачных участках возле селения Новый Фриг. И там были громадные дубы, шелковистая травка, а вот колючек не было совсем.
Ночью прошел небольшой дождик и у меня появилась причина надеть свои желтые сапожки, которые так нравятся Ване.
Я уже неоднократно писала, что со связью и интернетом в Дагестане все очень хорошо. Сидишь себе под деревом или на пляже и развлекаешься работаешь. У нас оставалась еще одна неосмотренная достопримечательность - аул Кубачи. Туда и отправились. В прошлом году мы добрались только до Кала-Корейш, не доехав семнадцать километров до вожделенного места.
Погода была пасмурной, временами моросил мелкий дождик, а сам аул был скрыт плотным облаком. Но мы твердо решили осмотреть это место, обязательное к посещению для всех туристов, приезжающих в Дагестан.
Потому так и задержалась с написанием заключительного поста, что хотела побольше узнать об этом прославленном в веках ауле. Я, конечно, не историк, но читать люблю. Вот и читала и про Кубачи, и про Кала-Корейш. И пришла к определенным выводам, которые сейчас  постараюсь изложить. Попробую писать корректно, чтобы не задеть ничьих чувств.  Википедия уверенно сообщает: "В VI—XV веках аул являлся центром независимой области  Зирихгерана, жители которой были известны под именем зирихгеран (от персидского кольчужники)".
В других источниках, где историки, ссылаясь друг на друга и на древние арабские рукописи (в копиях более поздних веков) пишут, что таки да, было, то ли племя, то ли область, то ли государство, то ли что-то другое. Где ЭТО было расположено также неизвестно, может возле Дербента, а может где-то в горах. Подлинность арабско-персидских источников, вызывает большие сомнения. Вон именитые музеи, купившие свитки Мертвого моря, позже оказавшиеся подделкой, сейчас бьют себя кулаками в грудь и говорят: невиноватые мы, экспертиза подвела. Все это очень зыбко, так же как и происхождение кубачинцев от франков. По преданиям, их (франков) король отправил на Кавказ группу оружейников, там они и осели. И вот уже пишутся диссертации и ломаются копья в научных дискуссиях о соответствии кубачинского языка, языку древних франков. Далее, кубачинцы прославились как ювелиры и оружейники. Начну с металлургии. Возможность зарождения и развития любого очага металлообработки, зависит от сырьевой базы, т.е. нужна руда, уголь и вода. В геологической литературе существует единодушное мнение, что весь высокогорный Дагестан является рудоносным. Пишут так:" Краткая характеристика рудопроявлений верховьев Аварского и Андийского Койсу убеждает нас в том, что как по характеру залегания жил, так и по проценту содержания: в них руды, они могли быть использованы в древнее и средневековое время". Речь идет о высокогорье на границе с Азербайджаном, там и сейчас ведется добыча металлических руд. Но данных о выплавке железа там нет. Есть следы металлического шлака в некоторых районах Дагестана (Гунибский).  Месторождения не совпадают с центрами металлообработки. Археологи находили металлические статуэтки, украшения, оружие, проводили и анализы, на содержание тех или иных элементов, даже выявили соответствия с подобными изделиями в других местах Закавказья (Грузия). Однако, привязать по составу к дагестанским месторождениям, видимо, не смогли. Выходит, что в I и II тысячелетиях н.э. (по датировкам ОИ), выплавка железа носила большой размах. А потом все исчезло. С 18 века, горцы испытывали острую нужду в металлах, получается разучились вести добычу и выплавку. Весь металл был привозным. Здесь уместно будет упомянуть о санкциях, они отнюдь не придумка 21 века. Еще благословенной памяти Петр I в 1717 и 1719 годах запрещал привоз железа из России в Персию и к побережьям Каспийского моря, чтобы лишить горское население Кавказа и персидское правительство материалов для изготовления судов и оружия. Возвращаюсь к Кубачам. Ближайшее месторождение металлических руд находится в ста пятидесяти километрах от аула, но следов добычи там не найдено. Говорить о полном цикле производства не приходится, все металлические изделия производились из импортного материала. В переводе на современные понятия - оружие и ювелирка изготавливались из давальческого сырья. Заказчик, желающий получить уникальное оружие привозил все нужное с собой и ждал, пока мастера его изготовят, или украсят уже готовое. Все же это были изделия премиум класса и стоили соответственно. Пишут что цена, если мерить в баранах, доходила до двухсот голов. Почему я так уверенно об этом пишу, все дело в логистике. Ближайший к аулу порт, куда могли поступать нужные товары, находится на расстоянии семидесяти километров, в Дербенте. Даже в настоящее время в Кубачи нет нормальной дороги, что уж говорить о более ранних временах. Отсутствие гужевого транспорта, колесной дороги и климат, не позволяющий возить товары круглый год, сильно препятствует оптовой поставке материалов. Если и возили, то на осликах, лошадки, дороже в содержании. А у ослов и грузоподъемность ниже и скорость передвижения небольшая. При таких обстоятельствах, транспортные издержки очень велики. Теперь о производстве. Вся слава непревзойденных оружейников не совсем заслужено, приписывается кубачинцам, что не совсем верно. Ее нужно делить как минимум на четыре аула. В одном (Харбук), особым методом ковались оружейные стволы. Сначала тянули проволоку, из нее ковали ленту, и уже затем накручивали ствол и отжигали. Здесь мнения специалистов разделились, одни говорят, что оружейные стволы при таком методе изготовления становились прочнее на разрыв, другие утверждают, что страдало качество изделия. Во втором, деревянные части оружия, в третьем (Амузги) - шашки и кинжалы. Впрочем, пишут что в изготовлении клинков, дагестанцы были не сильны и зачастую использовали готовые. На долю кубачинцев оставалось изготовление замка и придание изделию ювелирного лоска: отделка серебром, наведение черни, позолоты, резьба по кости. Еще один вопрос, для меня остался не прояснённым.  Это уголь, необходимый для выплавки металла. Экскурсоводы утверждают, что древесный уголь изготовляли в Кала-Корейш. Однако, ни угольных ям, ни печей для отжига там не найдено. В Кубачи лес не растет, а вот немного ниже, есть, в основном грабовый. Уголь из граба, вполне годится для выплавки металла, но дело в том, что лес молодой. Срок восстановления лесных массивов этого сорта, колеблется от 60 до 100 лет. В таком случае после окончания периода массовой вырубки, там должны были вырасти сильно-могучие деревья, а их нет. Чем еще прославились кубачинцы - это изготовление медной посуды. Но этот промысел вовсе не уникален для Кавказа. Данный вид посуды был чрезвычайно популярен у горцев. По сведениям академика Б. Дорна, одного из первых ученых попавших в Кубачи, к 19 веку ничего примечательного в медной посуде уже не было. Якобы все ценное давным-давно было скуплено местным начальством. А было ли? Из интересного: удалось ему увидеть реплики европейского дизайна. Медные блюда с изображениями рыцарей, королей, придворных дам, пажей и изречениями на латинском языке с орфографическими ошибками. Ходили слухи и о чеканке серебряных и золотых монет, очень хорошего качества, пользовавшиеся большой популярностью у горцев. После окончания Кавказской войны производство огнестрельного оружия было запрещено. И мелкий кустарный промысел совсем захирел. Кубачинцы никогда не могли прожить на доходы от производства оружия, посуды и ювелирных украшений, дополнительно производили сукно, но это отдельная, довольно большая тема, также вызывающая много вопросов. Чтобы прокормиться и заработать живые деньги, кузнецы занимались отхожим промыслом. В апреле-мае отправлялись на рынки крупных городов, добираясь до Грузии, возможно и далее. Снимали там конуру и выполняли разнообразные кузнечные работы. Ковали из вторсырья клинки, ремонтировали оружие, чинили сельхоз инструменты. А в октябре возвращались в родной аул с денежкой или без нее. Так что небольшой кустарный промысел, не дающий возможности даже прокормить себя, возвеличен до уникального производства с многовековыми традициями. Думаю, все придумано уже в 20 веке, наспех и довольно топорно. Не могу сказать что это плохо, и заводик построили, и работу людям дали, и историю сочинили, чтобы было чем гордиться, но хотелось бы знать правду.
Еще одной особенностью аула Кубачи, являются древние резные камни.  Академик Б. Дорн, посетивший в 1860 году  селение и пробывший там целых три дня, однако, успевший записать легенды и сказания, описать особенности языка, изучить каменные барельефы, пишет что есть изображения(рельефные) людей и животных на стенах некоторых домов. Здесь есть небольшая тонкость Борис Андреевич, писал свой труд, тридцать лет, но внезапно рукопись "вследствие несчастного случая, была уничтожена пламенем", затем восстановлена, видимо, частично. Часть первая была опубликована на русском, немецком и персидском языках, но все сведения, которые удалось почерпнуть из его работы состоят в том, что он был в Кубачах. Есть еще и атлас к его ученому отчету, с рисунками, которые по большей части принадлежат г. Гиппиусу (информации о нем не нашла). Более подробно можно прочесть в отчете русского географа Д. Н. Анучина,  посетившего знаменитый аул в летом 1882 года. На тот момент из древностей сохранились остатки трех башен, по словам местных жителей, ранее их было семь. Развалины  башни на горе выглядели так.
В самом селении две, одна из которых, на самой возвышенной точке аула, от второй остался лишь фундамент, на котором выстроен дом. Барельефы вставлены не симметрично, что говорит о вторичном использовании камня. Нашла в сети фото, якобы 19 века, похожее на рисунок Гиппиуса.

И современное фото, на котором видно, что заново выстроили ту башню, от которой оставались рожки да ножки. Так что ее вид - чисто фантазии дизайнеров от древности.
Ну и немного о резных рельефах. На них были изображения воинов на конях и пеших, сражающихся или охотящихся на хищных зверей (львов, леопардов), а так же зайцев, драконов и змей. Встречались и изображения, весьма напоминающие геральдические, но о происхождении их жителям ничего не известно ( по крайней мере, они не могли дать никаких на их счет объяснений).
Дале Анучин делает вывод: "Что все эти барельефы были сделаны самими кубачинцами, т. е. их предками, в этом едва ли можно сомневаться; я мог убедиться, что они делают подобные барельефы и в настоящее время". Браво! В аул приезжают путешественники, скупают все, что им кажется древним, а "наивные" горцы делают свой маленький бизнес. Так и пополняются коллекции музеев и частных собраний. А  кубачинские резные барельефы украшают экспозиции и Эрмитажа, и Метрополитен музея.  Самая распространенная аннотация к  артефактам, найденным на территории Дагестана, звучит так: обстоятельства и место находки неизвестны. Найдена примерно в начале 20 века. Гипотеза, что переселенцы, заняли и приспособили под собственные нужды уже имеющиеся сооружения, никому не приходит в голову. Или приходит, но  таком случае придется заниматься реальными исследованиями и многие научные труды, оплаченные звонкой монетой, отправить в топку. Выводы напрашиваются сами собой: датировка основания аула и происхождение кубачинцев неизвестны, уникальность оружейного и посудного промыслов, вызывает большие сомнения, так же как и камнерезное искусство, возникновение которого якобы уходит в седую древность. Знаете, как датируют каменные надгробия? По стилю написания эпитафии, ведь на мусульманских  памятниках отсутствуют даты. Работа по камню требует хороших инструментов. Я могу признать резьбу по стуку, т.е. по гипсовой штукатурке, там прочность инструмента вторична. Но и долговечность таких надгробий небольшая. Кубачи, на мой взгляд, являются одним из самых ярких примеров удлинения истории.
Пора возвращаться в настоящее. Мы осмотрели старую часть аула, полюбовались на новодельный мостик.

Тщательно задокументировали резные рельефы. Вставленные как попало в каменную кладку, видимо чтобы соответствовало описанию ученых.

Напротив мостика есть навес, своим дизайном напоминающий остановку сельского транспорта. Нам даже в голову не пришло его осмотреть, а вот наши любимые путешественники - семья Яночкиных, сайт которых можно использовать в качестве путеводителя по Кавказу и не только, туда заглянули. Они пишут, что это годекан - место где собирается мужское население села. Фото с семейного сайта Кирилла и Ани Яночкиных.
В его стену вмурованы, резные камни, вот только мне непонятно, зачем туда поместили надгробия. Видимо, чтобы не забывать о бренности нашей жизни.
А мы погуляли по старой части аула, она совсем небольшая, всего пара улочек.

Вот это здание, скорее всего, и является остатками башни, изображенной на старой фотографии.

Кубачинская архитектура.



Ласковый местный котик, встречающий туристов возле сувенирной лавки.
Не удержалась и подошла к местной жительнице, немного поговорила о рукоделии. Очень уж быстро мелькали спицы в ее руках, я так не умею. Уже дома, на глаза попалась статья о традиционном народном костюме. Оказалось, что белое покрывало, украшенное вышивкой, является отличительной чертой одежды кубачинских женщин.
Погода окончательно испортилась, но мы все же отправились навстречу приключениям. Была задумка, проехать горными "тропами" к аулу Гамсутль. Видимо, больше не стоит даже пробовать туда попасть. Год назад, недалеко от этого селения мы  четыре часа строили дорогу, чтобы выбраться из ловушки. На этот раз проехали около двадцати километров по раскисшим от дождя грунтовым дорогам и в районе селения Урари заблудились. На крутых серпантинах навигатор терял спутники, местные жители в плохую погоду сидели по домам, а тех, которых удалось поймать, населенного пункта с названием Гамстуль не знали. Мы решили не рисковать и вернулись назад в Кубачи, а оттуда уже знакомым маршрутом вернулись к побережью. Жаль, что в плохую погоду мы ничего не снимаем, надо бы это изменить. Так что иллюстраций у меня нет.  Пасмурная погода и время от времени моросящий дождик навели нас на мысли об окончании поездки, как-то резко захотелось домой. Вот и отправились в сторону Махачкалы, хотелось напоследок купить вкусняшек на рынке. Ночевали в дубовой роще километрах в двенадцати от столицы Дагестана. Останавливались там в прошлом году. Лагерь ставили уже в темноте, но по сухому. Нам удалось оторваться от тучи, но ненадолго.  Она все же нас догнала и поливала дождем большую часть ночи и все утро. Палатку привезли совершенно мокрую и сушили дома, на радость коту. Ему нравится в ней сидеть и изучать запахи, которые мы привозим с собой. Кузя у нас во всех делах любит поучаствовать и собрать вещи и распаковать. Ничего не пропускает.
Последнее приключение мы поимели на махачкалинском рынке. Дело в том, что нам очень понравился мед и урбечь купленные в прошлом году. Решили непременно отыскать того самого продавца, а чтобы упростить эту задачу, для начала нужно найти место, где парковались год назад. Я для себя решила, что этот рынок похож на Бермудский треугольник. Забили в навигатор адрес, едем, видим знакомые улицы и магазины, но приметную парковку найти не можем. Пару раз объехали вокруг квартала, но так и не нашли. Плюнули, припарковались где смогли, уже не надеясь, что на громадном рынке среди кучи продавцов, торгующих одинаковым товаром, найдем этого симпатичного мужчину. Но нам повезло, минут через пятнадцать блужданий по торговым рядам, мы его увидели. И купили ароматный мед, и вкуснейший миндальный урбечь, а поскольку уже считались постоянными покупателями, то и скидочку получили и визитку с номером телефона, чтобы в следующий раз не пришлось метаться по рынку. Обратный путь обошелся без экстрима, единственное, что его омрачало - дождь. Надо, сказать, что май в этом году выдался очень холодный, дочка с котом дома сильно мерзли, так что можно сказать, что с погодой нам еще повезло.

Комментариев нет:

Отправить комментарий