понедельник, 31 октября 2022 г.

Уютные поездки I

Закончился сезон крохотных, но таких уютных путешествий 2022 года и пора браться за их описание.  А в голове бродит что-то эдакое, бухгалтерское. Как систематизировать, то ли в порядке возрастания, то ли в порядке убывания. Начну, пожалуй, с последней, пока еще свежи воспоминания.

Долина реки Махар. Мы посещали эти места уже раза два, но каждая поездка дарит новые впечатления, и я надеюсь, что мы снова и снова будем сюда приезжать.

Поездка  15  октября 2022 года.

14 октября у Вани был день рождения, а в качестве подарка он потребовал Махар, ну и яблочный пирог, разумеется, это святое. Попросил друга отработать за него в субботу и мы как белые люди выехали утром, а после обеда уже прошли пограничный контроль на крохотной заставе, притаившейся в долине реки Махар-Су.

В этом году в середине октября еще держалась теплая погода, а окружающие пейзажи необычайно радовали глаз яркими красками.
Такое буйство цвета мы последний раз видели в Хибинах, в 2020 году. А родные и близкие горы, нечасто дают полюбоваться золотой и багряной осенней листвой.

С местом для лагеря мудрить не стали, не захотели менять лучшее на хорошее, расположились, как и в прошлый раз. В этой долине не так много удобных мест. Пока я крутилась возле машины, определяя с чего лучше начать с пива или с установки стола и кресел, Ваня пошел за дровами.
Буквально через пару минут, вернулся с важным сообщением: он нашел ГРИБЫ. Последнее время нам не везло, любимое лакомство ника не хотело попадать к нам в ведерко. Ну что, побродили минут сорок и собрали довольно много маслят, да таких крепеньких, чистых и не червивых.

Правда, пришлось пережить несколько неприятных минут, дело в том, что при въезде в долину стоит информационный щит, повествующий о том, что в этих местах все нельзя. Однако, туристы спокойно собирали грибочки прямо под щитом, видимо, информационная аура способствует усиленному росту грибницы. Мы тоже не стали прятаться, собранные грибы сложили возле машины и пошли гулять дальше. Минут через пятнадцать возле нашего лагеря остановилась машина, зачем непонятно, мы не стали возвращаться и выяснять, чтобы не нарваться на проблемы, хотя возможно их бы и не было. В нашем царстве-государстве всегда так: отсутствуют четкие правила, того что можно и что нельзя. Зачастую ты сам должен разработать правила и их соблюдать, иначе накажут. Это я про бухучет, если что. Сейчас,  в очередной раз попыталась разобраться. Итак, долина реки Махар-Су входит в состав государственного природного заказника федерального значения "Даутский" на территории которого граждане для собственных нужд могут собирать и заготавливать не древесные лесные ресурсы, чему противоречат сведения, указанные на информационных щитах. Кроме того, в свободном доступе отсутствуют карты с четким указанием границ охраняемых территорий. Разобраться какая из них принадлежит заказнику, а какая заповеднику с особым режимом, невозможно. Однажды в Кабардино- Балкарии мы видели охотхозяйство, вплотную примыкающее к территории заповедника. Видимо, все звери соблюдают законодательство и гуляют только в охраняемой зоне. Мы всегда радовались, что хотя бы у пограничников, как у людей военных, все четко: сюда можно, а вот сюда, уже по пропускам. Но  на данный момент и у них все посыпалось. Исчезли указатели, предупреждающие, что ты входишь в приграничную пятикилометровую зону. Как объяснили бравые погранцы: "щит селем снесло". Я прекрасно помню, где он стоял и следов стихийного бедствия там нет. Т.е. мы сами, со своей убогой навигацией должны определить расстояние до государственной границы, иначе штраф. Пропуска в погранзону, та еще песня. Я каждый год пытаюсь их получить, но как-то не складывается. Подать заявление, указав все возможные варианты путешествий, можно через госуслуги, сроком на год, но забирать пропуск необходимо лично в Черкесске, естественно, в рабочие дни, а непосредственно на заставе нельзя. Так и живем. Ну не буду о грустном, еще вечером маслята были вымыты, порезаны и отварены. А дома прокипятила в рассоле, добавила уксус и убрала на хранение в холодильник. Не знаю, уж сколько они будут "храниться", за две недели отъели половину из собранного. Вечер был довольно теплый, посидели возле костра, пожарили шашлык, поболтали. Уютно, спокойно, пусть и ненадолго, но отступили заботы и хлопоты. Правда, был один момент, который нас и напугал, и рассмешил одновременно. После захода солнца, резко стемнело, темнотища хоть глаз выколи. Я с налобным фонариком тихонько мою грибы, Ваня бродит по поляне, проверяя, всю ли добычу мы собрали. И вдруг из-за его спины появляется лошадиная голова с мерцающими  призрачным светом глазами. Прямо как в культовой песне 80- х годов про черного альпиниста: "Угля чернее в черной мгле" Жуть такая!  Совершенно черная лошадь, сама подошла и начала есть предложенные ей грибы. Тут и мем про котиков сразу вспомнился. Типа, вы "грибов" продаете или только показываете. Никогда такого не было! Горные лошадки, существа пугливые и к людей близко не подпускают, а тут сама подошла, и так напугала, зараза.
Несмотря на визит дружественной лошади, выспались отлично, а я так еще и с более высоким уровнем комфорта. Ваня купил для меня новый самонадувающийся коврик, толщиной в целых десять сантиметров. Хотя, особой разницы моя спина не ощутила.
Утро было солнечным и теплым.

Ваня куда-то ушел с фотоаппаратом, торопясь заснять синее небо и бирюзовую воду, а я озаботилась поиском маслят для завтрака. Очень уж благотворное влияние они оказывают на омлет.
Часам к одиннадцати утра, по дорожке, проходящей мимо нашего лагеря, потянулись настоящие туристы, ну те, которые ходят пешком куда-то высоко в горы. Обсудив с нами грибную ситуацию, выпросили пару пакетов в надежде на будущую добычу.
А мы продолжили неспешный завтрак, сдабривая его доброй порцией чая вприкуску с яблочным пирогом.
Немного позже, выяснилось досадно обстоятельство. Мы снова забыли губки для мытья посуды, хотя моющее средство муж заботливо долил в бутылочку. Ну ничего, последние несколько поездок я вяжу нечто странное из джута. Что получится в результате, пока понять не могу, то ли кашпо для цветочного горшка, то ли корзинка для клубков. Вот заодно и мочалку для мытья посуды связала.
Закончив с хозяйственными делами и слегка просушив палатку, покидали все в машину и отправились на прогулку. Помнится, в один из прошлых визитов в эту долину мы не смогли преодолеть  речушку в брод, из-за высокого уровня воды, летом было дело.

Ну как же все-таки там красиво! Рыжие березы и осины, темно-зеленые сосны, скалистые вершины, припорошенные свежим снежком.
И рододендроны с невообразимо яркой осенней листвой.

Кое-где, дорога проходит по руслу реки, на наше счастье, сухому в это время года.

Вот это место в прошлый раз мы побоялись форсировать. Помниться тогда уровень воды был около метра.
Покатались еще немного, полюбовались на горы, которые потихоньку становились все более суровыми. Преодолели еще парочку бродов, в одном из которых днищем зацепили большой камень и он со скрежетом прополз под всей машиной.
Вернулись назад, все же отсутствие пограничного щита, обозначающего пятикилометровую зону, сильно нервировало.
Не стали искушать судьбу, все же мы законопослушные граждане и ездим только там, где разрешено.

Пообедали на месте ночевки и сытые, и довольные отправились домой.
Начало положено, осталось рассказать еще о четырех летних поездках, включая одну прошлогоднюю.

1. Таня, ну что скажу...зависть, зависть и еще раз зависть.)))
    Тут же каждая вылазка выстрадано-вымученая, финансово подогнаная, со всех сторон подушками обложеная, эх!(
    Вы молодцы, что могу сказать. Такая красота вокруг, горы...палатка, грибы и готовка на свежем воздухе.
    Даешь еще прогулок, пусть даже прошлогодних!

1. Ой, Лена, это только пишется красиво, а в реальности, все так же как и у вас. Все труднее становится выцепить из семейного бюджета даже небольшую сумму и потратить ее на отдых. А в этом году еще и на машину пришлось потратиться. Сначала копили на ремонт, потом ждали запчасти, так и лето прошло. Я, кстати, тоже печально вздыхаю, когда читаю о ваших морских рыбалках.