четверг, 6 июня 2024 г.

Республика Хуссар Ирыстон. Часть IV

Ну вот я и добралась до заключительной части своего повествования.

Перед каждой поездкой мы готовим список достопримечательностей, которые хотим посмотреть. Так поступили и на этот раз. В принципе, отдавали себе отчет, что республика небольшая, расстояния крохотные и все запланированное посмотрим очень быстро. А если не найдем место, где можно будет зависнуть на пару дней, то всегда можно будет вернуться в Северную Осетию, а уж там есть где разгуляться (дочке не все успели показать). Но мы даже не предполагали, что погода нас так подведет и наш недельный отпуск обернется всего-навсего пятидневными каникулами, два дня из которых выпадают на дорогу туда и обратно. Большие надежды возлагали на два озера, возле которых, как нам казалось, можно будет разбить лагерь на пару-тройку дней. Увы, не получилось и сейчас расскажу почему. Первым на нашем маршруте было озеро Эрцо. Находится в сорока километрах от Цхинвала, на высоте более 1700 метров над уровнем моря. Вот это-то мы и не учли: погода была по-летнему жаркой, и о холоде и снеге мы даже не думали.
Сразу после Гуфтинского моста все было прекрасно, невысокие горы, сплошь покрытые лесами, с яркой молодой листвой и цветущими фруктовыми деревьями. Гладенький асфальт прямо стелился под колесами машины. Не дорога, а сказка. А потом в какой-то момент (как будто кто-то прочертил горизонтальную линию) исчез лес, появились снежники, солнышко спряталось в тучках. Мы очутились в каком-то суровом и неуютном краю.
Все фотографии мы делали на следующий день, который был еще теплым и относительно солнечным. Вечерних снимков нет, очень спешили найти место для лагеря.
Кругом холодно и ветрено. В сумерках подъезды к озеру показались нам заболоченными. Ночевать здесь  расхотелось. И пока совсем не стемнело, решили проехать к следующему, со смешным названием - озеро Коз. Всего-то двадцать километров, спустимся пониже и попадем в лес, там будет теплее, подумали мы. Ошиблись, однако. Дорога выглядела как-то так.
Кругом сугробы, раскисшая от воды грунтовка. Вначале мы ползли на перевал, каждую минуту думая, что сейчас все, будет снежный перемет и мы застрянем. На перевале пытались найти ровное место для лагеря, но сильный ветер и мокрая почва убедили нас в абсурдности этой идеи. Затем спускались вниз, пока дорогу не преградил бурный ручей.
В полутьме сложно оценить опасность переправы, тем более к вечеру уровень воды всегда поднимается. Не стали рисковать, повернули назад. Если рассуждать, не очень серьезно, то от детей в путешествиях толку мало, одни заботы и хлопоты: то тошнит, то пить, то есть, то скучно. Но, в конце концов, они вырастают и становятся весьма полезными. Наша Катя это подтвердила. Начать с того, что интернет был только на ее телефоне (я сознательно отказалась от этого счастья), и прогноз погоды в разных местах Кавказа отслеживала она. Зрение девичье гораздо острее моего престарелого, поэтому на трясучей дороге она в состоянии увидеть на экране телефона всякие не особо приметные дорожки, используя несколько навигационных программ одновременно. И потом, может по-быстрому метнуться, посмотреть дорогу, найти полянку или поруководить папой, чтобы он не встрял, куда не надо. Кроме того, с ней всегда весело и можно поболтать обо всем на свете. Очень ценный кадр у нас вырос. На этот раз Катя отыскала шикарную поляну в окрестностях селения Киров. Правда, сначала мы заперлись к жилым домам. С трудом оттуда выбрались, не задавив ни одной коровы, они в этот момент разбредались по родным пенатам. Затем по каким-то коровьим тропам, пробрались к минеральному источнику и уже от него проехали к большой поляне. Все это в кромешной темноте. Назад, уже на следующий день, выехали более легким путем.
Палатки поставили под цветущей яблоней. Ночь была теплой, выспались отлично.
Невдалеке от нашей стоянки обнаружился вот такой, я бы сказала мегалитический стол.
Никуда не торопясь, позавтракали, собрали палатки и сделали еще одну попытку посмотреть озеро Коз. При дневном свете, и дорога, и сугробы, и даже напугавший нас ручей выглядели восхитительно.
Этот заснеженный склон мы приглядели еще вечером.
Ощущения непередаваемые. Яркое солнце, тепло, а тут сугробы. У нас в этом году зима была теплой и малоснежной, все растаяло еще в феврале.

Мы здорово повеселились, поиграли в снежки и успокоились, только когда вымочили ноги.
Довольные, уселись в машину и отправились дальше. На этот раз к форсированию водной преграды подошли серьезно, хотя сразу было видно, что уровень воды гораздо ниже вчерашнего.
 Тем не менее, Ваня, отобрав у ребенка кроксы, отправился замерять фарватер. 38 размер натянул на 42, они выдержали, отличная обувь.
Переправились без происшествий.
А дальше уже только любовались весенними цветами и снегом, удивляясь, как много его выпало за зиму.
Такие "жирные" подснежники у нас дома не растут.
Через несколько километров пути русло реки расширилось. Видимо, паводки случаются сильные, но не в этом году. И наконец, увидели краешек озера. Воды в нем еще не так много.
На противоположном берегу есть какие-то строения, возможно, кемпинг или нечто подобное. А мы добрались до пограничного щита, предупреждающего, что дальше без пропуска нельзя.  Ну нельзя, так нельзя, вышли из машины и попробовали подойти к воде как можно ближе.
У нас получилось. Оказалась, что это не совсем озеро, просто упавшие деревья и прочий мусор перегородили реку. Этакая природная запруда. Несмотря на жаркий день, купаться совсем не хотелось. Все это выглядит опасным.
На обед здесь тоже не стали останавливаться, везде довольно сыро, да, собственно, и мест подходящих не случилось. Было решено возвращаться к озеру Эрцо, возможно, в солнечный день, там будет уютнее. Обратный путь прошел гладко, без приключений.  А вот погода начала портиться, появились небольшие тучки.
Мне даже подумалось, что это озеро, какое-то заколдованное, везде солнечно, а здесь, пасмурно и ветрено. Но, нет, это приползла большая непогода, затянувшая холодом, дождями и градом весь Кавказ на долгие две недели. Объехав озеро, слева, нашли съезд, и небольшую полянку, с трех сторон защищённую кустами и от ветра, и от чужих глаз.
Озеро пользуется большой популярностью, народ с удовольствием приезжает сюда на шашлыки. Я умею определять такие места безошибочно: если в течение десяти минут появляются мохнатые гости, значит место, пикниковое. На этот раз к нам, радостно виляя хвостом, прибежал щенок овчарки. Ну как щенок, скорее подросток. Ласковый, довольно упитанный, к счастью, не очень голодный. Поделились с ним чем могли. Мы никак не можем приучить себя брать с собой корм для животных. А может, и не нужно, я не могу определиться, как лучше. Был у нас опыт, когда мы прикормили собачку, а она потом нас так охраняла по ночам, что спать было невозможно. Собакин лаял на ежиков, комаров и прочую живность, отрабатывая съеденный корм. Однажды и лисичку угощали шашлыком, дело кончилось тем, что дикий зверек украл булку хлеба, и бутылочку с моющим средством.
Что-то я отвлеклась, после обеда, посовещавшись, решили вернуться в Северную Осетию, в Южной осмотрели почти все, что планировали. А Ваня, в эту поездку, хотел прогуляться к Цейскому леднику, кроме того, там проще найти местечко для "ленивого" отдыха. Просто отоспаться, поваляться на травке, без тряски по грунтовым дорогам и карабканья по серпантинам. Уже на подъезде к Рокскому тоннелю, погода окончательно испортилась. Дождь, ветер, мерзко. Утешая себя мыслями, что в Северной Осетии не бывает плохой погоды, и до последнего, не веря интернетовскому прогнозу, мы свернули к альплагерю "Цей". Долго кружили в поисках места для ночевки, сворачивая на все увиденные тропинки. Умудрились попасть на дорожку, которой нет на карте. У меня еще живы воспоминания о ней. Страшновато, конечно, медленно ползем в густом облаке, ничего не видно, где едем - непонятно. Вроде бы и неплохая грунтовка, ровная, но так круто взбирается вверх, извивается, как змеища, обочин не видно, что там обрыв или пологий склон - неизвестно. И холодно, пришлось выключить кондиционер и включить печку. И это после двухнедельной жары.
Блуждая в тумане, поднимались все выше и выше, пока не попали к какому-то Цею, то ли к Верхнему, то ли к Нижнему. Ну что сказать, Алания быстрыми темпами развивает туристический бизнес. Везде идет строительство, каждый более-менее ровный участок занят под гостиницы и гостевые домики. Уставшие, вернулись на трассу и поехали в Верхний Унал, где ночевали уже неоднократно. Это место всегда было свободно. Оно находится вдалеке от населенных пунктов, возле него нет никаких достопримечательностей и туристических троп. Оно просто никому не нужно и неинтересно. Но не в этот раз. Мы аж глаза протерли, там стояли туристы, и что забавно, с маленькими детьми, но без машин. Каким ветром их туда занесло, непонятно. Хорошо, что места там хватает и мы расположились немного ниже и друг друга даже не видели. Позже, Катя посмотрела на ресурсе Organic Maps, заточенному под пеший туризм, так эта точка обозначена, как место под палатку. Печально, однако. А утром было вот так.
Завтракали в палатке. Дождь, начавшийся за день до этого, моросил всю ночь и не думал останавливаться. Температура упала до 4 градусов тепла.
Время от времени облачность отступала, и мы могли хотя бы видеть, что нас окружает.
Спорили все утро, что делать дальше. Ваня никак не хотел верить, что так бывает: есть выходные дни, а податься некуда. Везде дождливо, ветрено, да и просто холодно. Так и пришлось возвращаться домой. Тем не менее я считаю, что поездка удалась, мы многое успели посмотреть. А отдыха всегда бывает мало.