вторник, 3 ноября 2015 г.

Путешествие к южному берегу северного моря VI.

Продолжаю дневниковые записи о поездке к Белому морю. После Каргополя мы окончательно покинули цивилизацию с асфальтовыми дорогами, магазинами и заправками. Места эти поэтично называют Поонежье.

Сретенско-Михайловская церковь. Призрак былых времен. Стоит одиноко среди чистого поля. Когда-то здесь была деревня Красная Ляга. Сейчас от неё ничего не осталось. Меня заинтересовало название села, погуглила немного и вот что накопала. "Ляга" на северном диалекте означает лужа или небольшое озеро. По преданию, здесь было озерцо карстового происхождения, и в одну ночь исчезло оставив после себя большую круглую воронку. Ну а красное, видимо, означает красивое. Церковь эта большая редкость. Одна из немногих так называемых восьмериковых шатровых  храмов. Что интересно грани начинаются прямо от земли, а не как обычно на крестообразном или прямоугольном основании. Кроме того, это самый древний памятник Каргопольского района. Постройка датируется 1655 годом.
Церковь несколько раз перестраивалась. Увеличился размер окон, появилась резьба на стенах.
Как повествуют историки и архитекторы, появившийся декор  обшивки, не соответствует общему лаконичному стилю храма. Но по мне храм хорош. Стройный, легкий, ажурный.
Когда-то эта церковь была еще и ярко окрашена, как пишут "в шесть цветов". Фон белый,  верхняя часть обшивки - охра. Наличники и карнизы синие, красные. Крыша зеленая. Глядя на этот серый цвет, который в нашем представлении, как бы говорит о древности постройки,  трудно представить себе буйство красок.
Попасть внутрь не удалось. Дверь и окна тщательно забиты досками, но на крылечке висит бумага с номером  телефона. При желании можно созвониться со старостой и посетить церковь.  А мы, едем дальше пугая журавлей, спокойно гуляющих по проселочным дорогам.
 Запутавшись в названиях переименованных деревень, мы вдоволь покружили по проселкам и наконец, добрались до следующей точки нашего маршрута. Село Гавриловское (Лядины). Готовясь к поездке мне на глаза, не попалась информация о несчастье, произошедшем  в первый день Пасхи 5 мая 2013 года. Во время грозы от удара молнии загорелась двухэтажная шатровая Покровско-Власьевская церковь, затем огонь перекинулся на колокольню. Отстоять удалось только многоглавую Богоявленскую церковь. Из тройного ансамбля уцелела только она одна. Не зная о пожаре, мы ожидали увидеть вот такую картинку. Фото с сайта
 А увидели вот такую.
Удивленно рассматривали храм, который выглядит как будто он выстроен из современных материалов. Наверное именно так в старину и раскрашивали церкви. Но увы, такая реставрация развеяла "налет" времени. Вот интересно, "реставраторы" задумывались о привлечении туристов или нет. Наверное, все же задумывались, ведь кроме храма, в селе есть еще и музейчик  "Лядинские узоры" с коллекцией предметов крестьянского быта. Неужели действительно предполагают что народ поедет смотреть на свежевыкрашенную церковь, даже вот такой замечательной архитектуры.
Сама же деревушка Лядины запомнилась интересными колодцами.

Следующее место, которое рвался посмотреть в этой поездке Ваня, это Кенозерский национальный парк и его главную жемчужину - Кенозеро. Свернув с памятной нам трассы Р 1 в сторону села Вершинино протряслись, по грейдеру около 70 километров, любуясь живописными пейзажами. Река Кена.
Я уже писала как меня поразили бревенчатые мосты. Называются они "ряжевые". Ряж - это деревянный сруб, который заполняется камнями. Так формируются опоры моста, затем уже стелится настил. Такая техника строительства мостов использовалась еще с древности.  Но не везде есть такие чудесные бесплатные мосты, есть и вполне современные- понтонные и к тому же платные. Двести рублей за переправу со всех, включая местных жителей.
 В село Вершинино мы приехали уже под вечер. Покружились у туристического центра, хотелось нанять лодочку и покататься по озеру, посмотреть часовни, разбросанные по его берегам. Увы, нам могли предложить только катер на тридцать человек и пятичасовую экскурсию с поеданием пирогов и мастер - классами. Что, естественно, нас заинтересовать не могло. Тут хотелось бы сказать об отсутствии у жителей северных районов нашей страны коммерческой жилки. Мы обошли почти все дворы в деревне, спрашивая у местных, не может ли кто-нибудь покатать нас по озеру.
Нет желающих заработать!
У нас бы уже пестрили объявления на заборах "Пакатаю на лодке. Прадам рыбу. Круглогоадично."(Орфография наших горцев). Тем не менее нам повезло,  показали дом в где живет человек, который может показать нам озеро, но он будет только завтра утром.
На том и порешили, ночуем в окрестностях деревни, спрятавшись как следует все-таки национальный парк, вдруг испортим экологию. В Вершинино нет кемпинга, где можно остановиться с палаткой, есть только гостиница. Палатку поставили на свежескошенном поле. Вечер, туман. Красиво.
Утро порадовало нас отличной солнечной погодой. Прошлым вечером, в туристическом центре мы договорились, что можно осмотреть часовню Николая Чудотворца, не беря полную экскурсию с посещением кузницы и еще каких-то домиков, где дают неизбежные мастер - классы. Для детей это безусловно, интересно. Я, конечно, ни в коей мере не хочу критиковать Кенозерский Визит центр, боже упаси. Люди знают специфику работы в этих местах. Но пару слов скажу. Вся деятельность представляется мне с этаким налетом гигантомании, может это отголосок советских времен, когда путешествовали цехами, лабораториями, заводами в полном составе. Или рассчитанно на докризисные времена, офисный планктон и корпоративы, трудно судить. В этих глухих местах, гостевые дома на девяносто гостей, детские лагеря с конференц-центрами для проведения семинаров и рабочих встреч, экскурсионный "корабль" на три десятка человек. Но нет возможности взять лодочку для троих и нет оборудованного местечка поставить машину с палаткой. А ведь таких путешественников, как мы становится все больше. Я несколько раз в этой поездке замечала, машины, которые также кружили по проселкам отыскивая часовни и церквушки. Нужны небольшие кемпинги европейского типа, где можно подключиться к электричеству, принять душ, постирать и высушить белье, заправиться водой, слить биотуалет. Но чего нет, того нет.
Деревянная часовня Николая Чудотворца с "небесами". Конец XVIII начало IX века.
"Небо" так называется  деревянный расписной потолок в храмах Русского Севера. От центрального кольца расходятся балки- тябла и трапециевидные  грани, которые расписаны изображениями святых, архангелов или небесных воинов. Количество граней колеблется от 8 до 24  в зависимости от размеров церкви.
Часовня внутри очень небольшая, скромная. Меня заинтересовали женские головные платки, аккуратно развешенные под иконостасом. Оказывается, это верующие приносят в дар, чтобы исцелиться от болезней.
Нам разрешили забраться на колокольню. Она совсем крошечная, находиться там одновременно можно только двоим.
 Часовня стоит на холме, оттуда открывается красивый вид на озеро и деревню.
Не могу не заметить, что часовня была реставрирована в 2007 году. Внимание, НОРВЕЖЦАМИ! Да, они уже более 10 лет восстанавливают и реставрируют памятники деревянного зодчества по всему Русскому Северу. Обидно. Зато какая разница между обновленной церковью в Лядинах и часовней здесь в Вершинино.
Вдоволь налюбовавшись на Кенозеро, отправились  искать местного старожила, который имеет желание и возможность покатать нас на лодке. Нашли, договорились, подождали около часа, пока он освободится и соберется. О, неспешная северная жизнь! Ждем, гуляем по берегу.

Ну, наконец, надеты спасательные жилеты, дамы усажены  в лодку, со всевозможным комфортом, мужчины столкнули судно в воду. Отплываем.
Прогулка получилась замечательная, часа три Анатолий показывал нам красоту Кенозера, травил байки о жизни при Советской власти и работе в совхозе. О коровах, которые поедали камыш. Их было слишком много и травы не хватало, зато и озеро не зарастало. О том как тяжело было кормить свою животину. Чтобы накосить сена для своей коровы, половину скошенного нужно было, сдать в совхоз. Как зарабатывал на лесовозах, как предлагал теперешнему руководству национального парка, возродить посадки сосен в тайге. Причем работать собирался на них сам, бесплатно. В советские времена, для возобновления лесного фонда это практиковалось.
Но главное об озере, о течениях и мелях, о коварных ветрах и островах, о рыбалке, грибах и ягодах.

Пять минут и собраны грибы на ужин. Летом они с женой переходят на еду, которую дает лес и озеро. Грибы, ягоды, рыба.

Нам очень понравилось. По совету Анатолия мы заехали и в село Филиповское. Здесь уже почти десять лет с помощью норвежцев идет реставрация Храмового комплекса Почозерского погоста. Упоминается в документах с 1758 года.
День был выходным, на территории погоста ни души. Мы все внимательно осмотрели, стал понятен принцип реставрации комплекса. Здесь сруб поднимается на громадных домкратах, лифтах, и под него заливается бетонный фундамент. Ну и еще меняются сгнившие бревна. заново делается кровля. Работы там еще много.
Снова небольшой перегон, километров в 250, ночевка под городом Мирный. Щука купленная у того же Анатолия, запеченная на мангале и проглоченная как мне кажется, вместе с костями. Необыкновенно вкусная кенозерская рыбка.
Едем на север по течению реки Онега.
Пейзажи завораживают. Время от времени моросит дождик, но так не очень серьезно. Скорее всего, мы не приняли его всерьез. Как оказалось, зря.
Места здесь малонаселенные. В деревнях большая часть домов заколочена. Да и как тут жить! Дорог практически нет. Ни школ, ни больниц мы не видели, паром, который по легенде должен ходить через Онегу постоянно сломан. Конечно, народ бежит поближе к цивилизации.  Ну да ладно, перехожу к еще одному незабываемому приключению, которое мы нашли на свое, не буду уточнять какое место. Ехали мы по правому берегу Онеги, а село Турчасово (Посад), с деревянным храмом Спаса Преображения, находится на левом берегу. Паром или сломан или потерялся, местные сами не могли его отыскать. По их совету мы решили нанять лодку, чтобы переправиться на другой берег, осмотреть храм и вернуться назад. Идея казалось здравой. Но... Деревни как я уже говорила стоят пустые, людей не видно, с трудом отыскали обитаемый дом. Хозяйка, молодая симпатичная женщина с кучей маленьких детей, как потом оказалось не все были ее, просто родственники приехали на день рождения, согласилась нам помочь. Отправила с нами своего старшего сына, парнишку лет четырнадцати. На весельной лодке он должен перевезти нас на противоположный берег. Не успели мы сесть в лодку, как пошел дождь, прямо ливень  с пузырями на лужах. Мы, конечно, вместе с мальчиком переждали его в машине. Нам бы отказаться от поездки, так нет, мы же упертые. Да и тучки развеялись, выглянуло солнышко. Оно дало нам время добраться как раз до середины реки. Ну что делать плывем дальше, а дождик все сильнее. Когда пристали к берегу уже лило как из ведра. Оставили пацана возле лодки, а сами бегом на горку к храму. И тут пошел град. Не очень крупный, но по ногам бил чувствительно. Спрятаться негде, кругом все открыто, ни деревьев, ни кустов, до жилья метров триста. На дороге воды по щиколотку. В общем, добрались до храма вымокшие до нитки. Постояли на крылечке, сделали пару фотографий и отправились назад.
 Дождик, разумеется, к этому времени снова закончился.
До сих пор чувствую себя неловко, мальчишка из-за нас вымок насквозь. Хорошо еще было довольно тепло, никто не замерз. Переоделись в сухое и отправились дальше. К слову сказать, вещи сушили несколько дней, а Катины кроссовки, вообще, досушивали уже дома.
И последний, увиденный нами, деревянный храм Поонежья. Церковь Вознесения Господня 1651 год в деревне Пияла.
Что-то много написала, хватит на сегодня.

1. Какая красота!!! не тронутая,,,как будто сквозь дымку времен...

1. Согласна, места, чудесные, я очень рада, что смогла все это посмотреть.

2. Таня,
    очень хороший, толковый отчет. Думаю, что туристам решившим повторить ваш маршрут, он очень и очень пригодится.
    Фотографии замечательно передают красоту проезжаемых мест, ну и общий запал/-азарт чувствуется.
    Если честно, то подобный репортаж можно смело отправлять в журналы специализирующиеся на туризме.)
    Насчет кемпингов, к сожалению, но и в Европе с этим делом еще туговато. Уж казалось бы немцы, путешествуют много, но небольшие площадки имеются только на окраинах относительно крупных городов. Так что, недоработки есть.

1. Лена, спасибо. Что-то вы меня захвалили совсем. Но как приятно! :))
      А кемпинги, я имела ввиду прежде всего Норвегию, народ там все больше созерцательный и отдыхать им нравиться в тишине и небольшими компаниями.(не без исключений конечно). Кемпингов там много, и маленьких и больших, если место позволяет. Много вывесок вдоль дороги, B&B. В общем все для индивидуального туризма.

3. Безумно интересно.Спасибо за ваши рассказы о путешествиях.Красивые места.

1. Марина, мне очень приятно, что заглядываете ко мне в гости и комментируете. Спасибо.

4. Красота-то какая! Пейзажи один краше другого! Спасибо, Татьяна!

1. Совершенно с вами согласна. Места там замечательные.