понедельник, 7 декабря 2015 г.

Путешествие к южному берегу северного моря VII.

Подходит к концу  мое слегка растянувшиеся повествование.
Проехав по правому берегу Онеги более двухсот километров, мы добрались до одноименного города стоящего на обоих берегах реки.

Мы даже и не предполагали что наше путешествие уже заканчивается, еще немного и начнется обратный отсчет. А пока любуемся тихими речками,
останавливаясь на обед  под вот такими деревянными мостами.
Так и хочется подписать фотографию: "Проверено троллей нет". Увы, здесь они не живут, впрочем, русалок тоже не видели.
 Онега-небольшой городок с населением около двадцати тысяч человек, расположенный в семи километрах от Онежской Губы Белого моря.
Сидя дома за компом и составляя маршрут все, видится немного не так, а ведь "действительность отличается от реальности". Согласно генерального плана поездки нам необходимо было переправиться на левый берег  реки и посетить деревню Ворзогоры . Посмотреть деревянную церковь и отдохнуть пару дней на тамошних песчаных пляжах. Но.... По данным разведки  интернета, на левый берег Онеги  ходит паром. Мы были предупреждены что ходит он нерегулярно, найти его сложно. Но не отнеслись к этому серьезно. За много лет автомобильных путешествий мы повидали   множество паромов  и таких,
и вот эдаких,
 и даже таких которые не помещаются на фото в полный рост.
Паромная переправа воспринималась нами как что-то само собой разумеющееся, помню когда отдыхали в Финляндии ездили в магазин за хлебом на пароме (была и такая совершенно бесплатная переправа). А вот в Онеге, мы не смогли не то что переправиться, найти место откуда ходит автомобильный паром не сумели. Мы спрашивали у местных жителей на улицах и в "порту" есть там местечко где причаливают  пассажирские паромы. Покружились около часа по улочкам городка с убитым асфальтом, посмотрели на пьяных аборигенов лениво по ним бредущих и не стали испытывать судьбу. Поехали дальше, надеясь, в глубине души отыскать местечко с пляжиком.
Вот здесь сделаю, пожалуй, лирическое отступление и поговорю об ошибках допущенных при подготовке поездки. Я легкомысленно отнеслась к составлению маршрута, очень мало прочла отчетов таких же путешественников, как и мы. Наверное, посчитала себя "автомобильным волком", шучу конечно, все упиралось в нехватку времени. Тем не менее именно поэтому архангельские дороги оказались для меня неприятным сюрпризом, как и отсутствие сети "Билайн". Связь  исчезала как только мы покидали крупные населенные пункты. Надо было еще на стадии подготовки обзавестись "явками и паролями", вернее, сим-картами других операторов. Кроме того, обязательно учитывать российскую действительность. Ну нет у нас мостов, паромов, дорог, вышек сотовой связи и много еще чего нет. На будущее возьму себе за правило планировать альтернативные варианты, если есть вероятность не добраться до того или иного места.  Переночевали где-то в лесу, с трудом найдя сухую полянку. Очень уж сыро в этих местах. Болота, озера, речки, низинки заросшие камышом. Утро нас не порадовало. На календаре 10 августа температура за бортом +12 и осенний моросящий дождик .
Таким вот хмурым утром мы въехали в Северодвинск.
С удивлением обнаружили что в навигаторе, у нас "Навител," отсутствуют карты города. Это еще один камешек в мой огород. Я не знала что здесь все засекречено. Без навигации в городской черте передвигаться сложно, но ничего, прокатились по главной улице,
посмотрели на места где делают атомный подводный "щит родины".

Несколько раз спрашивали как проехать на набережную, услышали таинственное слово Ягры. Оказалось это остров, с одной стороны его омывают воды Северной Двины, с другой - Белого Моря.
 Набережная ухоженная, как говорят "бедненько, но чистенько".
И наконец,  вот он южный берег северного моря!
Я сильно расстроилась, ведь была мечта искупаться, а пришлось ограничиться мытьем  ног. Температура около одиннадцати градусов тепла, порывистый холодный ветер, срывающийся дождик. Утешаюсь тем что Белое Море большое, может, в следующую поездку будем проезжать мимо и мне удастся поплавать. Отряхнув, пятки от песка отправились в Архангельск.
 Дедушка Ленин, по северному одет в пальто, у нас на юге все больше в костюмах щеголяет.
 Набережная Северной Двины нам понравилась. Памятник погибшим морякам.
 А этот - морскому котику. Хотя и каменный, а шейку почесать надо.
Памятник Петру I, установленный в 1914 году. Он же изображен купюре достоинством пятьсот  рублей. Царя как оказалось, скульптор изваял в натуральную величину, так что памятник небольшой. Автор М.М. Антокольский (хорошо не Церетели).
 Стрела мыс Пур-Наволок. В этом месте в 1584 году по приказу Ивана Грозного была заложена крепость, с которой и началась история города.
 Стела "Город воинской славы"
Соскучились мы по памятникам, вот в Архангельске и отыгрались. "Помор и олень", считается символом города.
Свято-Никольский храм, очень красив и внутри и снаружи.
Хотя и говорят об Архангельске "город тоски, трески и доски", но нам он понравился.
 Отсюда началась дорога к дому. Участок федеральной автодороги М8 Холмогоры, от Архангельска до Вологды - это лучший участок за всю поездку. Новенький асфальт, ухоженные обочины. Правда, пришлось покататься, пока нашли место для ночевки. Дождь не помогал в поисках, но мы исхитрились и нашли сухое местечко в сосновом бору. Все как, всегда ехали - ехали, прятались - прятались, а утром выглянули из палатки а рядышком грибники бродят. Здесь я и брусники немного нарвала, сложила в баночку пересыпала сахаром. Нужно же попробовать варенье из северной ягоды. Возили с собой дня два, сок не пускала, мне надоело, так что добавила воды и прокипятила. Катя с Ваней, съели моментально, вкусно, немного похоже на красную смородину. Вот часто так бывает, сначала смеются над моими кулинарными забавами, а потом жалеют, что не прикупили ведерко ягод с собой. На обратном пути снова заехали в Вологду. Не все сувениры скупили.
Красивый все же город.

Вот он символ неторопливой и спокойной северной жизни. Первый раз видела пса, спящего в такой позе.

Докупив еще сувениров, отправились в Ростов Великий. Куда изначально заезжать не планировали.
Думала закончу сегодня свое повествование, ан нет. Следующий пост точно будет последним, обещаю.

1. Таня,
    это хорошо, что пост предпоследний, а не последний. Да и зарекаться не нужно.)
    Даже без разговоров - спасибо за прогулку. Архангельск, Холмогоры, корабли и море, всё это неразрывно связано с произведениями Валентина Пикуля, которого люблю и уважаю с детства.
    На навигатор грешить не нужно, даже у нас по Германии есть участки трасс, дремучие деревни, в которых не только телефонная связь, но GPS сигнал не ловится.
    Брусника - совершенно потрясающая ягода, там тебе и витамины и антисептик, и давление, и пр. В следующий раз - не раздумывай.)

1. Лена, у меня тоже вертелось в голове и "Океанский патруль" и "Реквием каравану OQ-17". Корабли, погода, секретность. Как декорации к книгам и фильмам.
      А на навигатор так бурчу немного. "Навител" нас разбаловал, там есть карты всех дорог, даже проселочных. Куда бы не забрались, карта есть. Даже если маршрут проложить не может, но местоположение покажет. А тут пусто, только федеральная трасса и все. В город-то въезд свободный. Да и смешно, везде висят спутники, кому нужно засекречивать карты

2. Интересно вы путешествовали!!!
    Мы в Архангельск какой год собираемся,теперь буду знать на что обращать внимание.
    Про ленина интересное наблюдение...
    И Ростов у нас намечен)

1. Поезжайте обязательно,только год выбирайте потеплее. Даже местные отмечали очень холодное лето в этом году.
      Да, Ленин видимо мерзнет на севере, где-то там я видела памятник в пальто с каракулевым воротником.
      В Ростов обязательно загляните, там самый красивый кремль.

3. Татьяна,ностальгией повеяло,,,такие деревянные мостки помню из детства.Красивый пост.