понедельник, 18 апреля 2016 г.

Открытие сезона. Долина реки Аксаут.

В прошлые выходные состоялось торжественное открытие туристического сезона, ознаменованное синим небом, заснеженными макушками гор и чистой хрустальной водой.

Почти шесть месяцев я не ночевала в палатке, не посыпалась утром от пения птиц, не  пила  кофе, щурясь от ласкового солнышка и любуясь заснеженными вершинами Кавказского хребта. С трудом дождавшись более-менее терпимого прогноза погоды, мы отправились в экспедицию к аулу Красный Карачай. Назвать поездку выходного дня экспедицией, конечно, преувеличение, но после полугодового перерыва, отсутствия тренировок по преодолению бездорожья и нашего отчаянного желания увидеть горы, это вполне допустимо.
 В субботу утром, быстренько, покидав в машину весь туристический скарб, завезли ребенка в школу, а сами изнывая от нетерпения, переживая и споря о противоречивых прогнозах погоды, мчались навстречу приключениям.Что-то, я сегодня слишком высокопарно пишу. Ну да ладно. Всю дорогу нас догоняли тучки и моросил дождик, температура не поднималась выше 12 градусов тепла, но мы были настроены решительно. Если будет сильный дождь, проедем сколько сможем,  поставим тент и будем жарить мясо под ним. Домой не вернемся. Туча нас догнала уже на въезде в Аксаутское ущелье. Дождь был очень сильный, временами срывался снег. Я первый раз видела ливень со снегом (не с градом) при температуре воздуха выше десяти градусов. К нашему счастью, все это длилось недолго. И это были единственные неприятные моменты за всю поездку. Все оставшееся время погода была замечательной. Как и дорога, красоты которой немного примиряли нас с ее отвратительным качеством.
Красный Карачай находится примерно в 26 км от селения Хасаут-Греческое в долине реки Аксаут. Состояние гравийки, по сравнению с прошлым годом, ухудшилось. Множество мелких ямок, расположенных в шахматном порядке, рассыпаны на всем ее протяжении. Потому трясло нас неимоверно.
 Селение практически заброшено.
После войны и депортации карачаевцев, люди не стали возвращаться в эти места, а селились в Кардоникской и Хасаут-Гречекое. Там были школы и работа в колхозе. Сейчас в ауле живут пастухи, есть и небольшая молочная ферма.

К семидесятилетию трагических событий в пяти заброшенных аулах, включая Красный Карачай, установили памятные стелы.

Кроме стелы там есть еще, парочка замечательных камней.
Нашла об этом человеке вот такую интересную легенду:
...В конце 19 века одним из знаменитых борцов в Карачае был Кочхар Абайханов, который за всю жизнь никому не проиграл. Он родился в ауле Джазлык, в семье скотовода, с ранних лет пас скот на высокогорных пастбищах. По воспоминаниям стариков, которые знали его лично, он обладал неимоверной физической силой. Рассказывают, что Кочхар за какую-то провинность отбывал срок в царской тюрьме одного из центральных городов России. В этот город приехал борец-американец на чемпионат французской борьбы. Он победил всех местных борцов, но его выступление видел начальник тюрьмы, который знал Кочхара, как сильного человека из числа арестантов. Когда Кочхару предложили побороться с американцем, он сказал, что не возражает, но чувствует себя немного ослабевшим. Ему дали усиленное питание и отдых. Через несколько дней состоялась встреча американского профессионала и горца. Кочхар думал, что будут бороться по-карачаевски, на поясах, но американец боролся по-французски, да еще с применением болевых приемов. Он был большого роста, крепкого сложения, одет в борцовский костюм, а его тело было намазано жиром. Кочхару ничего не оставалось, как бороться предложенным стилем. И когда началась схватка, американец начал наносить Кочхару болевые удары. Горец, долго ходил вокруг американца не зная, за что его взять. Выбрав удобный момент, Кочхар левой рукой схватил за чуб американца и потянул к себе, а правой - за туловище, и применил свой излюбленный прием - бросок через бедро. Американец упал. Он долго пытался встать "на мост", но мертвая хватка противника не позволила этого сделать. Кочхар не знал правил подобной борьбы, и поэтому еще долго не отпускал своего противника. Пришлось вмешаться организаторам состязаний. Они объяснили ему, что уже хватит, ибо тот потерпел поражение. ("Тутуш. Горская спортивная борьба". Х.К.Байрамкулов)
Не знаю, как, сейчас обстоят дела, но в середине 80-х в Черкесске была очень сильная школа по вольной борьбе, да и у нас в институте, в те годы была подобная секция  и тон там задавали ребята из Карачаево-Черкессии.
Вот этот камень мне тоже сильно понравился.
На его вершине растет молодая сосенка.
 Обедать мы остановились недалеко от аула, на берегу говорливой горной речушки.

Мне после зимы захотелось экстрима.
Шучу конечно, обычно я мою зелень и посуду, в теплой воде. Просто в этот раз взяли с собой мало газа и я переживала, что не хватит. Мы с мужем иногда смеемся, что ездим вдвоем, потому что нелюбим мыть много посуды. Вымыть пару тарелок в ледяной воде можно, но больше, уже проблема. Хваленый Фэри в этом случае не помощник, он превращается в гель и совершенно не желает мылиться.

Но как же красиво кругом.
После обеда отправились дальше. Здесь мы были впервые. И все увиденное вызывало восторг.
Каждый поворот дороги открывает новый вид на горы укрытые снегом.
 Аксаут течет по довольно глубокому ущелью. Высота окружающих его хребтов около трех тысяч метров над уровнем моря.
Если я не ошибаюсь, то - это скальная гряда называется Кара-Кая, высота 3893м. В субботу облака постоянно подогревали интригу, то одну вершину откроют, то другую.
 Мы останавливались каждые минут пятнадцать, побродить по полянке, забраться в дупло, порадоваться солнышку.

Мемориальный комплекс Оборонная тропа. Через эту долину в 1942 году проходила дорога к Марухскому перевалу, где шли тяжелые бои.
В первый день мы добрались до пограничного щита.
 На подъезде, к которому, встретили местного паренька. Он шел вниз, в долину за помощью. Туристы на "буханке" застряли в сугробе, он попросил нас попробовать вытащить их.  Мы осмотрелись по сторонам, какой сугроб, как застряли...
Но не  проехав и километра, поняли, что помочь не сумеем, как бы самих не пришлось потом спасать.
 И высота ведь небольшая около 1400 метров и солнце яркое, а снег лежит.

Мы повернули назад искать место для ночлега, по пути подобрали паренька, довезли его до фермы, где он нашел более приспособленную для спасательных операций машину. Ребята на УАЗе, не без труда, вытащили таки-потерпевших.
А мы разбили лагерь на берегу реки, под высокими соснами.
Вечер был удивительно теплым. Обычно, в горах, после захода солнца, холодно даже летом. Одеваться нужно сразу как только начинает темнеть, иначе хуже будет. А здесь, возле небольшого костерка, было уютно и даже жарко. Ярко светила луна, отбрасывая танцующие блики на воду. Шум реки как-то стих, ночь стояла тихая и безветренная. Как же я по всему этому соскучилась за зиму! Какое это счастье иметь возможность, вот так, хоть ненадолго уезжать туда где стоит торжественная тишина и над тобой только небо. Нет ни шума, ни суеты, ни людей. Утро нас порадовало отличной погодой. Ночью, конечно, подморозило, легкая изморозь лежала на траве, да покрылась ледком вода в миске.
После неспешного завтрака, мы решили еще покататься по долине, полюбоваться на горы уже при совершенно безоблачном небе. Ну чем не "английские лужайки"!
 Надо сказать я не видела в горах более ухоженной долины. Пастбища очищены от камней и веток, сложены в кучи и поленницы. Мусора нет, все убрано. Рядом с нашим лагерем была выкопана яма, в ней лежали  пустые бутылки и консервные банки. Вечером к нам подъезжал один из пастухов, поинтересовался, будем ли мы ночевать здесь и знаем ли что делать с мусором. Мы ответили, что мусор, мы всегда вывозим с собой.
 Не хочется даже думать что летом здесь будет много туристов и все засыплют дерьмом. Одна надежда, что многие сюда просто не смогут добраться.

Вот эта вершина в субботу была совсем закрыта облаками.
Мы снова доехали до пограничного щита. Там оставили машину и  немного побродили по окрестностям.
 Меня так и тянуло к снегу. Весело же. Кругом тепло и солнечно, журчат ручейки, а он лежит себе и почти не тает, только покрывается толстой коркой наста. Я даже в снежки пыталась поиграть, жаль Катя с нами не поехала, а то составила бы мне компанию.

Обратная дорога тянулась долго, ехали медленно. За сорок километров трясучей гравийки у меня заболела спина, а мозг устал перекатываться в черепной коробке. Ну это мелочи, ведь красиво же. Последняя порция фотографий. Мы немного увлеклись съемкой. Давно столько не привозили с коротеньких вылазок в горы.

Мы обязательно сюда еще вернемся, ведь совсем немного не доехали до заброшенного поселка Рудничий. Хочется сходить и к водопаду Уллу-Чучхур, который заприметили совершенно случайно, уже на обратном пути. Да поискать  дорогу в Теберду через Мухинский перевал.
 Планов много впереди лето!

1. Таня,

От пейзажей дух захватывает! Красота необыкновенная!
    Отличное открытие сезона :) Поздравляю!

Последняя фотогрфия умилила :)

1. Таня, очень красиво, ярко и контрастно. Глаз отдыхает после пока еще серого и пыльного города.
      Ягнята смешные, и шустрые. Сделала наверное дублей пять, то попой повернутся, то разбегутся в разные стороны.

2. Вообще обалдеть, конечно!
    Таня, слов восхищения природой, не подобрать. Вы - молодцы, не устаю повторять и да, с почином!
    Даешь богатый на впечатления и поездки сезон 2016!
    Наш папа начал читать пост перед выбегом на работу, сказал - не закрывать страницу!)
    Вообще, все очень здорово и информативно. Эту информацию бы на сайт туристический, многим было бы интересно, думаю.

1. Лена, спасибо!
      Клянусь оправдать, не подвести и выдать впечатлений... :))
      Пробовала я гулять на туристических сайтах, но если честно, то просто не хватает времени.

3. КрасОты обалденные!!!Горы с заснеженными вершинами,что может быть лучше!Пробивающаяся зелень и звенящие речки-восторг!Замечательное путешествие.Я бы ,наверное,ежесекундно фотографировала,куда ни повернись-новый вид))

1. Лучше гор могут быть только горы...
      Мы тоже наснимали достаточно, трудность была в том, чтобы решить какие фото оставлять а какие нет.
      Все очень красиво.

4. Тань, ты поэт, тебе нужно книги писать.

5. Прекрасное путешествие!Совет крымских туристов:посуду вытираем туалетной бумагой и споласкиваем...

1. Спасибо! Я тоже сначала стираю застывший жир салфеткой, а уж потом мою. Хочу походную посудомоечную машину. :))