13 октября, отличная дата, для поездки в Домбай. Мы много лет не совали свой нос в эту долину, по причине многолюдности и денежных поборов, при попытке проехать куда-либо помимо поселка. Но, наконец, решились. Последние годы, выходные у нас совсем скромные. В субботу Ваня работает до трех часов. Машину грузим в пятницу вечером, а выезжаем на следующий день часа в четыре. Осенние дни короткие, не успеешь глазом моргнуть, уже стемнело. Поэтому стараемся ночевать в проверенных местах. Так и на этот раз. Знакомая уже стоянка над Сентинским храмом. Писала здесь и здесь.
Место красивейшее! Утреннее солнышко освещает заснеженные горы, желтая листва, выглядит очаровательно.
Это воскресным утром, а вот в субботу, после заката, все было, не так благостно. Вечер холодный и ветреный, посиделки пришлось устроить в тамбуре палатки, где мы и разместились со всем подобающим комфортом. До чего же она у нас классная - как тардис, внутри больше чем снаружи.
Кроме холодной погоды, поездка была омрачена, еще и дорожным происшествием, которое сильно подпортило мне настроение. Дорога ведущая к храму, крутым серпантином поднимается вверх. Движения почти нет, только одна машина, груженая сеном проехала нам навстречу. И вдруг в свете фар я увидела ползущего дороге зайца. Выскочила из машины, подбежала к нему, хотела отнести его в кусты, но увидев повреждения, поняла что ничем помочь не смогу. Его и трогать не нужно, дикий зверек, только хуже сделаю. Перебиты задние лапы, шкура содрана, он смотрел на меня, а я ничего не могла сделать. Ночь, темнотища кругом, где искать ветеринара в забытой богом Теберде неизвестно. Так и оставили на дороге, а утром его там уже не было. Ваня пытался меня успокоить: зайка наверняка был болен, потому что сбить медленно ползущей по склону, груженой под завязку машиной, быстро скачущего зверька, практически невозможно. Скорее всего, с ним было что-то не то. Все, понимаю, но жалко его было до слез. Первый раз такое было и надеюсь, последний.
Из приятного: мы протестировали брикетированный уголь, - последний шаг к газовому грилю (может купим, народ хвалит). Впечатления положительные: горит долго, жарко, расход небольшой, сгорает практически без остатка, и главное, в пакете только уголь, никакой трухи, которая обычно составляет чуть не треть мешка. Стоит он конечно дороже, но за счет более экономного использования, думаю то на то и выйдет.
Собрав лагерь, побродили немного по поляне, в поисках грибов. Нынешним летом их почти не было. Нашли штук пять маслят, подмерзших и червивых.
И отправились дальше. Ваня очень хотел сделать красивые фоточки озера Туманлы-Кель. Чтобы были заснеженные горы и яркая желтая листва. Озеро это, в народе еще называют Форелевым, место попсовое, но кто же знал что настолько.
Дорога в Домбайскую долину необыкновенно красива!
Съезд с трассы в Гоначхирское ущелье, в этом месте сливаются реки Гоначхир и Аманауз и стоит избушка почти на курьих ножках. Здесь нужно заплатить за въезд в Тебердинский заповедник. Заплатили.
Едем любуемся, сожалеем, что поздновато выбрались в горы, нужно было на недельку раньше, осень уже не совсем золотая. Но свежий снежок, на скалистых вершинах, радует глаз.
За окном машины мелькнуло крохотное озерцо, густо усеянное туристами. Мы даже не сообразили, что это оно и есть, озеро Туманлы-Кель. Проехали еще малость до пограничного кордона (парковка перед ним была забита машинами) - не пускают, хотя на щите стандартная фраза: "въезд по пропускам и документам удостоверяющим личность". А запрет на въезд выглядит так: "Въезд по пропускам". И те и другие щиты мы видели неоднократно, и разницу понимаем, но в Домбае свое толкование. Погранцов можно понять, пропусти такое стадо, потом замучаешься всех собирать и назад выпроваживать.
С трудом развернувшись, отправились назад, к озеру.
Рекомендация снимать озеро Туманлы-Кель на рассвете относится больше не к режимному свету, а к отсутствию людей в это время. Сколько их там было! Как ни исхитряйся, в кадр все равно попадет десяток человек и пара машин. Нет, ну а как, - пока собрались, спустились с верхотуры вниз, опять же километров пятьдесят проехали, - вот и одиннадцать часов...Короче рекламного кадра не получилось: люди, на воде рябь, золотые листики с берез облетели, так я еще и снимал в другом направлении, как потом выяснилось.
Поэтому едем в еще одно, относительно свободное место, к Чучхурским водопадам.
Грунтовка ведущая к ним, судя по карте, начинается прямо в поселке, а вот где именно, я не удосужился узнать. Пришлось спрашивать у местного джипера. Оказалось все просто, въехав в Домбай, нужно повернуть налево перед заброшенной девятиэтажной гостиницей, она там одна такая высокая. Еще один кордон, для сбора денег. Записали паспортные данные взяли денег. Все свободны, едем дальше. Дорога должна быть одна, но не для нас.
Едем значит по красивейшему заповедному лесу, глядь, - развилка. Прямо и вниз, мимо какой-то стройки, а налево... - широкая гладкая гравийка манит вверх.
Туда и свернули, уже через минуту остановились включить полный привод с пониженной передачей, а то камни из-под колес летят, а мы стоим на месте. Странно, вроде не очень круто. Помогло, ползем дальше, да удивляемся: надо же, какая дорога широкая да ровная (на тот момент, Штирлиц уже понял, что это путь не к водопадам, а к какой-то там очереди канатной дороги). На "обочине" стали появляться какие то желтые штуки на ножке. Ба, да это же снеговые пушки, а "дорога"- это горнолыжный склон! Вот здорово, еще в Цее, мечтал подняться на машине до верхней станции канатки, но там все было перегорожено, пришлось идти пешком.
На очередном вираже, или как там у лыжников это называется, делаем остановку: передохнуть машине, а нам оглядеться. Домбай где-то далеко внизу, а на окружающие горы уже можно смотреть не задирая голову. Солнце печет, приходится прятаться в тени еще встречающихся елей.
Продолжаем "восхождение", и вскоре паркуемся у летающей тарелки. Той самой, которая символ Домбая, фон для селфи, и все такое. Неожиданно, чего уж там! Вот только Таня, катавшаяся в студенчестве на лыжиках, не желает признавать НЛО. Цвет не тот, иллюминаторы вроде были круглые, и вообще, стояла она как-то не так. Как выяснилось дома, частично она была права: "В 2016 году, знаменитая «тарелка» переехала с привычного всем места. Она поднялась примерно на 500 метров выше по склону горы Мусса-Ачитара, в район четвертой очереди канатки. На прежнем месте, на высоте 2250 м, гостиница простояла без малого 50 лет."
Люди, до нашего появления, весело фотографировавшиеся с инопланетным кораблем, опасливо расступились, и вскоре разошлись совсем: кто знает, что эти придурки еще выкинут, было написано на их лицах, а мы чтобы их не разочаровать, поехали дальше.
Угол подъема стал еще круче, а камни крупнее. Я же успокаивал себя мыслью, что не на ратраках же сюда стройматериалы для канатки возили. Ездили грузовики, значит и мы заедем. И так бы и было, но на высоте 3050 метров нас остановил снег.
Вот она, уже совсем близко - верхняя станция четвертой очереди, но нет, не в этот раз. Застрять в снегу в начале октября - бесценно.
Снег и яркое солнце. В горах так часто случается. Необычные ощущения, но очень приятные.
И связь есть, подружки были тут же осчастливлены фоточками меня и заснеженных гор.
Вдоволь насладившись видами, начинаем спуск. Пользоваться тормозами в данной ситуации глупо, катимся на пониженной, время от времени переходя со второй на первую. Иной раз не помогает и это. Обороты доходят до 3000, машина продолжает разгоняться, а в голове крутится мысль: "бл...., как же мы сюда заехали?" Люди, проезжающие в креслах у нас над головой, приветственно машут и бросают в воздух чепчики.
Переполненные впечатлениями, спустились вниз и наконец-то повернули к водопадам. Но к ним уже не хочется, а хочется мяса и пива. Долго бороться с чувством голода не стали, и в первом же подходящем месте развернули походную столовую, не забыв выбрать красивый пейзаж. Наверное, для лучшего усвоения пищи.
Отобедав, решились проехать еще немного, где-то же они должны быть эти водопады. Дорога вначале была вполне сносной, но вскоре превратилась в какое-то месиво из земли и камней. Туда, лихо обдавая друг друга грязью, "мчались" УАЗы с туристами. А такие как мы, чистые, и рафинированные скромно парковались на обочине. Я осталась в машине, а Ваня, как человек, сильно не одобряющий незаконченных дел, отправился искать водопады.
И нашел таки! Как и следовало ожидать, водопад не произвел на него большого впечатления. Почти все водопады у нас на Кавказе, не отличаются особой зрелищностью и не идут ни в какое сравнение ни с Норвежскими, ни тем более с Исландскими. Но отметится-то надо, вот и Чучхурские посмотрели.
Наверное, я все-таки лукавлю, есть одна долина, в которую непременно стоит заглянуть любителям падающей воды. Но о ней в следующий раз.
Место красивейшее! Утреннее солнышко освещает заснеженные горы, желтая листва, выглядит очаровательно.
Это воскресным утром, а вот в субботу, после заката, все было, не так благостно. Вечер холодный и ветреный, посиделки пришлось устроить в тамбуре палатки, где мы и разместились со всем подобающим комфортом. До чего же она у нас классная - как тардис, внутри больше чем снаружи.
Кроме холодной погоды, поездка была омрачена, еще и дорожным происшествием, которое сильно подпортило мне настроение. Дорога ведущая к храму, крутым серпантином поднимается вверх. Движения почти нет, только одна машина, груженая сеном проехала нам навстречу. И вдруг в свете фар я увидела ползущего дороге зайца. Выскочила из машины, подбежала к нему, хотела отнести его в кусты, но увидев повреждения, поняла что ничем помочь не смогу. Его и трогать не нужно, дикий зверек, только хуже сделаю. Перебиты задние лапы, шкура содрана, он смотрел на меня, а я ничего не могла сделать. Ночь, темнотища кругом, где искать ветеринара в забытой богом Теберде неизвестно. Так и оставили на дороге, а утром его там уже не было. Ваня пытался меня успокоить: зайка наверняка был болен, потому что сбить медленно ползущей по склону, груженой под завязку машиной, быстро скачущего зверька, практически невозможно. Скорее всего, с ним было что-то не то. Все, понимаю, но жалко его было до слез. Первый раз такое было и надеюсь, последний.
Из приятного: мы протестировали брикетированный уголь, - последний шаг к газовому грилю (может купим, народ хвалит). Впечатления положительные: горит долго, жарко, расход небольшой, сгорает практически без остатка, и главное, в пакете только уголь, никакой трухи, которая обычно составляет чуть не треть мешка. Стоит он конечно дороже, но за счет более экономного использования, думаю то на то и выйдет.
Собрав лагерь, побродили немного по поляне, в поисках грибов. Нынешним летом их почти не было. Нашли штук пять маслят, подмерзших и червивых.
И отправились дальше. Ваня очень хотел сделать красивые фоточки озера Туманлы-Кель. Чтобы были заснеженные горы и яркая желтая листва. Озеро это, в народе еще называют Форелевым, место попсовое, но кто же знал что настолько.
Дорога в Домбайскую долину необыкновенно красива!
Съезд с трассы в Гоначхирское ущелье, в этом месте сливаются реки Гоначхир и Аманауз и стоит избушка почти на курьих ножках. Здесь нужно заплатить за въезд в Тебердинский заповедник. Заплатили.
Едем любуемся, сожалеем, что поздновато выбрались в горы, нужно было на недельку раньше, осень уже не совсем золотая. Но свежий снежок, на скалистых вершинах, радует глаз.
За окном машины мелькнуло крохотное озерцо, густо усеянное туристами. Мы даже не сообразили, что это оно и есть, озеро Туманлы-Кель. Проехали еще малость до пограничного кордона (парковка перед ним была забита машинами) - не пускают, хотя на щите стандартная фраза: "въезд по пропускам и документам удостоверяющим личность". А запрет на въезд выглядит так: "Въезд по пропускам". И те и другие щиты мы видели неоднократно, и разницу понимаем, но в Домбае свое толкование. Погранцов можно понять, пропусти такое стадо, потом замучаешься всех собирать и назад выпроваживать.
С трудом развернувшись, отправились назад, к озеру.
Рекомендация снимать озеро Туманлы-Кель на рассвете относится больше не к режимному свету, а к отсутствию людей в это время. Сколько их там было! Как ни исхитряйся, в кадр все равно попадет десяток человек и пара машин. Нет, ну а как, - пока собрались, спустились с верхотуры вниз, опять же километров пятьдесят проехали, - вот и одиннадцать часов...Короче рекламного кадра не получилось: люди, на воде рябь, золотые листики с берез облетели, так я еще и снимал в другом направлении, как потом выяснилось.
Поэтому едем в еще одно, относительно свободное место, к Чучхурским водопадам.
Грунтовка ведущая к ним, судя по карте, начинается прямо в поселке, а вот где именно, я не удосужился узнать. Пришлось спрашивать у местного джипера. Оказалось все просто, въехав в Домбай, нужно повернуть налево перед заброшенной девятиэтажной гостиницей, она там одна такая высокая. Еще один кордон, для сбора денег. Записали паспортные данные взяли денег. Все свободны, едем дальше. Дорога должна быть одна, но не для нас.
Едем значит по красивейшему заповедному лесу, глядь, - развилка. Прямо и вниз, мимо какой-то стройки, а налево... - широкая гладкая гравийка манит вверх.
Туда и свернули, уже через минуту остановились включить полный привод с пониженной передачей, а то камни из-под колес летят, а мы стоим на месте. Странно, вроде не очень круто. Помогло, ползем дальше, да удивляемся: надо же, какая дорога широкая да ровная (на тот момент, Штирлиц уже понял, что это путь не к водопадам, а к какой-то там очереди канатной дороги). На "обочине" стали появляться какие то желтые штуки на ножке. Ба, да это же снеговые пушки, а "дорога"- это горнолыжный склон! Вот здорово, еще в Цее, мечтал подняться на машине до верхней станции канатки, но там все было перегорожено, пришлось идти пешком.
На очередном вираже, или как там у лыжников это называется, делаем остановку: передохнуть машине, а нам оглядеться. Домбай где-то далеко внизу, а на окружающие горы уже можно смотреть не задирая голову. Солнце печет, приходится прятаться в тени еще встречающихся елей.
Продолжаем "восхождение", и вскоре паркуемся у летающей тарелки. Той самой, которая символ Домбая, фон для селфи, и все такое. Неожиданно, чего уж там! Вот только Таня, катавшаяся в студенчестве на лыжиках, не желает признавать НЛО. Цвет не тот, иллюминаторы вроде были круглые, и вообще, стояла она как-то не так. Как выяснилось дома, частично она была права: "В 2016 году, знаменитая «тарелка» переехала с привычного всем места. Она поднялась примерно на 500 метров выше по склону горы Мусса-Ачитара, в район четвертой очереди канатки. На прежнем месте, на высоте 2250 м, гостиница простояла без малого 50 лет."
Люди, до нашего появления, весело фотографировавшиеся с инопланетным кораблем, опасливо расступились, и вскоре разошлись совсем: кто знает, что эти придурки еще выкинут, было написано на их лицах, а мы чтобы их не разочаровать, поехали дальше.
Угол подъема стал еще круче, а камни крупнее. Я же успокаивал себя мыслью, что не на ратраках же сюда стройматериалы для канатки возили. Ездили грузовики, значит и мы заедем. И так бы и было, но на высоте 3050 метров нас остановил снег.
Вот она, уже совсем близко - верхняя станция четвертой очереди, но нет, не в этот раз. Застрять в снегу в начале октября - бесценно.
Снег и яркое солнце. В горах так часто случается. Необычные ощущения, но очень приятные.
И связь есть, подружки были тут же осчастливлены фоточками меня и заснеженных гор.
Вдоволь насладившись видами, начинаем спуск. Пользоваться тормозами в данной ситуации глупо, катимся на пониженной, время от времени переходя со второй на первую. Иной раз не помогает и это. Обороты доходят до 3000, машина продолжает разгоняться, а в голове крутится мысль: "бл...., как же мы сюда заехали?" Люди, проезжающие в креслах у нас над головой, приветственно машут и бросают в воздух чепчики.
Переполненные впечатлениями, спустились вниз и наконец-то повернули к водопадам. Но к ним уже не хочется, а хочется мяса и пива. Долго бороться с чувством голода не стали, и в первом же подходящем месте развернули походную столовую, не забыв выбрать красивый пейзаж. Наверное, для лучшего усвоения пищи.
И нашел таки! Как и следовало ожидать, водопад не произвел на него большого впечатления. Почти все водопады у нас на Кавказе, не отличаются особой зрелищностью и не идут ни в какое сравнение ни с Норвежскими, ни тем более с Исландскими. Но отметится-то надо, вот и Чучхурские посмотрели.
Наверное, я все-таки лукавлю, есть одна долина, в которую непременно стоит заглянуть любителям падающей воды. Но о ней в следующий раз.
Комментариев нет:
Отправить комментарий