среда, 3 августа 2022 г.

Страна гор III

Аварское село Корода считается одним из самых древних аулов Дагестана. Поселение основали в III—IV веке. 
На чем основана датировка неизвестно. Видимо, древние персы упоминали в своих трудах. Материальных подтверждений я не нашла, даже советские ученые создавшие историю Дагестана, ничего конкретного не писали, за исключением того, что в  1833 году там состоялись выборы имама Гамзат-бека. Разумеется, упоминается и Шамиль, а также его секретарь и личный врач. Ну, Шамиль личность овеянная легендами и сказаниями и какие из них реальны, не знает никто. Единственный достоверный факт - это бабушка Патимат. Старушка отказалась покинуть родную саклю и несколько лет была единственным жителем покинутого селения. О ней расскажу позже.       
Вообще, село состояло и состоит по сей день, из нескольких хуторов. По одним сведениям. из тринадцати, по другим - из семи. С определением самого древнего никто не заморачивался. Вот эта часть считается старой и называется архитектурным комплексом XVI-XIX веков. Лично у меня вызывает большие сомнения, тот факт, что селение здесь стоит пятьсот лет. Вот это фото 1970 года. Скорость разрушения склона видна невооруженным глазом.


Более вероятной гипотезой является то, что его построили  в середине XIX века, в качестве убежища, во времена Кавказских войн. Видится мне, что в те годы была там полноценная гражданская война. И название подходящее. В переводе с аварского Корода (Къорода) «къор» означает ловушка. Непродолжительную осаду, этот комплекс, расположенный на обрывистом пятнадцатиметровом склоне с единственной ведущей к нему тропинкой, несомненно, выдержит.
Старая дорога, как видно из фотографий, осыпалась, но есть новая залитая бетоном, с подпорными стенками и аркой, вырытой в песчаном склоне.

Многочисленных туристов на наше счастье, не было, мы спокойно припарковались и отправились осматривать заброшенный аул. Не успели начать осмотр, как появилась стайка местных пацанов. Ребята вначале стеснялись, потом осмелели и провели нам полноценную экскурсию. Перебивая друг друга рассказывали о селении, подражая опытным экскурсоводам.
Это центральная улица. Жилища расположенные справа, сползают вниз, а те которые слева, пока стоят прочно.
Мальчики показали камень с невнятной резьбой. Сами мы бы его не заметили.
Осмотрев руины, нависающие над обрывом, по совету юных экскурсоводов, посетили стихийный музей бабушки Патимат. 
Обустроил его внук Патимат Абакаровой, в доме, в котором она прожила всю жизнь. Умерла в 2019 году, если я правильно помню в возрасте 85 лет. Старая часть селения опустела к 2016 году, видимо, слишком опасно стало там находиться. А смелая бабуля осталась и так уж получилось - стала местной достопримечательностью. С большим удовольствием общалась с туристами, частенько посещавшими старую Короду. Я с пониманием отношусь к таким старикам, зачастую они имеют возрастные проблемы с психикой. Моя точка зрения на подобную проблему в корне отличается от общепринятой. Считается, что стариков непременно нужно забирать в семью, а это иногда напрямую ведет к быстрому угасанию пожилого человека. Они не могут привыкнуть к новому жилью, не могут найти себе развлечения, вырванные из привычного ритма жизни. Хуже всего, когда забирают в квартиры, где им только и остается тихонько смотреть в окошко. Это тяжелая ситуация и для стариков, и для их родственников. Бабушке Патимат повезло, дети живут неподалеку и по нескольку раз в день навещали старушку. Представляю, как сложно было ее уже немолодым детям, скакать по камням, туда - сюда, принося ей воду, еду, лекарства. А еще и искупать нужно, и постирать, и в доме убрать. Сложно все это.
Что-то я отвлеклась. "Музей" занимает одну комнату на втором этаже. По словам наших экскурсоводов, внук Патимат сделал, все по-настоящему, собрал небольшую коллекцию вещей начала XX века, сделал платный вход по 50 рублей. К сожалению, взрослые ему запретили брать деньги с туристов. Так что сейчас, все добровольно. А мальчик действительно старается: кувшины аккуратно расставлены, на стенах висит тулуп, счеты, пятирублевая купюра времен перестройки, на полу постелены коврики и все очень чисто убрано.
Здесь я узрела машинку Зингер и начала просвещать пацанов по поводу ее ценности. А то они мне рассказывали про тулуп, а когда я сказала, что у мой дед носил такой, ребята поинтересовались сколько же мне лет, что я своими глазами видела такие древности. 
Эту фотографию Патимат, на главной улице Короды, знают наверное все, кто приезжает в Дагестан.
После посещения музея мы осмотрели аул с левой стороны, там кое-что и по сей день используется в качестве сараев и загонов для скота.
 Экскурсоводы предложили осмотреть действующую мечеть, но мы не захотели. Однако, им удалось заманить нас в старую подземную мечеть. По их словам, некоторое время назад ее откопали, она была засыпана. Здесь я могу с гордостью заявить, что в отчетах туристов ее нет, мало того, о ней практически ничего не известно. 
Находится напротив старого аула, аккурат под новой его частью. Нужно пройти по навесной тропинке, затем, по задворкам жилого дома и очутишься возле каменного строения, одна стена которого  практически вросла в склон.
В чем прелесть юных экскурсоводов: они говорят правду, что ничего не знают о старой мечети, а сочинять еще не умеют, ну а в качестве проводников просто идеальны. Единственные крохи информации нашла здесь. Называют ее подземной молельней или «КъулгIа» - молельня с бассейном. Имеет она уникальный коробовый свод, этой формой владел кородинец мастер Малах. По местным преданиям, еще одну такую молельню он построил возле селения Ботлих. Дата строительства. 1242 - 1826 годы. Как видим разброс дат весьма приличный. Сведений о мастере и второй молельне я не нашла. 
фото взяла отсюда.
Молельня небольшая, состоит из двух помещений. Первое, как сказали мальчики предназначено для молитв. На фото ниже показана ниша - михраб, указывающая направление молитвы на Мекку. Я не строитель и не могу судить выстроена она одновременно с молельней или нет. Возможно михраб, как и многие апсиды в христианских храмах, был обустроен позднее. Он не является центром помещения, хотя и расположен напротив входа и имеет верную ориентацию по сторонам света.


Второе помещение имеет каменную ванну и якобы обустроено для омовений, что еще раз подтверждает мое предположение о несколько ином предназначении этой постройки. По мусульманским канонам омовение делают перед посещением мечети. Здесь же, чтобы подойти к бассейну, нужно пройти через молельный зал.  
Выбраться из молельни, для меня было довольно сложно.
Поблагодарили мальчиков за замечательную экскурсию, угостили конфетами и дали немного денежек, не зря же они так старались. А мы отправились дальше. Ваня очень хотел попасть на Кегерское плато.
Расстояние от Короды до Гуниба, напротив которого и располагается нужное нам место, около 30 километров. Добрались сначала до Карадаха, ехали тем же путем, через Дораду - Мураду по гравийке и на этот раз не блуждали. 
Затем уже по трассе почти до Гуниба. На мост через Каракойсу сворачивать не нужно, немного проехать прямо, а затем налево на грунтовку и вверх по серпантину, в сторону селений Колочоб и Кегер. Дорога очень красива. На ней обустроено несколько смотровых точек с отличными парковками, для лицезрения Гунибского плато. Собственно, за этим все туда и едут. Мы попали туда уже в сумерках и фотосессию решили перенести на утро. Главной задачей на тот момент было найти уютное местечко для ночевки. И мы его с легкостью нашли. 
Продолжение следует.

Комментариев нет:

Отправить комментарий