Аварское село Корода считается одним из самых древних аулов Дагестана. Поселение основали в III—IV веке.
Эту фотографию Патимат, на главной улице Короды, знают наверное все, кто приезжает в Дагестан.
Второе помещение имеет каменную ванну и якобы обустроено для омовений, что еще раз подтверждает мое предположение о несколько ином предназначении этой постройки. По мусульманским канонам омовение делают перед посещением мечети. Здесь же, чтобы подойти к бассейну, нужно пройти через молельный зал.
На чем основана датировка неизвестно. Видимо, древние персы упоминали в своих трудах. Материальных подтверждений я не нашла, даже советские ученые создавшие историю Дагестана, ничего конкретного не писали, за исключением того, что в 1833 году там состоялись выборы имама Гамзат-бека. Разумеется, упоминается и Шамиль, а также его секретарь и личный врач. Ну, Шамиль личность овеянная легендами и сказаниями и какие из них реальны, не знает никто. Единственный достоверный факт - это бабушка Патимат. Старушка отказалась покинуть родную саклю и несколько лет была единственным жителем покинутого селения. О ней расскажу позже.
Вообще, село состояло и состоит по сей день, из нескольких хуторов. По одним сведениям. из тринадцати, по другим - из семи. С определением самого древнего никто не заморачивался. Вот эта часть считается старой и называется архитектурным комплексом XVI-XIX веков. Лично у меня вызывает большие сомнения, тот факт, что селение здесь стоит пятьсот лет. Вот это фото 1970 года. Скорость разрушения склона видна невооруженным глазом.
Мальчики показали камень с невнятной резьбой. Сами мы бы его не заметили.
Более вероятной гипотезой является то, что его построили в середине XIX века, в качестве убежища, во времена Кавказских войн. Видится мне, что в те годы была там полноценная гражданская война. И название подходящее. В переводе с аварского Корода (Къорода) «къор» означает ловушка. Непродолжительную осаду, этот комплекс, расположенный на обрывистом пятнадцатиметровом склоне с единственной ведущей к нему тропинкой, несомненно, выдержит.
Старая дорога, как видно из фотографий, осыпалась, но есть новая залитая бетоном, с подпорными стенками и аркой, вырытой в песчаном склоне.
Многочисленных туристов на наше счастье, не было, мы спокойно припарковались и отправились осматривать заброшенный аул. Не успели начать осмотр, как появилась стайка местных пацанов. Ребята вначале стеснялись, потом осмелели и провели нам полноценную экскурсию. Перебивая друг друга рассказывали о селении, подражая опытным экскурсоводам.
Это центральная улица. Жилища расположенные справа, сползают вниз, а те которые слева, пока стоят прочно.Мальчики показали камень с невнятной резьбой. Сами мы бы его не заметили.
Осмотрев руины, нависающие над обрывом, по совету юных экскурсоводов, посетили стихийный музей бабушки Патимат.
Обустроил его внук Патимат Абакаровой, в доме, в котором она прожила всю жизнь. Умерла в 2019 году, если я правильно помню в возрасте 85 лет. Старая часть селения опустела к 2016 году, видимо, слишком опасно стало там находиться. А смелая бабуля осталась и так уж получилось - стала местной достопримечательностью. С большим удовольствием общалась с туристами, частенько посещавшими старую Короду. Я с пониманием отношусь к таким старикам, зачастую они имеют возрастные проблемы с психикой. Моя точка зрения на подобную проблему в корне отличается от общепринятой. Считается, что стариков непременно нужно забирать в семью, а это иногда напрямую ведет к быстрому угасанию пожилого человека. Они не могут привыкнуть к новому жилью, не могут найти себе развлечения, вырванные из привычного ритма жизни. Хуже всего, когда забирают в квартиры, где им только и остается тихонько смотреть в окошко. Это тяжелая ситуация и для стариков, и для их родственников. Бабушке Патимат повезло, дети живут неподалеку и по нескольку раз в день навещали старушку. Представляю, как сложно было ее уже немолодым детям, скакать по камням, туда - сюда, принося ей воду, еду, лекарства. А еще и искупать нужно, и постирать, и в доме убрать. Сложно все это.
Что-то я отвлеклась. "Музей" занимает одну комнату на втором этаже. По словам наших экскурсоводов, внук Патимат сделал, все по-настоящему, собрал небольшую коллекцию вещей начала XX века, сделал платный вход по 50 рублей. К сожалению, взрослые ему запретили брать деньги с туристов. Так что сейчас, все добровольно. А мальчик действительно старается: кувшины аккуратно расставлены, на стенах висит тулуп, счеты, пятирублевая купюра времен перестройки, на полу постелены коврики и все очень чисто убрано.
Здесь я узрела машинку Зингер и начала просвещать пацанов по поводу ее ценности. А то они мне рассказывали про тулуп, а когда я сказала, что у мой дед носил такой, ребята поинтересовались сколько же мне лет, что я своими глазами видела такие древности. Эту фотографию Патимат, на главной улице Короды, знают наверное все, кто приезжает в Дагестан.
После посещения музея мы осмотрели аул с левой стороны, там кое-что и по сей день используется в качестве сараев и загонов для скота.
Экскурсоводы предложили осмотреть действующую мечеть, но мы не захотели. Однако, им удалось заманить нас в старую подземную мечеть. По их словам, некоторое время назад ее откопали, она была засыпана. Здесь я могу с гордостью заявить, что в отчетах туристов ее нет, мало того, о ней практически ничего не известно.
Находится напротив старого аула, аккурат под новой его частью. Нужно пройти по навесной тропинке, затем, по задворкам жилого дома и очутишься возле каменного строения, одна стена которого практически вросла в склон.
В чем прелесть юных экскурсоводов: они говорят правду, что ничего не знают о старой мечети, а сочинять еще не умеют, ну а в качестве проводников просто идеальны. Единственные крохи информации нашла здесь. Называют ее подземной молельней или «КъулгIа» - молельня с бассейном. Имеет она уникальный коробовый свод, этой формой владел кородинец мастер Малах. По местным преданиям, еще одну такую молельню он построил возле селения Ботлих. Дата строительства. 1242 - 1826 годы. Как видим разброс дат весьма приличный. Сведений о мастере и второй молельне я не нашла.
фото взяла отсюда.
Молельня небольшая, состоит из двух помещений. Первое, как сказали мальчики предназначено для молитв. На фото ниже показана ниша - михраб, указывающая направление молитвы на Мекку. Я не строитель и не могу судить выстроена она одновременно с молельней или нет. Возможно михраб, как и многие апсиды в христианских храмах, был обустроен позднее. Он не является центром помещения, хотя и расположен напротив входа и имеет верную ориентацию по сторонам света.Второе помещение имеет каменную ванну и якобы обустроено для омовений, что еще раз подтверждает мое предположение о несколько ином предназначении этой постройки. По мусульманским канонам омовение делают перед посещением мечети. Здесь же, чтобы подойти к бассейну, нужно пройти через молельный зал.
Поблагодарили мальчиков за замечательную экскурсию, угостили конфетами и дали немного денежек, не зря же они так старались. А мы отправились дальше. Ваня очень хотел попасть на Кегерское плато.
Расстояние от Короды до Гуниба, напротив которого и располагается нужное нам место, около 30 километров. Добрались сначала до Карадаха, ехали тем же путем, через Дораду - Мураду по гравийке и на этот раз не блуждали.
Затем уже по трассе почти до Гуниба. На мост через Каракойсу сворачивать не нужно, немного проехать прямо, а затем налево на грунтовку и вверх по серпантину, в сторону селений Колочоб и Кегер. Дорога очень красива. На ней обустроено несколько смотровых точек с отличными парковками, для лицезрения Гунибского плато. Собственно, за этим все туда и едут. Мы попали туда уже в сумерках и фотосессию решили перенести на утро. Главной задачей на тот момент было найти уютное местечко для ночевки. И мы его с легкостью нашли.
Комментариев нет:
Отправить комментарий