вторник, 9 июля 2024 г.

Кавказ. Историческое

Сейчас историки пытаются преподнести,
что в тысяча пятьсот каком-то году
что-то там было. Да не было ничего!
В. С. Черномырдин

          Этот пост был задуман, как послесловие о нашей поездке в Республику Южная Осетия. 

Покопавшись в умных книжках, я поняла, что отделить историю этого региона невозможно от нашей общей - Кавказской и Российской. Более того, у меня вообще пропало желание лезть в эти дебри, очень уж мерзкое послевкусие после всего прочитанного. Сколько дерьма написано за последние 30 лет, не передать словами. В попытках доказать свою значимость и древность зачастую доходят до откровенного маразма. Я не имею в виду, выкопанное казаками Черное море, нет. Вот что, к примеру, пишут современные грузинские ученые: в глубокой древности осетины пришли с Иранского нагорья в горы Кавказа и заняли селения, которые до них были кем-то построены. Кем построены - науке неизвестно, но все они умерли от страшной эпидемии. Так и жили сотни лет, и строить ничего не умели, даже склепы не их, а предыдущей цивилизации. Мертвых своих хоронили в чужих постройках. И башни не умели строить и жилища. Согласно общепринятой теории, все башни на Кавказе строили ингуши. Ну примерно, как у нас, то немцы строили, то французы. Копни историю любой страны и узнаешь, что местные сами ничего не умели и всегда звали иностранных зодчих. А что касаемо именно южных осетин, так они просочились на Грузинскую территорию и истребили двалов, которых, если поскрести как следует, так те окажутся родичами грузин. И плодились осетины со страшной силой, в отличие от аборигенов. А те-то были белые и пушистые зайчата, только воевали бесконечно. И феодальные владения у них там были, а осетины на них работали. А жили они в высокогорье, на плодородные равнины им не можно было. Ну как-то так пишут. По официальной версии  истории, осетины заняли южные склоны Кавказского хребта в 16 веке. Четыреста лет жили бок обок и не перемешались. Не роднились между собой, не братались, не сражались вместе, защищая свои жилища.  Не верю я в это. А самое противное, что лезет в мою голову - это повторяющиеся сценарии, происходящий событий уже в современной истории. Лет за 10-15 до часа Х, начинаются проблемы с языками. Говори только на этом, и ни на каком другом, и детей своих учи только этому языку. Затем начинаются провокации, то с одной стороны, то с другой. И вот уже вспыхивает пламя и пожирает все вокруг, и смерть собирает свою жатву. И рвет сердце надпись на могильном камне Тирского монастыря: "... объявлена война жестокая, пение юношей и борьба, сильным стал ветер смертный: сердце приказывает выйти и отдать долг господину: не пощадил себя я и пролил кровь свою перед царем и превратился в прах двадцати четырех лет в месяце октябре в год 1775". Почти 250 лет назад оплакали юношу, и что изменилось? Все также плачут матери, и не видно конца смертям и разрушениям. Но все же попробую взять себя в руки и написать немного о христианских храмах Южной Осетии, коснусь и истории, которой нет. Ученые спорят уже не одно столетие, доказывая древность того или иного государства. Основывая свои выводы на сказаниях и летописях, в основном церковных. Историю Государства Российского на "Повести временных лет", а Грузии - на "Летописи Картли"(«Картлис Цховреба»). Мне стало интересно, и я полезла читать. Напишу здесь свой, довольно вольный пересказ официальной версии. Она  гласит, что данное произведение анонимного автора, основано на более чем 20 летописных источниках и оформлена в нечто цельное не позднее XIII века.  Существует более десятка списков этой летописи, и все разные, но по большей части основаны на армянском переводе якобы грузинского оригинала, которого нет, ну пока не нашли. Может и отыщется еще. Копья по поводу Летописи Картли ломаются еще с 19 века, собственно, как и везде, до этого времени история никому не была нужна. Тем не менее любая попытка критики в ее адрес принимается в штыки. Российский ученый-востоковед Керопэ́ Петро́вич Патка́нов, ныне практически забытый (потому и забыли, а нечего было нападать на древнюю историю), провел сравнительный анализ Летописи с другими источниками. И резюмирует, что в ней: "не принимаются в соображение ни мировые исторические события, ни хронология. Оттого все его известия висят в воздухе, не имея под собой почвы". После прочтения так называемого извлечения из его работы «Ванские надписи и значение их для истории передней Азии», касающиеся древней истории Грузии, я совсем опечалилась. Нет истории, не на чем ей основываться. Откуда малограмотным, по современным меркам, монахам, сидящим в горных монастырях, знать труды Плиния, Аристотеля и прочих древних авторов. Вот и описывали как могли, деяния сильномогучих царей и полководцев, местного значения. Все древние письменные источники прославляют либо правителей, либо церковь, оправдывая их притязания на власть.  Наконец, я подхожу к описанию этих христианских святынь, расположенных на территории Южной Осетии. Хочу назвать источник, откуда я брала информацию и фотографии, это "Материалы по археологии Кавказа" собранные экспедициями Императорского археологического общества, выпуск IV. Дата публикации - 1894 год. Эта книга написана княгиней Уваровой Прасковьей Сергеевной, которая в возрасте примерно 46 лет самолично отправилась на Кавказ с фотографами и историками, обмерила и описала почти все значимые христианские храмы Абхазии, Аджарии, Тифлисской губернии и пр. Однако, по данным Википедии, в ее биографии упоминание об этом знаковом путешествии отсутствует. Тем не менее, выпуск написан от ее имени. В 1886 году Император Александр III отваливает кучу денег на исследования древностей Кавказа. Прошло более 20 лет с официального замирения кавказских народов (или что там было на самом деле), пришла пора ознакомиться с тем, что уцелело. Итак, Икорта церковь Архангела Михаила.

Княгиня ссылается на более ранних авторов, по словам которых, местность где расположена церковь, весьма живописна. Однако на момент ее визита: "лишена всякой прелести, кругом нет более никакой растительности. Кругом церкви полнейшее разорение, да и само здание, считающиеся достоянием князей Эристовых в ужасном состоянии". Первыми владетелями этой церкви были Ксанские Эриставы, что это означает, доподлинно неизвестно: то ли должность в административно-военном делении государства, то ли фамилия родоначальника. Споры ведутся до сих пор. Когда и как они стали князьями, я не стала искать. Теперь пройдусь по датировкам. Официальной датой основания церкви считается 1172 год, но это не точно. Это гипотеза господина Броссе, российского ученого востоковеда и лингвиста, французского происхождения. Автора одного из переводов списка Летописи Картли. Который, по разным источникам, нашел то ли в Венеции, то ли во Французской Национальной библиотеке. Уварова пишет, что дата построения или основания неизвестна, неизвестно даже с каких пор она принадлежит роду Эристовых и с каких пор служит им усыпальницей. Переводя надпись на стенах храма, определили, что это XVII век, но разумеется, он существовал и ранее. Ну а чтобы перестраховаться, княгиня упоминает, что прямо после ее визита в заваленной яме возле церкви было найдено множество рукописей и других интересных документов. Ну мало ли что, может пригодиться в будущем, а так раз, и уже все найдено. Теперь о внешнем виде. Церковь неоднократно разрушалась от землетрясений, но как я полагаю, ее теперешнее состояние восстановлено по фотографиям из этого альбома.
Пишут, что каменная резьба сохранилась фрагментарно, какая из них старинная, уже не определить. Но красиво.





Уварова писала, что храм хорошо сохранился и каменная резьба его одного периода, что является большой редкостью. Она предполагает, что храм умело реставрировали. Я же думаю, что не так уж давно и выстроили. Вопрос только кто? Единственное, что его безобразит, по ее словам, так это притворы, особенно южный, о его древности не может быть и речи.
Видимо, поэтому в современной версии, он отсутствует, и могилы также нет. А есть другая, с мраморным надгробием более позднего периода. Зато с датами и гербами, чтобы ни у кого не оставалось никаких сомнений.
Кстати, сейчас на месте южного притвора в стену встроена плита с солнечными часами, упоминаемыми Уваровой, а поскольку картинки нет, то можно прилепить что-нибудь менее затратное в изготовлении.
Западный же притвор, также поздняя постройка, но капитальная, опять же обезображенная грубой заборкой пролетов.
Смущают меня даты землетрясений. Пишут в XVIII, храм был сильно разрушен, и притворы рухнули, а тут на тебе, мадам приехала в конце XIX и все стоит. А так, конечно, много говорили, долго собирали деньги и в 1916 году сделали ремонт. Затем в 1961-62 годах провели укрепительные работы. А в 1991 году снова землетрясение и значительные повреждения. И наконец, только в период с 1999 по 2003 проведена полноценная реставрация. Приуроченная к повсеместному возрождению религии. Фотографий советского периода, а также информации о раскопках я не нашла.
Притвор и сейчас стоит, нарушая симметрию фасада. Осталось сказать пару слов о руинах замка.
Уварова пишет: сам Замок невелик; состоит он из весьма не древней постройки, выведенной частью из булыжника, частью из кирпича, состоящий из одной круглой и одной четверо угольной башни, соединённых продолговатым помещением, сохранившим следы подземелья. Получается, что церковь выстроена ранее по более высоким технологиям, чем притворы и замок. Из чего можно предположить, что некто пришел в эти места позднее и достраивал под свои нужды, как умел.
Далее, Тигва Церковь Успения Богородицы.


Более ранние источники утверждают, что она посвящена Кресту, а судя по надписи,  "Распятому Христу". Выстроена из тесаного камня в виде удлиненного квадрата, строительный материал поражает своей громадностью.
Отличительной чертой его является отсутствие всяческих украшений, за исключением южного окна, которое, возможно, вставлено позже.
Это считается самой древней частью церкви. Поздние пристройки имеют более богатый декор. Западный притвор с тремя арками заложенными камнем еще в 19 веке. Похоже, снова пробили один вход.
А вот эта северная часть, сейчас выглядит совсем скромно, за исключением окошка, запечатлённого на старом фото.
Притвор с резным входом исчез, а окошко осталось. Где-то здесь и была надпись, на основании которой датировали постройку церкви.
Правда, я покружилась возле этой стены немного и нашла вот такой камешек.
Мы в храм не попали, в отличие от княгини Уваровой. Благодаря ее фотографии понимаем, что он и внутри также аскетичен, по крайней мере был, более ста лет назад.
Теперь о датировке. Официально она воздвигнута в 1152 году по указанию Тамары, дочери царя Давида IV Строителя (Возобновителя). Это не та Тамара, которая царица Грузии времен ее расцвета. Эта скромнее, просто царевна, которая была замужем за человеком, с совершенно непроизносимым титулом и имением. И был он правителем страны, которая находилась на территории современного Азербайджана. Ну а после его смерти вернулась сюда и как положено, приняла постриг. Но это все легенды и сказания не имеющие под собой почти ничего. В северо-западном углу, рядом с крестом была обнаружена надпись из одиннадцати слов, прочесть и перевести удалось только четыре. Одно из которых имя - Тамар. Все! На этом и остановились, дата постройки определена.
А вот этот район, вокруг села Тигва очень интересен. Мало, того, что недалеко от деревни, на поляне была еще одна церковь в виде базилики и древний погост. Так еще и на соседних холмах экспедиция обнаружила более 35 руин церквей, также облицованных тесаным камнем. Уварова, предполагает, что это был монастырь. Поскольку нашли еще и остатки могучих стен. Ну а чем это еще может быть. И ведь сама же пишет, что в трех верстах от Тигви, в былое время разрабатывали серебряную руду. Конечно, я не нашла никаких упоминаний о добыче металла, да и с датировкой проблемы, могли ли в то время добывать именно руду или искали только самородки. Технология появилась ближе к 15 веку. Но что-то, видимо, было, раз столько строений обнаружили, да еще и укрепленных. Вот здесь снова всплывают полуразрушенные притворы церкви в Тигве, украшенные резьбой. Опять поздняя достройка и г... и палок, а резные камни, видимо, были сняты с других строений.
Далее, Тирский монастырь.
С замером этого монастыря у княгини Уваровой возникли проблемы. Помешало ей грузинское гостеприимство. "... Горийское дворянство приняло нас очень радушно, сопутствовало нам во всех наших поездках, что помешало серьезному обследованию памятников...". Вероятно, забухали. Тем не менее кое-что есть.
Это каменная алтарная перегородка, как пишут, типичная для грузинских храмов. И похоже она просто приставлена к стенам. Очень темная, то ли камень такой, то ли копоть. Сейчас она выполняет роль иконостаса.
Здесь приведу еще одну цитату из Альбома графини. "В притворе следы копоти и очага; очень вероятно, что и здесь в известные дни варят, едят и приносят жертвы, как и в вышеописанных храмах; впрочем, присутствующие грузины уверяли, что в притворе этом только греют воду и раздувают кадила". Она не уточняет, кто шалит с жертвоприношениями - осетины или грузины. Да, собственно, без разницы, христианство не закрепилось за полторы тысячи лет. И это при агрессивном насаждении этой религии по всему миру: и жгли, и в ссылку отправляли, и налогами в двойном размере облагали. Но будь это правдой, то  в памяти людской и следов бы не осталось о древних верованиях. На конец 19 века и по сей день осетинские верования представляют собой смесь христианства и так называемого язычества. Что меня удивило в повествовании княгини, так это чрезвычайно мягкое отношение к религии аборигенов. Как-то очень толерантно и слегка покровительственно, как к детям малым. "... нигде, как на Кавказе, не замечается такое всеобщее молитвенное настроение, такая необходимость воздать хвалу Создателю, такая потребность принести ему в жертву ту часть земных благ, которыми, Он, Всемогущий, наградил сынов этих гор и ущелий. Молитвенное настроение это выражается теми многочисленными местами молитв и уединения, которые вы встречаете в своих объездах: тут священная роща, там отдельное дерево, освящённая иконой, или без оной... там камень или престол..., там отдельно стоящий крест, там, наконец более значительное святилище, как в Реком... И везде те же приношения, то же молитвенное к ним отношение, то же посвящение и обращение к "дзуару", духу, создателю вселенной, Святому Георгию... Мне могут заметить, что я напрасно мешаю языческие памятники с памятниками христианства, языческие обычии с празднованием святых, признанных нашей церковью; но весь вопрос состоит именно в том, что отделить эти два понятия на Кавказе невозможно, да может быть пока и бесцельно..." Вот и можно сделать вполне обоснованный вывод об очень недолгой истории христианства на Кавказе. Можно сравнить и с крещением Руси в Х веке. У нас осталась Масленица, Святки, гадания, священные рощи, солярные знаки и многое другое. А у кавказских народов и того больше, а ведь они на 600 лет раньше нас познали истинную веру. Отвлеклась немного. Возвращаюсь к описанию Тирского монастыря.
Только благодаря повествованию княгини Уваровой я обратила внимание на барана, украшающего конек крыши. Кроме него, над окном резной крест с тремя выпуклыми солнцами по сторонам, но расположенных в беспорядке и не соответствующих друг другу. Как видно из описания, реставраторы очень точно воссоздали внешний вид восточной стены.
Двери и окна украшены "обыкновенно грузино- персидскими узорами"
Есть версия, что монахи нарыли пещер еще в VI веке, а к XII веку уже построили храм, представляющий собой базилику, т.е. просто четырехугольное здание, с двухскатной крышей без купола. Как я уже упоминала, монастырь построен на скальном выступе, и по преданию, в древности был окружен стеной с башнями, которые не сохранились. Кроме того, в четырех километрах от него несет свои воды река Большая Лиахви, являющаяся притоком Куры, которая и сейчас протекает по территории нескольких стран и впадает в Каспий.  Если исходить из гипотезы, что древние цивилизации были водными, то есть товары и грузы возили по рекам, то расположение монастыря могло быть весьма выгодным. Укрепленное сооружение, позволяющее купцам использовать его в качестве перевалочной базы. Немало попутешествовав по Кавказу, я все больше склоняюсь к выводу, что не так уж и давно произошла какая-то катастрофа, последствия которой растянулись на продолжительное время. Обезлюдели и пришли в запустение прежде густо заселенные территории. А после того как все затихло, потянулись в эти места переселенцы. И уже они, обустраивали эти земли под себя, достраивали и перестраивали оставшиеся здания, просто пытаясь выжить в "новом" мире. Потому-то и неизвестно точно,  как попали на Кавказ кубачинцы, как строили крепость Дербент, от какого бедствия спасались абхазы, куда исчезли миллионы адыгов(черкесов), заселявших громадные территории современной Калмыкии, Краснодарского и Ставропольского краев, и наконец кто и как возводил храмы и монастыри в Южной Осетии. Выходит так: чтобы застолбить за собой землю, на которой жили и трудились переселенцы, каждый из них и начал сочинять свою великую историю.
 Конечно, все написанное в этом посте, является лишь моей больной фантазией и ни коей мере не претендует на истину.



 






Комментариев нет:

Отправить комментарий