среда, 27 ноября 2024 г.

Золотая осень. Абхазия II.

 Второй день нашего замечательного путешествия оказался так же хорош, как и первый, несмотря на ужасный прогноз погоды. Повсеместно обещали снег с дождем и низкие температуры, но нам почти повезло. Но об это далее.

Спали «без задних лап» аж до десяти часов. На завтрак, в нашем пятизвездочном отеле на первой линии, была яичница с беконом и капучино с ликером Бэйлис. 

Жизнь удалась. Сегодня едем в Рицинский национальный парк, надо же и в попсовых местах отметиться. На горах, в этом году, уже лежит снег.

 Типичный абхазский огород: хурма, мандарины и банановая «пальма».

Сегодня вживую, увидел, как растут гранаты, мелкие и поганенькие, но все же.


К озеру ведет дорога с громким названием: Рицинское шоссе. 
Отличный асфальт, плавные серпантины и прекрасные пейзажи. Я как-то не очень хотела туда ехать, думала, будут ямы и колдобины, толпы туристов и вообще - скучно. Но муж меня убедил, правда, все же ненадолго завел в бездорожье, но оно того стоило. Можно, конечно, было остаться на пляже, в робкой надежде еще раз поплавать, но утро было пасмурным. И сидеть у моря, ждать погоды было неразумным. Как оказалось, мы верно поступили, что отправились кататься. Поворот в сторону озера находится в поселке Бзыпта. И почти сразу после него, взгляд упирается в высокий холм с руинами храма на вершине.

Бзыпский храм, конечно, сильно разрушен и на мой взгляд, служит просто красивым дополнением пейзажа. А он чудо как хорош! 

 Даже бывший железнодорожный мост, очень гармонично вписывается в эту картину.
 К храму ведет крутая лестница со ступенями из шпал от давным-давно разобранной железной дороги. Некоторые ступени, зачастую по две подряд сгнили, что придает подъему некоторую изюминку. Сгнили, Карл!. Шпалы, пропитанные креозотом! Применив дедуктивный метод, датирую строительство этой лестницы пятидесятыми- шестидесятыми годами прошлого века. С тех пор, похоже, рука человеческая их не касалась. О, трудолюбивые абхазы!
Где-то мне попадалась информация, что в сезон, подъем к этой достопримечательности платный. Видимо, содержание и обслуживание руин обходится в столь кругленькую сумму, что не хватает даже на ремонт лестницы.
Еще озадачили две башни, между которыми проходит дорога. Что это? Опоры циклопических ворот, закрывающие вход в долину? Вряд ли между ними метров пятьдесят будет. Опоры строящегося моста, как предполагают некоторые «историки»? Тоже не похоже, слишком чахлые для этого. Да и моста через что? Река в стороне течет. В общем, красиво, но непонятно.

Попыталась найти информацию о Бзыбском храме. Увы, почти везде приводят описание, взятое из альбома "Археология Кавказа" княгини Уваровой. Правда, кто-то их советских археологов обследовал эти "останки" году так в 1942 и пришел к тем же выводам, что и мадам Уварова.  Предположительно, на высоком утесе была крепость с  храмом, на макушке. А поскольку это стратегическая точка, и вокруг полно священных мест, она не могла не играть значительной роли в истории этой местности. Дата основания крепости и храма не определена, скорее всего, была возведена во времена Абхазского царства. В принципе, это все, что известно.


Остатки каменной кладки, расположенные ниже храма, предположительно являются крепостными башнями, круглыми и квадратными. Судя по описаниям, княгини Уваровой, конца 19 века и советских историков, начала сороковых годов прошлого века, в те времена они выглядели получше. 
Ну да ладно, едем дальше, постоянно останавливаясь полюбоваться то на одно, то на другое.

 Мимоза, она существует! К марту будущего года расцветет и приедет к нам.
Водопад «девичьи слезы» ожидаемо не произвел впечатления, эти жалкие капли даже фотографировать не стали, гораздо интереснее памятник человеческому идиотизму.
 Щелкнули в окно, не выходя из машины, и покатили дальше. Но недалеко. Дорогу нам преградила триумфальная арка национального парка, воздвигнутая во славу алчности слуг народа. И подле нее, будка с представителями тех слуг, деньги собирающими. Расценки, буквально «отлитые в граните» составляли 700р с человека. Вот неприятный сюрприз! Я же наверняка сто раз про это читал, но как-то напрочь забыл.
Меня настолько впечатлил вид настоящего КПП и цена за въезд, что даже не сфотографировала это монументальное сооружение. Ну да ладно, если на эти деньги чинят асфальт, ежегодно убиваемый тысячами туристов, то пусть будет.
Дорога по ущелью реки Бзыпь, сама по себе очень живописна, быстро ехать никак не получается, напротив, все время тянет останавливаться для очередной фотографии.



Голубое озеро ожидаемо не впечатлило. Видимо, такова судьба всех легкодоступных «голубых озер» на Кавказе. Там все смешалось: кони, люди! Люди, ржущие как кони, их повозки, продавцы сувениров, ну и вот это все. Озерцо хоть и маленькое, но уместить в кадр целиком, без потрепанных жизнью бесхвостых павлинов, пластмассовых пальм, и их хозяев получается, только в урезанном виде. На берегу под искусственными пальмами, действительно, сидели два печальных павлина с обрезанными под корень хвостами. Жалко их до слез.
В отличие от павлинов, просящих за фотографию 100р, собакен, работал бесплатно.
Увидела придорожную торговлю и мне захотелось шопинга. Пошла в люди, внимательно осматривая прилавки. Торгуют китайскими магнитиками и бусиками - это сувениры. Дальше еда, в виде сушеной хурмы и свежих мандаринов. Продавец сказала, что очень сладкие, однако, когда я заметила, что они обычно кислые, дама возразила, что они такие и должны быть. Так что покупать не стала. К нам привозят абхазские мандарины, и сладкими они будут только к концу декабря. Еще продают мед под видом горного и напитки: вино и чачу. Помимо этого рынка, вдоль дороги много всевозможных кафе, оригинально оформленных специализированных магазинов, торгующих медом. Чтобы у туристов не возникало сомнений, тут же стоят ульи, как бы намекающие на натуральность меда. Попадались и винные лавки с дегустационными залами. Но нас больше интересовали природные красоты, так что ничего не дегустировали. Обжигались уже не один раз, то, что продают вдоль дороги брать не следует, будет дерьмо. Лучше посещать рынки, те, на которые ходят местные, там больше шансов купить нормальные продукты.
Еще немного фотографий Рицинского шоссе.


А это роща гималайских кедров, посаженная еще в 1938 году, спустя два года после окончания строительства дороги к озеру Рица. Мы заехали сюда осмотреться. Под кронами могучих деревьев расположено кафе, на тот момент закрытое. Отметили для себя, как неплохое место для ночевки.
Эти кедры стоят как памятник той, ушедшей в небытие эпохи. В сети пишут по-разному, то много было мест для отдыха советских людей, то мало. Я могу сказать только о своем опыте. Моя мама была фанаткой морского отдыха, хотя всегда говорила, что ездит только из-за меня. И действительно, после моря, я меньше болела зимой. Так что начиная с трех лет, ежегодно меня таскали на Черное море. И всегда это были путевки то в санатории, то на базы отдыха, несмотря на то, что мама была медработником. В советское время больницы считались бедными организациями, не имеющими на балансе туристических объектов. И только с конца 70-х годов мы стали ездить "дикарями", то есть снимать жилье частным образом и питаться в столовых самостоятельно. Путевки достать стало невозможно. Говоря современным языком: начала проседать социалка. То ли люди стали жить немного богаче и могли себе позволить отдых на море, то ли перестали строить новые туристические объекты в нужном количестве. Видимо, с тех лет и нужно начитать отсчет того, что произошло в дальнейшем с нашей страной.
Проехав еще несколько километров, без устали останавливаясь полюбоваться красотами, видим поворот к Гегскому водопаду и группу маленьких, но гордых абхазских «джипов», готовых нас к нему доставить . Мы их услугами пользоваться не будем, поедем сами. Первый километр из пяти, - довольно крутой подъем, серпантин, каменюки, в общем, все как мы любим.
Потом, правда, становится гораздо лучше, можно выключить пониженную, и спокойно любоваться осенней листвой и заснеженными горами.
 Гегский водопад чертовски хорош, один из лучших на Кавказе, а нам есть с чем сравнивать. Главная его фишка в том, что поток воды вырывается прямо из скалы. Недаром его полюбили киношники: сцену схватки Шерлока Холмса с профессором Мориарти, снимали именно здесь.
 Желтая фигурка Лего, у подножия водопада – Таня.
Я любовалась видом падающей воды. Карабкалась по гальке, пытаясь подобраться поближе, даже попыталась упасть, поскользнувшись на мокрых камнях. Зато рассмотрела все в деталях, обнаружив еще парочку струй, вытекающих из кажущейся монолитом, скалы.
От водителя туристического Уазика узнали, что дорога, по которой мы приехали и идущая дальше в горы – тупиковая. Далеко по ней проехать не получится, через полтора километра упрешься в обвал. А так как это старая лесовозная дорога, восстанавливать её не будут. И дальше, мы приняли немыслимое для нас решение: едем на озеро Рица немедленно, обеда не будет. Уж больно короткий световой день осенью. Конечно, по пути вниз, к асфальту, пришлось еще пару раз остановиться.



Полюбоваться на сказочный мох, бородами свисающий с нижних ветвей и покрывающий некоторые деревья до макушки.
 … и бурливые струи реки, несущиеся меж огромных камней. Уже дома узнали, что это место зовется «водопадом влюбленных» , оснащено смотровой площадкой, зип-лайном, кафе и т.п. К нашему счастью, весь этот блядский цирк уехал до весны, оставив после себя миллион пестрых ленточек.


Выбравшись на асфальт, помчались к озеру, но не очень быстро, нас постоянно тормозили вот такие виды.
Надо сказать, что к этой поездке мы специально не готовились, за несколько лет, прошедших с тех пор, как я читал о дороге к Рица, информация позабылась, и некоторые места становились приятным сюрпризом. Как, например, эта смотровая над обрывом «прощай Родина» ? Название странное, а так да,- высоко, красиво.

И вот мы добрались до жемчужины Абхазии – озера Рица. Впрочем, самого озера за снующими туда-сюда по дороге людьми и машинами не было видно. Припарковаться тоже негде, пришлось ехать дальше, и вот там, на обочине, стали появляться свободные места, а сквозь деревья уже видны открыточные виды, на которых ларьки, кафешки и прочие объекты туристической инфраструктуры уже выглядят слишком мелко, чтобы их испортить.




Конечно, большая удача, что нам посчастливилось оказаться тут в разгар золотой осени, а не летом, когда все вокруг равномерно зеленое, а горы стоят без снега. Была мысль ехать дальше вверх, там на пути к перевалу Пыв, нас ждала еще пара водопадов, вероятная прогулка к семи озерам, ночевка на перевале, а на следующий день, высокогорное село Псыш. Но это все летние забавы, на перевале, скорее всего, уже лежит снег, а ночевка на высоте 2600 метров в ноябре, вообще, сомнительное мероприятие. Поэтому озеро, на этот раз будет конечной точкой, а мы спускаемся вниз к присмотренному ещё утром местечку, дабы там, наконец, пожарить мясо и переночевать. С последними лучами уходящего дня, добрались до места. Место это не простое – разбить лагерь на ночь, мы решили возле рощи гималайских кедров на берегу Бзыпь.

На наше счастье, там никого не было, не смотря на то, что эта поляна пользуется популярностью у местных шашлычников. С наступлением темноты, похолодало и выпала такая роса, что намок даже теплый коврик, который я неосмотрительно бросил на кунг. Невидимые капельки влаги из воздуха просто опускались на все горизонтальные поверхности. Впрочем, это не помешало насладиться звездным небом, жареным мясом и другими нехорошими излишествами. Спалось под шум реки сладко, по дороге ночью никто не ездил. А под утро пошел дождь. Причем начался за несколько минут до подъема. Фотографий утра нет. Ну не любим мы фотографировать плохую погоду, да и фотоаппарат ночует в машине, а на улице дождь. Не спеша позавтракали, потупили еще немного, но нет, дождь не прекращался. От безделья, прямо за столом, перемыл всю посуду, включая сковородку, оставшимися в чайнике ста граммами воды и бумажной салфеткой. Оказывается, так можно было. Дождь еще усилился, решили, что дальше ждать не имеет смысла, нужно собираться. Вымокли, конечно, совершенно, и как-то грустно нам стало, настолько, что решили мы ехать домой. Ну что делать, коли погода так испортилась. На выезде из долины, дождь прекратился, и с каждым километром в сторону границы небо светлело, в тучах стали появляться просветы, и даже солнышко иногда пробивалось.

Пока переодевались в сухое на парковке, осознали, что  мы еще не нагулялись, решили все же доехать до погранперехода, купить симку, посмотреть прогноз, а там уж решить, что делать. Добрая девочка в телефонной будке, продала нам карту, сама её вставила, активировала, все настроила, и мы дорвались до интернета. Действительно, прогноз для района Гагры обещал на сегодня безоблачное небо, а дождь только завтра утром. Решено – остаемся. И отправились мы назад, и ни куда ни будь, а в национальный парк Мюсера, это там где правительственные дачи со времен Сталина. План стать там с палаткой на берегу моря, был, прямо скажем, так себе. Скорее всего, все будет огорожено, а подъезды перекопаны, но не получится, вернемся на старое своё место в Амбара, благо недалеко. Поначалу все так и было. Уперлись мы в шлагбаум, где нам сказали, что с палаткой на берег нас не пустят, максимум на 15 минут посмотреть, пока начальство не видит, а так, либо на экскурсию по дачам, либо заселяться в пансионат. Было там еще неприметное ответвление дороги, тоже перекрытое, на «…тайную базу, куда нет автомобильных дорог…» а туристов возят на лодочке по морю, но это также не наш вариант. И тут мы видим на карте дорожку, ведущую прямо на мыс, на самую его пипку к смотровой площадке с названием «так себе». Конечно, мы ринулись на разведку. И действительно, вдоль забора, ограждающего бесконечную территорию дач, шла узенькая, на одну машину дорожка, и даже асфальтированная, вначале, правда, слегка кем-то перекопанная. Едем, значит, по ней с горки на горку, а местность там весьма рельефная, кругом натуральные джунгли, с лианами, ежевикой и другой колючей гадостью. 

Темно и сыро, если дорожка прервется, не то что развернуться, кое-где из машины не выйти. Если бы не след, недавно проехавшей машины, иногда видимый на мокрой земле, наверное бы, сдались. И таки да, мы выбрались на берег! Последний подъем был настолько крут, что я проверял ногами, сможем ли мы подняться по асфальту, поросшему мокрым мхом. Но всё удалось, и мы у самого синего моря. Правда, берег, немного обрывист, метров так тридцать до воды, но зато какой вид вдаль, и главное, мы тут совершенно одни, а тропа сюда ведущая, давала надежду, что так будет и дальше.

Счастью не было предела! После дождя утром, волнений с поиском дороги, такая удача: прекрасная погода, и совершенно дикое место на берегу моря. Немного оглядевшись по сторонам и применив дедуктивный метод, нарисовали для себя такую картину: Дорожка, благодаря которой мы сюда попали, служила для доставки караула к посту наблюдения за морем и береговой линией, а также патрулирования периметра охраняемого объекта. В пользу этой версии служили развалины каких-то строений вначале и примерно посередине дороги, служивших, по всей видимости, помещениями охраны.

От вышки вниз ведет лестница, а в море видны остатки разрушенного временем причала. Последние метры лестницы, к сожалению, также смыты волнами.

Чуть в стороне в лесу, Таня нашла тропинку, ведущую к ещё одной лестнице к морю. Там все так же: верху небольшая вышка, внизу обломки причала.

Впоследствии я там встречал закат, устроившись на лестнице с фотоаппаратом и бутылочкой пива.



А пока мы развернули свой шатер-шапито для просушки, также увешав машину и все окружающие кусты мокрыми вещами. 



Остаток дня провели в небольших радиальных прогулках и приятном ничего неделание. 


Дерево неподалеку от лагеря над обрывом, облюбовала стая бакланов, весь день они кружили над морем, а с наступлением сумерек, расселись на ночевку и долго гоготали, как домашние гуси. Позже во сне, они иногда забавно всхрюкивали. Надеюсь, наш храп, иной раз заглушающий шум прибоя, им спать не мешал
Внесу свои пять копеек, (ну или десять) в Ванино повествование. Во-первых, по поводу SIM карты, купленной в ларьке возле таможни. Я обратилась к менеджеру с просьбой продать мне местную симку только с интернетом, и еще нужен был ключик, чтобы открыть лоток в телефоне. Девочка улыбнулась и сказала: "не волнуйтесь, я все сама сделаю и настрою". Господи, когда же я перестану покупаться на улыбки и доброжелательность продавцов! Ведь был уже негативный опыт, и вот опять наступила на те же грабли. В общем, получилось так: купила карту на 2 Гб за 550 руб. А вечером, Ване включила фильм на телефоне, интернет поработал немного и сдох. Посмотрела расход трафика, и оказалось, что потратила только 1 Гб. То есть, вежливая девочка, вставила мне в телефон уже использованную симку. Цена вопроса 125 руб. Конечно, из-за такой суммы туристы не будут поднимать шум, к тому же у них наверняка придумано объяснение из серии "сам дурак". Во-вторых, нам пришлось купить местный страховой полис на автомобиль, ценой 750 руб., и сроком действия сутки (у нас оставался последний день отдыха). Оказывается, с 2022 года на все машины, прибывающие в Абхазию из других стран, необходимо оформлять страховку. Нас остановили полицейские в нескольких километрах от таможни, и предложили приобрести сей ценный документ в придорожном ларьке, и было это часов в одиннадцать. Мы действительно не знали об этих правилах. Позже сообразили, что обычно мы проходим таможню ранним утром и, скорее всего, полиция в это время еще сладко спит в своих кроватках. Так вот и катались по стране совершенно незастрахованные. Теперь будем знать. И последнее, нам крупно повезло с погодой, мы просто попали в какой-то аномально теплый погодный карман. Конечно, утром 3 ноября был довольно сильный дождь и мы не то чтобы вымокли, но отсырели. Зато днем удалось просушить и снаряжение, и одежду. Предусмотрительно с вечера занесли в палатку все, что нужно для завтрака. Чтобы не бегать туда-сюда под дождем, как прошлым утром, а его и не случилось. Собрали лагерь и прошли таможню по хорошей погоде, а вот потом началось. Уже в Адлере нас поймал дождь, дальше - хуже. МЧС начал рассылать сообщения, что в Сочи из-за ливня реки вышли из берегов. Дождь не прекращался почти всю обратную дорогу, дул сильный и очень холодный ветер. Обедали в машине, купленными в Лазоревском бургерами с тремя котлетами в каждом. На ужин остановились где-то в степи, улучив момент, когда перестал моросить дождик. Но было так холодно, что кофе готовили в салоне, бутерброды поедали там же.
Пробирки с синими крышками - новинка сезона. Купили для всяких сыпучих продуктов. Вот и наполнили их смесью кофе с сахаром. Получилось удобно, главное изначально подобраны пропорции: кому послаще, а кому покрепче. Но самое интересное началось при въезде в Ставропольский край. Пошел снег, в начале ноября! Мы глазам своим не поверили. А уже на подъезде к городу началась настоящая метель. Видимость упала почти до нуля, даже мой осторожный муж, едва не снес дорожные разделительные столбики.
В квартиру зашли часов в десять вечера, все же много времени потеряли из-за мокрой трассы и низкой видимости. А потом была просушка всего того, что брали с собой.

Высушили все как следует и сложили на зимнее хранение.  Сезон путешествий 2024 года закрыт, наверное.
















Комментариев нет:

Отправить комментарий