пятница, 9 ноября 2018 г.

Крымские каникулы. Продолжение I.

Утренний подъем был не по-осеннему суровым.

Наскоро свернув палатку, отправились искать солнце, предварительно заглянув еще раз на смотровую площадку Ай-Петри. У Вани за спиной дивной красоты пейзаж, наверное. Прикинувшись ежиками в тумане, погуляли по местному рынку, потом долго искали припаркованную где-то машину. Туман был настолько плотным, что на расстоянии вытянутой руки ничего не было видно. Туристы бродили как потерянные, то и дело натыкаясь друг на друга. Утешив себя мыслью о том что где-то должно быль ясное небо, отправились в путь. Вариантов было немного или назад на побережье или в Бахчисарай. Выбрали второе.
Осторожно начали спускаться. Серпантин, разбитая дорога и туман, тот еще аттракцион!
Хотя, если уж быть до конца честной, как только мы спустились с плато на несколько километров, пелена рассеялась и мы насладились дорогой в полной мере. Громадные деревья, замшелая кладка подпорных стенок, чистый воздух,  крутые повороты, все что нужно чтобы получить удовольствие. А внизу оказалось еще красивее, я не успевала крутить головой по сторонам.
Скалы не такие, как на Кавказе, хочется назвать их фактурными.
 А на подъезде к Бахчисараю и вовсе "диво дивное".
Сам город, оставил неоднозначное впечатление. Сначала, на въезде, огорошил ценой на дизтопливо. В Крыму его стоимость и так гораздо выше чем у нас, а в Бахчисарае - самая высокая. Да и отсутствие российских брендовых заправок на полуострове сильно напрягало. Мало ли что можно залить в бак по незнанию. Узкие улочки старого города,  где с трудом протискивалась наша машина, пожилые женщины, бросающиеся под колеса в надежде заполучить нас на парковку, все это было в диковинку, но не добавляло шарма Бахчисараю.
А вот, если неспешно побродить по лабиринтам улиц, взбирающихся на холмы, тесно переплетающихся между собой, можно будет найти что-нибудь эдакое- средневековое. Низенькие калиточки, каменные ступеньки, крохотные домики, окруженные глухими стенами. Все это мы видели мельком, пытаясь вырваться на простор и обнаружить ту самую дорогу, которая ведет к древнему пещерному городу Чуфут-Кале.
Собственно, именно за этим я рвалась в Крым. Много лет назад посмотрев по телевизору фильм об этих древних поселениях, выдолбленных в толще скал, я мечтала увидеть их своими глазами.О них мало что известно, правда и вымысел тесно переплетаются в истории. Но все по порядку. Забив в навигатор координаты N44°44'28.67" E33°55'14.36",  мы прибыли к месту назначения, то есть к парковке УАЗиков. Разбитая в хлам дорога с кусками асфальта, метров через шестьсот, приводит к шлагбауму, затем пешком. Этот маршрут ведет к пещерному Успенскому монастырю. Но нам нужен Чуфут-Кале. Пообщавшись с доброжелательным охранником, выяснили каким путем на плато возят туристов местные предприниматели. Итак, прежде всего нужно вернуться назад, к Ханскому дворцу. Если двигаться со стороны монастыря, то поворот перед дворцом. Затем пробираешься через безымянные переулки, стремясь попасть на улицу Скалистую. Ориентиром может служить рекламный щит гостиницы "Привал " координаты N44°44.407' E33°53.760'. Следующий ориентир- въезд на территорию заповедника. Дорог и тропинок там проложено великое множество, но есть и деревянный столб - указатель, N44°43.935' Е33°54.778' с набитыми на него плашками с названиями достопримечательностей. Дальше грунтовки начинают ветвиться, пересекать друг друга. Мы двигались скорее интуитивно, верно предположив, что все пути ведут в ад в Чуфут-Кале. Очередная развилка, с одиноко растущей на обочине яблоней. N44°44.005' E33°55.877'. Здесь как в сказке: прямо пойдешь - на смотровую площадку попадешь, налево пойдешь в город попадешь. Как-то так.
 Для начала мы полюбовались окрестностями, заодно разведали дорогу у торговцев сувенирами.

Ну и наконец, мы выехали на громадное плато, на котором собственно и расположился древний город.  Место настолько красивое, что нам захотелось побыть здесь подольше. Машинку припарковали, в тенечке поставили столик, стульчики, не спеша пообедали любуясь на такую вот картинку.

И немного позже, на закате.
Хорошенько отдохнув, отправились в Чуфут-Кале через ворота восточной оборонительной стены.
По городу мы бродили сами, без экскурсовода, заглядывая во все щели.
Очень известная картинка: каменная дорога со следами от древних повозок. Причем насколько древних никто не знает. С датировкой у археологов совсем плохи дела. Одна из версий предполагает, что  в V-VI веке нашей эры здесь селились аланы, используя труднодоступную местность, в качестве укрытия при военных угрозах. По другой, здесь была византийская крепость, построенная для усиления влияния империи в Крыму. Века эдак с XIII он начинает упоминаться в записках путешественников, опять же предположительно, поскольку историческое название города не сохранилось. Аланов вытеснили татары. Позже возникали и исчезали: Кыркорское княжество,  Золотая орда,  Крымское ханство. К середине XIV века  начали селиться караимы, немногочисленная этническая группа, происхождение которой так же как и история города теряется в дымке веков.
А начало конца города началось с момента включения Тавриды в состав Российской империи в 1793 году.
Караимам, разрешили селиться в Бахчисарае и в приморских городах. Во времена Крымского ханства это было им запрещено.
С определением назначения сохранившихся построек тоже не все просто, то ли двухъярусный каземат где 21 год томился в неволе русский воевода В. Б. Шереметьев, то ли хозяйственные постройки богатого купеческого подворья.

Ну это-то определенно колодец. Только водосборный.
Сам город состоит из двух частей. Восточная более новая, там находились в основном жилые дома и предположительно монетный двор, где чеканились караимские монеты. Западная часть отделена от нее средней оборонительной стеной.Уцелели и ворота с арочным перекрытием.
Очень жаль, что практически весь город разрушен, сохранилось всего несколько строений. Кенассы - молитвенные дома караимов.

Мавзолей дочери золотоордынского хана Тохтамыша Джаныке-ханым 1437 года постройки.
И наконец, самое для меня интересное, хозяйственные пещеры. А, может быть, они были жилыми. Кто знает. Вырубленные на южном склоне,  огороженные каменной стеной, они показались мне уютными.

Мощеная дорога ведущая к Малым(Южным) воротам. Сюда обычно с трудом доползают туристы, измученные посещением Успенского монастыря, на сам город сил у них уже не остается.
Ваня, ужасно расстроенный присутствием немногочисленных туристов на фотографиях, договорился с охраной, что зайдет перед закрытием сделать несколько снимков, по уже  купленным билетам. Так у нас появились изображения города, окрашенные лучами мягкого закатного солнца. Я осталась в лагере, а он отправился на прогулку по тропинке, петляющей у самого подножья скалы.

Жаль что я не прогулялась вместе с ним, не увидела громадный колодец, из которого, в древности набирали воду.
Источников воды на плато нет. Но не так давно в 2001 году обнаружили и расчистили древнее, предположительно, гидротехническое сооружение. Тик-Кую осадный колодец, глубиной около 40 м с вертикальными, горизонтальными и даже винтовыми шахтами. Но мы туда не попали. Вот и повод приехать еще раз.

А наши приключения на плато не закончились. Уезжать оттуда на ночь глядя  не хотелось, решили заночевать. Хотя сомнения были, ЗАПОВЕДНИК. Но мы тихонечко. Палатку поставили после закрытия ворот, костер не жгли, не мусорили. Я конечно оправдываю себя, но по сравнению с тем количеством УАЗиков, мотающихся туда-сюда в течение года, ущерба от этого немного.
Вскоре к нам присоединилась пара из Башкирии, также скромненько ставшая на ночевку невдалеке.
Вечер был прекрасен, звезды светили над головой, а внизу, у подножья плато мерцал огнями Бахчисарай. Но пришла ночь, а с ней и непогода. Ваня, с вечера, уступая моей мнительности, (палатка стояла в нескольких метрах от обрыва) закрепил все растяжки. Чтоб не сдуло. Ха! Наш, общий вес уже неприлично озвучивать. А вдруг!
Интуиция не подвела, после полуночи усилился ветер, пошел дождь. Палатку трепало, но она стояла прочно. Проснулись рано. Во время завтрака, когда, мы радовались тамбуру в нашей палатке, позволяющему там есть во время дождя и подумывая не пригласить ли нам в гости соседей, не имеющих такового, услышали шум подъезжающей машины. Оказалось охранник из Чуфут-Кале. Велел убираться и чем скорее, тем лучше. Ушел громко бормоча:"Совсем ох..., прямо под стенами музея...!" Мы не стали перечить служивому,  быстренько собрались и уехали на встречу  новым впечатлениям....
Продолжение следует.

1. Таня,

Густой туман впечатляет даже в "простой" местности, ну а про горы ...представляю, как там может быть совсем не по себе ;)

Окрестности Бахчисарая очень впечатлили. И пещерный город тоже. Никогда ещё о нём не слышала.
    Очень интересно...все эти остатки прошлого, отголоски того, как раньше было и впечатление, что именно это (а не что-то из нашего времени) может остаться на века, после нас.

Спасибо, Таня!

1. Да, с погодой нам слегка не повезло. Ехали греться, но в Крыму оказалось холоднее чем у нас дома.
      Пещерные города меня сильно поразили. Столько труда! И главное тайна, точно ничего неизвестно. После нас останутся хотя бы надписи на камнях, а там нет ничего.