понедельник, 18 февраля 2019 г.

10 лет назад.



Исландия туда и обратно.
То тут, то там на глаза попадаются статьи, фотографии из серии "как было и как стало". Пишут все: артисты, футболисты, журналисты и пр. и пр.  Кто сравнивает себя любимую, кто вспоминает фильмы и музыку, кто политику и экономику. А я хочу освежить в памяти наше самое большое путешествие, после которого многие природные красоты надолго стали казаться пресными. Прошло много времени но впечатления не померкли, только слегка подернулись туманной дымкой.


Итак, начну. Сначала была мечта,  увидеть гейзеры и вулканы, океан, пляжи с черным песком, айсберги, фумаролы, морских котиков и птичек со смешным названием Паффин. А посмотреть все это, разумеется, можно только в Исландии. Таинственный остров, жители которого спасают его от раскаленной лавы, поливая холодной океанской водой. Терпеливо и мужественно. Но как решиться? Это безумно далеко, информации в те стародавние времена в сети практически нет, с английским плохо, только школьный курс, да пара лет института, законченного бог знает когда. Но дорогу осилит идущий, это про нас. Сначала, пробный вылет: в Финляндию с друзьями на своих машинах. Получилось. Затем отчаянный шаг: на Toyota Corolla в Норвегию. Туристические фирмы хватались за голову, 12 забронированных отелей по маршруту и два парома. Это была самая экстремальная поездка из всех, может и о ней я когда-нибудь расскажу. После нее были сделаны выводы:
- с туристическими фирмами мы не хотим иметь дела, никогда;
- голодать тоже (в Норвегии с общепитом было плохо, очень);
- нужна хорошая навигация (стоять на обочине и махать картой я больше не желаю);
- английским нужно заниматься.
А самое важное для нас это - свобода передвижения и комфорт, насколько он возможен в автомобильных путешествиях. Все это нам может обеспечить кемпер, заодно, решающий самый главный вопрос, который задают в посольстве: "Где ты будешь жить?"
Для проверки съездили на арендованном автодоме на север Финляндии и Норвегии.
Визы, также получали самостоятельно в Москве, тогда еще нигде не было ни представительств посольств, ни визовых центров.
Потихоньку начали собирать информацию, я пошла на курсы английского, определились с визой, разобрались с расписанием паромов и ценами. Потом маршрут, один для посольства Финляндии, Шенген брали у них, второй реальный, через Финляндию, Швецию и Норвегию. В феврале 2009 года, решили, что пора. Связались с "паромством" - фирмой которая оказывает услуги по бронированию паромов. Говорим, что хотим билеты на паромы Турку-Стокгольм и Берген-Сейдисфьордур, туда и обратно. Милая девушка  отвечает, что увы, в этом году из Бергена парома нет. А есть из датского Фредериксхавна. Мы в ужасе, рушится выстроенный с такой любовью маршрут. Кинулись смотреть карту, из Швеции в Данию, есть два пути, либо паром, либо через Эресуннский мост. Конечно, такой мост сам по себе отличная достопримечательность, но он прибавляет нам километраж, да  и денег стоит. Остановились на пароме, бронировать не стали, да, думаем ерунда, идет всего 4 часа, наверняка недорогой, справимся сами. Как же мы ошибались! Только успокоились по поводу билетов, как новая напасть. Для предыдущей поездки мы арендовали автодом у небольшой московской фирмы. Звоним, просим забронировать, приглянувшуюся нам машинку на июль-август, напомню, дело было в феврале. А нам отвечают, что к ним обратился передвижной цирк и забрал абсолютно все машины. Ну думаем все, цирк уехал, а мы, (клоуны) - остались. Ничего, выкрутились, нашли другую контору и подобрали машинку побольше, чем в прошлый раз.
В апреле Ваня отправился в Москву добывать нам визы. Уже три, ребетенку тоже сделали паспорт, согласно новым правилам. Еще и за срочность доплатили, как водится (сами-то неместные). Так что оформление документов влетело в копеечку. Но мечта, есть мечта, что сделаешь. Ваня стойко держался в посольстве, отвечая на каверзные вопросы и изображая блеск в глазах от предвкушения путешествия по Финским просторам. Маршрут, разработанный мной с указанием достопримечательностей, мест ночевок, названий кемпингов и дневного пробега, финнами был одобрен, визы получены. Такая вот предыстория.   
А само путешествие началось утром 14 июля 2009 года . Перегон Ставрополь-Москва не запомнился, да и мотались мы по этому маршруту за прошедшие годы неоднократно. За исключением одного забавного происшествия. Я решила подстраховаться, чтобы не было накладок и уже в дороге позвонила в фирму, сдающую нам а аренду кемпер. Звоню, такая важная, и говорю что завтра мы забираем машину, готова ли она, ну там топливо, вода. А мне отвечают, что аренда у нас начинается только послезавтра. Оказывается, мы так спешили попасть в Исландию, что выехали из дома на сутки раньше. Так что у нас был еще целый день для прогулок по Москве. В столице останавливались в   небольшой гостинице в районе ВДНХ. Вечером сходили в парк, покатались на монорельсовой дороге. Свободный день, провели гуляя по Красной площади и ее окрестностям, включая близлежащие магазины.
А утром следующего дня уже грузили весь свой хлам, включая подушки и веники в машину, которая на ближайшие недели стала нашим домом.
Трасса Москва-Питер в те годы представляла собой тот еще аттракцион. Бесконечные пробки, ремонты дорог, аварии. Но мы ведомые навигатором прошли ее достойно. Надо сказать, что к навигации мы подошли серьезно, еще к предыдущей поездке на Норд Капп  был куплен КПК fujitsu-siemens N520.

 Сейчас уже мало кто помнит о таком устройстве, а тогда это было чудо техники, карманный компьютер с небольшим, но уже цветным дисплеем и стилусом, которым положено вбивать информацию. Но самое большое его достоинство - он имел встроенный GPS-приемник. На него были установлены «Навител» и «iGO Europe 2006». Последняя – чудная программка, с простым, понятным интерфейсом и подробнейшей картой всей Европы, вплоть до парковок на второстепенных дорогах, кстати полностью русифицированная, а вот "Навител" 10 лет назад, то еще чудище. Кроме федеральных дорог, в лицензионной версии ничего не было, даже карты Москвы и Питера, нужно было скачивать дополнительно, а об интерфейсе и вовсе ничего приличного сказать было нельзя. За последние годы программа стала гораздо дружелюбнее к пользователям, да и карты городов теперь в нем присутствуют за редким исключением (например, когда-то секретный Североморск). А вот с картами Исландии сложнее, бумажную с трудом купили в интернет магазине. С еще большим трудом в сети раздобыли карту векторную, кривую и корявую. Знакомый программист вручную ее правил и сумел установить на КПК, но прокладку маршрута она не поддерживала.

 Утром 18 июля мы прошли российско-финские таможни и путешествие началось по-настоящему, до этого была только разминка. Через 2337 километров от дома, наконец, поверили, что да, удалось, мы едем в Исландию. Хотя в глубине души таился страх, а вдруг...  мало ли что... Но Финляндия встретила чудесной погодой и красивейшими дорогами. Мы пробирались в Турку, петляя по узеньким третьестепенным дорожкам. Кругом сосны, озера, замечательные парковки, на одной из них мы остановились на обед и первое купанье в кемпере.
В этой инсталляции, мне кажется, кроется послание: "Странник! Так будут течь твои денежки с нашими ценами на дизель"


Надо сказать, что сантехника нас слегка огорчила. Если сравнивать с предыдущей машиной, то здесь была обустроена почти настоящая душевая кабинка, но смеситель на душе был настолько странно устроен, что пока Ваня не разобрал его полностью, не смог понять как в нем регулируется температура воды. Очень сложно и чертовски неудобно и напор воды и температура настраивались одним краном, только вращательным движением. С горем пополам искупались пообедали и отправились дальше. Неспешно катились, глазели по сторонам и в один момент не выдержали, свернули в лес и через пару минут оказались на берегу чудесного озера, берега которого, как ковром были покрыты зарослями черники.
 Полный восторг! Мы провели там несколько часов, плавая в прозрачной  теплой воде и лакомясь черникой.



С большим трудом уговорили себя покинуть это замечательное место. А через пару десятков километров увидели крохотный пляж и озеро, как нам показалось, образовавшееся на месте гранитного карьера. Мы снова остановились, очень уж замечательное местечко, прямо рядом с дорогой. Пытались разбудить ребенка, но дочка утомленная впечатлениями и купанием, даже не пошевелилась. Так крепко она не спала никогда, обычно, сразу подскакивала и мчалась навстречу новым приключениям. Пришлось нам с мужем вдвоем бродить по песочку и мочить ножки в теплой водичке. Но время уже поджимало, на следующее утро у нас  паром в Стокгольм. К половине двенадцатого ночи, добрались в порт. Немного волновались о времени,  правильно ли все вычислили. Беда с этими часовыми поясами в таких поездках, оно то вперед убегает, то назад. На наше счастье, на парковке обнаружились часы, показывающие точное финское время. Кстати парковка была абсолютно пуста, потому как платная. А на соседних улицах, прямо на обочинах дремали местные караваны. Посмеявшись, что не только мы такие экономные, припарковались рядышком.
Рано утром регистрация и погрузка на паром Turku-Mariehamn-Stockholm, все прошло спокойно и размерено, опыт - самодовольно решили мы, не подозревая сколько "веселья", нам принесут оставшиеся несколько паромных переправ. Каюту  не брали, решив, что днем можно обойтись и без нее. Так что почти все время провели на открытой палубе, за исключением посещения магазинов и кафе. Катя открыла для себя духи в Duty Free и на всех паромах, мы с трудом вытаскивали ее оттуда, благоухающую всем парфюмом, до которого она могла дотянуться. Кормили там очень неплохо. На обед мы подались в кафешку, где был представлен шведский стол во всем его великолепии. Дочка, металась между креветками и мороженым, по нескольку раз подкладывая себе в тарелку, то одно, то другое. На мордашке был написан ничем не замутненный восторг. Верхняя палуба, на которой мы обосновались после обеда, позволила любоваться массой крохотных островков,  которыми богат Ботнический залив, наглыми чайками и низким серым небом,  столь характерным для Балтики.


Съезд с парома, не составил труда, все же покатавшись несколько раз на финско-шведских плавсредствах, начинаешь соображать что к чему. Методом проб и ошибок постигаешь их логику, начинаешь разбираться в табличках, обозначениях палуб и лестниц. А вот дальше, наша наивность слегка подпортила настроение. Мы почему-то решили, что нам по пути с большегрузными автомобилями, выехавшими с парома, перед нами. Пристроились следом, думая что они выезжают из города, не обращая особого внимания на навигатор. В свое оправдание, могу сказать только то, что гаджет предложил повернуть налево в том месте, где шел ремонт дорожного полотна,  мы ему и не поверили и с упорством баранов продолжали ехать за фурами, в противоположную сторону. Как он верещал: "Развернитесь налево, развернитесь налево!". Наконец у меня хватило сообразительности, достать бумажную карту Стокгольма. Посмотрела, точно едем в противоположную сторону. С помощью того же навигатора выбрались на автобан ведущий в Гетеборг. Следующие двадцать минут высматривая указатели на дороге, как дети радовались доказательствам верного курса. Перемещаться по таким дорогам одно удовольствие, если ты спешишь. Все устроено так, чтобы не задерживать движение. Плавные съезды, подземные переходы, заправки, совмещены с отдыхалочками, магазинчиками и туалетами. Проехав, более трехсот километров остановились ночевать на какой-то заправке, рядом с фурами. Ничего более подходящего в темноте, да еще при моросящем дождике не нашлось. Впрочем спалось нам замечательно, несмотря на работающий всю ночь мотор рефрижератора по соседству. Утром снова в дорогу. Погода позволила полюбоваться на озеро Веттерн, вдоль которого ехали довольно долго. Первые же увиденные руины, были обследованы нами с большим восторгом. Засиделись в машине.


 Судя по надписям на табличке - это развалины  жилого дома 1600 года постройки.
 Живописно расположенные на берегу одного из самых больших озер Швеции.




К обеду добрались до Гетеборга. Очень красивый город, но на его осмотр времени не было. В порт навигатор нас довел без проблем. Дальше начали разбираться сами. Большой вывески с надписью "касса" не увидели. И я пошла в люди. На свеже выученном английском обратилась к молодой девушке, ярко выраженной восточной внешности, которая неспешно мела асфальт. Поговорив минут пять и помахав руками, для лучшего понимания выяснила, что за билетами (по ее мнению) нужно ехать куда-то далеко, за горизонт. Хорошо, что Ваня, догадавшись, что я обратилась не к тому человеку, проехал немного вперед к скромной будочке, которая и оказалась вожделенной кассой. Въезд в порт размечен несколькими полосами и на каждой есть пункт по продаже билетов, европейский подход, однако. Все обустроено так, чтобы не создавать толчею и очередь. Только вот цена билета была настолько высока, что мы потом долго качали головами и не могли прийти в себя. За четыре часа хода с нас содрали около двенадцать тысяч, десять лет назад это была очень приличная сумма. Сам порт произвел громадное впечатление, начиная с цены билетов с трехэтажного пандуса для заезда машин в чрево парома и заканчивая настоящим шоу, по выгрузке ветрогенератора. Нам пришлось ожидать своего рейса около часа, так что просмотрели от начала и до конца, как громадную башню, на специальных погрузчиках, с немыслимым количеством колес, аккуратно вывезли из трюма. Позже, проезжая по Дании видели великое множество ветряков, лениво машущих лопастями. Ребенок, впечатленный предложенным зрелищем, пытался их посчитать, на третьей сотне сбился и бросил это занятие. Паром Goteborg-Frederikshavn, прибыл вовремя и в восемь вечера мы оказались в Дании.
 Забили в навигатор нужный нам городок Hanstholm и наслаждались сельскими пейзажами. Единственное что напрягало, совершенно отсутствовали знаки ограничения скорости, а вот камер видеофиксации было с избытком, потому сильно не лихачили. Кстати, в населенных пунктах, движение устроено так, что и захочешь - не нарушишь. Дорожки петляли между клумбами и разделительными полосами, засеянными зеленой травкой. Ваня был в восторге, никаких тебе лежачих полицейских. Кроме устрашающего количества ветрогенераторов, Дания поразила, общей ухоженностью и количеством живности, встреченной нам по пути. Вдоль дороги расположился громадный вольер с пятнистыми оленями, а однажды, уже в сумерках, среди поля пшеницы приметили громадного лося. Количество сбитых енотов на трассе не сосчитать, на озерах, в зарослях камышей множество птиц, за которыми положено наблюдать из симпатичных деревянных беседок, крытых рогозом. Ложкой дегтя оказалась автоматическая заправка. Колонка, с аппетитом заглотила карту, списала денежки, а топлива не дала. Не помогла даже помощь местных товарищей, которые с азартом учили нас азам заправки. Деньги, кстати, вернулись на счет спустя два месяца. Вторую колонку мы проверять не стали, дотянули до Hanstholm. А там уже были живые люди, которые продали нам топливо, подтвердили, что действительно, именно отсюда, завтра, отплывает паром в землю обетованную. Последнюю ночь на материке мы провели на крошечной парковке в окружении навороченных внедорожников, на которых европейцы покоряют бездорожье.
Следующее утро, сплошной стресс! За 10 минут до начала регистрации на паром Hanstholm-Torshavn-Seydisfjordur мы уже стояли в очереди на погрузку среди таких же страждущих.
 Народ подходит к этому путешествию очень серьезно.
 Похоже отрываются по полной программе.


 Наш автодом по сравнению с ними выглядит рафинированным и изнеженным.


Посадка далась мне тяжело, впервые за все пройденные паромные переправы, нас разделили. Кошмар! Ваня остался в машине, а нам с Катей велели выметаться с вещами и заходить через пассажирский терминал. До начала посадки пришлось прождать на лестнице, битком набитой народом, около получаса. Волнения добавляло еще и то, что билет мужа остался у меня. Ну думаю, все... его не пустят и мы поплывем одни. Пришлось приставать к администратору, объяснять необъяснимое. Оказывается, водителям выдают специальные посадочные талоны, а билеты у нас проверили все сразу. Наконец, после всех треволнений, мы встретились у дверей нашей каюты. Слегка осмотрелись, бросили вещи и бегом на верхнюю палубу, смотреть отплытие. 
Замечательное солнечное утро, вот только ветерок, на причале легкий, но как только отчалили,  усилился настолько, что можно было опереться на него. А чтобы сделать шаг, нужны  недюжинные усилия.



Отлично повеселились, полюбовались на океан, вернулись в каюту, обживаться. Плыть нам предстояло двое суток.
Как оказалось, вот это мы не продумали. Удержать активного ребенка в крохотном помещении сложно. Паром, в основном, был осмотрен в первый же день. Палуб было, если мне не изменяет память, штук девять. Часть из них, самые нижние автомобильные, остальные жилые. Полюбовались на часы их было несколько: одни показывали Датское время (-2 часа от Москвы), вторые - Фарерское (корабельное, -3 часа от Москвы), и третьи - Исландское (-4 часа от Москвы) . Очень сложно. Решили не заморачиваться, а просто пойти и посмотреть карту, которая отображает место нахождения парома в реальном времени. Стало еще хуже, оказывается, я никогда не видела морских карт, и что на них изображается, мне не понять никогда. Решили, если что, будем ориентироваться на сообщения экипажа, транслирующиеся по всем палубам и каютам. Плохо только что не все они дублировались на английском. Кстати, возле той карты мы услышали русскую речь, очень обрадовались. Оказалось, семья из Украины, муж с женой и сыном, парнишкой лет двадцати. На легковой машине, с палатками, они планировали останавливаться в кемпингах. Уже в Исландии, мы пару раз с ними встречались возле каких-то достопримечательностей.
Посетили неизменный Duty Free, попробовали найти детскую комнату, но она только для малышей. С едой тоже не все обстояло гладко. Была кафешка с неизменным ассортиментом в виде фрикаделек в майонезе и замороженной пиццы по весьма негуманным ценам и ресторан. Работал он в определенные часы, но чтобы попасть внутрь нужно отстоять нехилую очередь из голодных пассажиров. Нет мы, конечно, взяли с собой и колбаску, и сыр, да и сублимированных продуктов фирмы "Гала-гала" захватили. Надо сказать их рассольники и борщи особого восторга не вызвали. А я еще удивлялась, что многие пассажиры тащили с собой на паром сумки холодильники, видимо они не первый раз путешествовали на этом пароме. Нет, разумеется, на нем были и бары и что-то работающее ночью для веселья, и сауна, но мы по "злачным" местам не ходоки. Да и укачало меня маленько, так что о спиртном и думать не хотелось.
Шетленские острова миновали ночью, а вот на Фарерских у нас была стоянка полтора часа. С открытой палубы любовались разноцветными домиками.


А потом судно вошло в густой туман, очень, знаете ли, волнительно.
Хотя, наверное, только мне. Туристы невзирая на холод, принимали воздушные ванны.
Я так много вспомнила об этом плавании, странно даже. Мне казалось, что я все время спала, потому что качка была приличная, а во сне не тошнит, Катя смотрела корейско-японские мультики с датскими субтитрами по корабельному телевизору. Но наконец, наше плавание подошло к концу. Капитан, приказал покинуть каюты за три часа до прибытия в Seydisfjordur.
Мы на целую неделю попрощались с паромом Smyril line...


9 комментариев:

  1. Таня, я с первого раза, даже весь текст не осилила! Буду ещё раз читать. Или не раз))
    Первая мысль:" Какие же вы нестандартные!" Это комплимент. Такое путешествие осилить, со всей его логистикой! Зайду позже, прочитаю все подробности. Фотографии просто шикарные! Как же повезло вашей дочке получить с раннего детства ощущение, что в жизни всё возможно! И любую мечту можно воплотить в жизнь! Вы молодцы!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена, спасибо!
      Нечаянно так много написала, погорячилась. :))
      Подготовка так же увлекательна как и само путешествие.

      Удалить
  2. Авантюристы, вот ей-богу!
    Оставлю пост нашему папе, он после ночной смены читает все мои послания и ссылки, ну вот уффф!
    Очень хочется вырваться и на Исландию не замахнусь, но вот севернее бы, в страну Сампо-лопаренка.
    Таня,
    нет слов.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Есть немного!
      Езжайте быстрее, пока мелкий не вырос. Лапландия зимой - это ожившая сказка.
      Спасибо!

      Удалить
  3. Таня,

    Очень интересный рассказ!
    Столько всяких эмоций ;) Понятно, почему это путешествие вам запомнилось ;)

    Мне тоже очень хотелось бы в тех краях побывать. Но мы наслышаны о кусачих ценах...так что, пока только мечтаем ;)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо!
      Мы тоже мечтали несколько лет. Попробуйте просчитать разные варианты, может и не так страшно.
      Хотя, о чем это я, мы тоже сейчас не готовы к большим приключениям. Снова, пока только мечтаем.

      Удалить
    2. Таня,

      Мы пока мечтает доремонтировать дом ;) О больших поездках пока не говорим.
      Но будем стараться соседние французские регионы обследовать ;)

      А мечтать не вредно ;)

      Удалить
    3. Ничего, зато силы накопите для больших приключений. :))
      Дом это важно! Поездки время от времени случаются, а дом - каждый день. Каждая недоделка глаз мозолит,нервы портит.

      Удалить
    4. Таня,

      Да, всё верно! :)
      Сейчас уже немного потеплело. Надо и участок в порядок приводит...работы много! ;)

      Удалить