вторник, 12 мая 2020 г.

Осетинские водопады.

Поездка 1 августа 2019 года.
Коронавирус, самоизоляция и прочие гадости, которые сыплются на мою голову из каждого утюга, не прибавляют спокойствия и мешают радоваться наступившей весне.  Обычно я не смотрю и не читаю новости, но сейчас, из-за работы,  приходится. Иначе прозеваешь введение спецпропусков или перенос сроков уплаты налогов. Надоело, нужно отвлечься и вспомнить что-нибудь приятное, например, прошлогоднюю поездку, о которой я позабыла рассказать. Это был подарок на мой день рождения, люблю я знаете ли, свалить в свой праздник куда-нибудь подальше. Туда где не ловит "Билайн", где синее-синее небо, чистая вода, горы и воздух, пахнущий свежестью.

Август, самое время податься в Северную Осетию, там к моему дню рождения включают Мидаграбинские водопады. Мы давно хотели их посмотреть. Отпросившись, на работе на пару дней, получили длинные, четырехдневные выходные. Привычная уже дорога, через Мин-Воды, Пятигорск, Нальчик, прямиком в Дигорское ущелье, начать решили с него. Хочу немного отвлечься и поговорить о гастрономических радостях. Обычно, мы не покупаем еду в придорожных кафешках, но это же Осетия, там готовят восхитительные осетинские пироги, которые я просто обожаю. И как только въехали в Аланию,  начала внимательно смотреть по сторонам, в надежде добыть вожделенные пироги. Ваня же, как ярый поклонник домашней кухни, всячески увиливал от неподобающей, по его мнению еды. Вот так в "ожесточенных" спорах мы и проскочили нужный поворот, и совершенно случайно примчались в Ардон. Ну а там уже было все, и пироги (я потребовала включить их в подарок к дню рождения), и нужный нам банкомат, в очередной раз забыли прихватить с собой наличку. Покружившись по городку, купили вкусняшек с мясом, сыром и картошкой, свернули в сторону Дигоры, затем Чикола, Ахсарисар.
Съеденные пироги только раздразнили аппетит, пришлось останавливаться еще и на обед. В одну из прошлых поездок мы осматривали "Чертов мост", а через него проходит весьма накатанная грунтовка, неизвестно куда ведущая. По ней и поехали. Дорога закончилась у ворот какого-то фермерского хозяйства. Мы не стали никого беспокоить, развернулись и немного отъехав нашли отличную поляну, а рядом в тени громадных буков обнаружилась беседка и весело журчащий ручеек. Отличное место и для обеда, и для ночевки.
Следующая остановка, замок "Фрегат" в селении Ханаз.
Говорят название придумали современные туристы, и действительно с этого ракурса он слегка напоминает парусный фрегат, без мачт, но  с гордо задранным носом. Легенда, прилагающаяся к нему, видимо, тоже свежая, там собрано все: и средневековый феодал, который воровал детей для продажи в рабство на турецкие фелюги, и замок который должен был напоминать ему, куда он пристроил украденных. Ну просто, чтобы не забыл. Посмотрела картинки, фелюка, крохотное парусное суденышко. Зачем там дети непонятно, если в качестве гребцов, еще смешнее получается. Ну да ладно, замок-то действительно хорош.

А это его обратная сторона. Тоже весьма впечатляет. А рядом, как бы во дворе замка, выстроен очаровательный домик, видимо, под гостиницу.
В таком и самоизолироваться не грех.
Летний день длинный, едем дальше.
Развилка в Мацуте, в прошлый раз мы повернули налево в Галиат, а сейчас направо в сторону Дзинаги. Туда заглянули, чтобы посмотреть цырты. Писала о них здесь. Виденные нами в прошлый раз были скромнее.
Красиво!

А вот еще, очаровательная смесь символов и орнаментов. Никакого противоречия, все органично и очень трогательно.
 Эти стоят вдоль дороги ведущей к турбазе с романтичным названием "Порог неба", но об этом немного позже.

Доехав до Дзинаги, начали искать место для ночевки, увы, в окрестностях поселка ничего не приглянулось. Пространство открытое, по меркам Осетии многолюдное. Туристы туда-сюда шастают, неуютно. Даже песчаный медведь, украшающий собой пейзаж, ничем нам не помог.
Вернулись немного назад, с трудом нашли съезд с дороги. Буквально протиснулись между зарослей и остановились на крохотной полянке, со всех сторон окруженной соснами.
С ровным местом под палатку, как всегда, была проблема, зато все остальное,  просто, замечательно. Очень теплый вечер, звездное небо, запах сосновой смолы, мангал со сказочно вкусными антрекотиками, что-то из напитков, уже и не припомню.
 Утром собирались без спешки. Ваня даже мангал вымыл, обычно сие действо происходит в гараже, вдали от моих глаз. А тут прилежно отмыл до блеска, пришлось долго хвалить и петь дифирамбы трудолюбию и перфекционизму любимого мужа. Еще немного побродили между молодых сосен, в поисках грибов. Собрали десяток маслят на супчик.
 И наконец, отправились дальше. Почти сразу за турбазой "Дзинага" мост через Терек и развилка, мы повернули налево, по указателю на спортивно-оздоровительный комплекс "Порог неба".
 Дорога дивной красоты!
 А это Таймазинские водопады, берущие свое начало на одноименном леднике. Их еще называют "Три сестры". И где-то у подножья, скрытая деревьями и прячется турбаза "Порог неба" и она там не одна. Не знаю как насчет сервиса, но место сказочно красивое. Пожалуй, это самое живописное ущелье в Северной Осетии.
 Неспешные утренние сборы, постоянные остановки по дороге, для любования местными красотами привели к тому, что когда мы  добрались до начала экологической тропы, ведущей к водопаду "Жемчужный", на нее уже вышли отдыхающие с близлежащих турбаз.
Но нас так просто не возьмешь, поговорив с местными и убедившись, что это не запрещено, мы и дальше поехали на машине, обгоняя завистливо смотрящих нам вслед пешеходов.
 Дорога особой сложности не представляет. Неплохая грунтовка, кое-где разбавленная камнями, да несколько петель серпантина.
Если есть время и силы, там много чего можно посмотреть. Вот, например, прячущийся в зарослях каньон. Там сливаются две реки. Мы пробовали подойти поближе, чтобы сфотографировать, увы, очень опасно, трава скользкая, где начинается обрыв непонятно. И сколько ни вытягивали шеи, толком ничего не увидели.

Еще немного красивейшей дороги и мы у водопада Галдоридон.
 Второе название: "Жемчужный". В сети довольно много восторженных описаний и роскошных эпитетов. Водопад и вправду очаровательный. Невысокий около тридцати метров,  шумный и как говорят, незамерзающий, даже зимой.
И денек был такой славный, яркое солнце, белоснежные струи воды, цветущий кипрей. Вспоминаю и кажется становится легче, отступает ощущение тревоги и безысходности, навеянное "короной". Когда же все это закончится или хотя бы ослабеет. Так хочется поехать в горы, там сейчас, наверное, сосны цветут.
 Ваня не удержался и полез купаться, а я не успела. Только начала раздеваться, подошли туристы, потом пограничники. Я не решилась залезть в воду без купальника. Эх, лет двадцать назад меня  бы это не остановило. Еще бы кокетничала и лапкой солдатикам помахала.
 Ну ничего, зато Ваню поснимала, поболтала и с пограничниками, и с девчушками, первыми из туристов, добравшихся к водопаду.
 Из ценной информации, добытой у служивых: почти сразу за Жемчужным начинается погранзона, а дальше интересно, пропуск можно оформить прямо у них на заставе. Нет необходимости заказывать его заранее. Этого мы не знали. Еще немного покружились там и отправились дальше, уже с попутчицами. Девчонки, попросили подвезти до турбазы, обувь не выдержала. У одной из подружек оторвалась подошва кроссовок. Веселые студентки, учатся во Владикавказе, родственники живут в районе Галиата, так что почти местные.
 Ну на сегодня, наверное, хватит писательствовать. Продолжу позже.

1. Таня, а туда можно самоизолироваться на всю оставшуюся жизнь? Что для этого нужно?

1. Да можно, наверное. Только вот сомневаюсь, нужно ли. Место конечно хорошее, но только для отдыха.

2. Таня,
    неужели воспоминания настолько свежи? Тут в беготне житейской забываешь всё, что только можно забыть.(
    Пост чудесный, краски яркие и рассказ хороший, легкий. И да, все потихоньку устаканивается, границы открываются и карантин ослабляется постепенно.
    Что предлагаю, а перенеси празднование рождения на более поздний срок, а? Рассосутся обстоятельства - нагонишь)))

1. Лена, спасибо!
      Да, ты права, с памятью все сложно. Вот и занимаюсь реанимацией воспоминаний :)) Потому и блог не бросаю, иначе уже бы давно в голове все перемешалось.
      У нас тоже потихоньку возвращается былой порядок. Я даже вчера была в парикмахерской. Такой восторг!