вторник, 30 ноября 2021 г.

Четыре дня лета в ноябре I.

На щедрые правительственные выходные, разумеется, без учета дней, оплачиваемых работодателем, мы сумели выбраться "за границу", пусть и условную.  Всего четыре дня, которые,  ненадолго, развеяли тусклый сумрак, который нас всех сейчас окружает.

Не буду затягивать интригу, мы всего-навсего съездили в Абхазию. Надо сказать, что собирались туда долго - лет несколько. Но как-то пугали стражи дорог и  местный криминал, ездим-то с палаткой, ночуем где попало. И вот рискнули, и не пожалели. От Ставрополя до границы с Абхазией по нашим меркам, рукой подать около шестисот километров. Для разнообразия выбрали маршрут через Краснодар и Джубгу. Он, конечно, самый длинный, но должен был быть самым быстрым.  Трасса "Дон" и Е 97, которая судя по потраченным на ее строительство средствам - автобан, по нашим наивным представлениям должны были дать преимущество по времени. Стартовали в половине девятого вечера 3 ноября. До побережья домчались быстро, а вот потом начались наши мучения. Пресловутые серпантины сильно замедлили движение в основном из-за бесконечных ремонтов. Вроде бы и в пробках не стояли и ночной трафик небольшой, но скорость перемещения упала до черепашьего шага. Так и ползли до Сочи. Там немного полегче. Гигантские развязки впечатлили. Город они разгрузили, наверное, но эффект бутылочного горлышка никто не отменял. Особенно это прочувствовали на обратном пути, когда стали в пробке под Дагомысом на полтора часа. Бедные люди, а что же там творится в сезон, подумать страшно. Погранпереход прошли рано утром, несмотря на большое количество туристических автобусов, потеряли около получаса. Остановиться планировали в кемпинге, который находится в шестидесяти километрах от границы на мысе Амбара. Итог такой: 650 км за 12 часов. Обратный путь решили сократить и проехать через Шаумянский перевал. Этой дорогой мы ездили в стародавние времена, когда отдыхали вполне себе традиционно, останавливаясь в гостиницах и отелях. Трасса стала лучше,  ровнее, но на самом перевале до сих пор нет асфальта, да и объезды многочисленных населенных пунктов отсутствуют. Получилось, что сэкономили километров сто, а времени затратили столько же. Ну, хватит о дороге. Кемпинг расположился на самом берегу моря и чем-то напомнил нам Утриш. Территория довольно большая, ухоженная и в начале ноября, практически безлюдная.

Большая тенистая поляна, где мы остановились на сутки, была в полном нашем распоряжении. Пока ставили палатку и завтракали, туристы отдыхавшие там уехали и мы отлично выспались в тишине и покое.

Я была в Абхазии вначале восьмидесятых в свои первые студенческие каникулы, с подругой и ее родственниками, помню все очень смутно. Веселая компания, абхазские вина и прочие молодецкие забавы не оставили места для любования природой и осмотра достопримечательностей. В памяти осталось только несколько картинок: первая, это то, что вначале мы заехали к родственникам, которые в то время получили квартиру в новом микрорайоне Орджоникидзе (Владикавказ), выстроенном на бывшем болоте. Вечер был жарким, сидели с открытыми окнами, а утром с ужасом увидели себя в зеркало. Мы были покусаны и выглядели как пациенты кожно-венерического диспансера. Все тело было покрыто красными пятнами и сильно чесалось. Что интересно, местные к укусам адаптировались и никаких следов у них на коже не оставалось. И ни тебе фумигаторов, ни гистаминных препаратов, все рассосалось само собой. Второе, самое яркое: находясь под впечатлением прочитанной книги "Таис Афинская" мы с подругой поздней ночью выбрались на пляж и голяком плыли по лунной дорожке с гранеными стаканами, в руках, наполненными вином. Красивой чаши, как описано в книге, у нас не нашлось. Но это было и неважно, заплыли подальше и принесли жертву Афродите. И вот это осталось со мной на всю жизнь. Ласковое море, купающиеся в нем громадные звезды и лунная дорожка. Казалось, весь мир исчез, а ты плывешь по млечному пути. Ну и третье - это перелет из Тбилиси в Ставрополь, над Кавказским хребтом. Панорама заснеженных гор под крылом самолета - незабываемое зрелище. Собственно почему я углубилась в воспоминания,  просто я совершенно позабыла о природе. А на этот раз, показалось, что едва  пересекли границу, сразу же появились непривычные нам растения.  Нет, ну лианы видели и раньше, но не такие могучие. Не Амазонка, конечно, но все же впечатляет.
Или вот, к примеру, бамбук.
А еще эвкалипты, растущие вдоль дорог.
Или вот это чудо, которое мы увидели, остановившись на обед на берегу реки.
Называется поркупинский томат. Жутко колючий и весь из себя ядовитый.
Ну с колючками там вообще все сложилось.
Дикий лимон с аппетитным названием понцирус. Небольшие изящные деревца сплошь покрыты внушительными шипами и яркими плодами.
Интернета на поляне, где мы его обнаружили, разумеется не было. Фрукт на тот момент мне совершенно неизвестный, но запах у него был замечательный. Нежное сочетание айвы и цитруса. От жадности я прихватила с собой немного, предварительно лизнув. Кислятина!
 Надеялась, что если добавить побольше сахара, варенье по-любому получится.
 К сожалению, у понцируса довольно горькая кожура. Зато запах хороший. Ну ничего, сварила, стоит в холодильнике, пытаюсь всучить Катиным подругам, получается плохо. И еще хурма, нежно любимая моим мужем. Растет как сорняк, повсюду и в ухоженных садах и на заброшенных подворьях.
Ну, что еще, пальмы, кипарисы, магнолии, посадки лещины, но это видели и раньше. И мандарины: яркие шарики среди листвы насыщенного темно-зеленого цвета. К моему огорчению, обнаружилось, что мы не сделали ни одного снимка этих симпатичных деревьев. Как-то неловко было снимать, растущие во дворах растения. А просить хозяев, показалось неудобным. Зато вдоль дорог продают цитрусовые,  как у нас яблоки в громадных количествах. Ваня, начитался в сети, что народ все это покупает и тут же поедает килограммами, наслаждаясь низкой ценой и неземным вкусом.  Купили и мы, заодно узнав о новых для нас видах лимонов и апельсинов. Сверху в ведерке лежит принц-лимон. Привезли домой, дочке понравился. Главное его достоинство - размер.
 А еще тетки продавали "ВашинХтоны". У них это не сорт апельсина, а отдельный фрукт. Я, заинтересовавшись "экзотическим" названием съела парочку. Ну, что сказать мы, конечно, живем на условном юге и совершенно избалованы сладкими фруктами. Зеленоватые мандарины, апельсины и лимоны нас не впечатлили. Они свежие, только что сорванные, но очень кислые. Им еще лежать и лежать. До полной зрелости там далеко.
Такое забавное фото у меня получилось впервые. Ваня в новой оранжевой маечке, позирует на фоне ярких фруктов. Чтобы получилось как у всех туристов. Но корова, делающая свои грязные дела, на заднем плане об этом не знала, а я любовалась мужем и не смотрела по сторонам. Вот и получилось, что получилось.
Пора вернуться к описанию кемпинга. Вообще, их там два, в чем отличия мы не разбирались. Цена 300 рублей в сутки с человека. По отзывам в сети там есть душ, электричество, стиральная машинка. Мы этими благами цивилизации не пользовались. С палатками стояла парочка компаний, но было довольно тихо. Слегка напрягали гуляющие туристы, время от времени выныривающие из ближайших кустов. Ну и отсутствие туалета. Идти к кемпингу далеко, а на поляне где мы стояли, подходящего убежища не было. Снова пожалели, что не взяли биотуалет.

Но это все ерунда, самое главное, была отличная погода и на следующий день мы даже рискнули искупаться. Вода чистейшая, довольно теплая, на дне мелкая галька.

Место для отдыха, просто великолепное. Если прогуляться по пляжу влево и вправо от нашей стоянки, то можно полюбоваться вот такими замечательными соснами. Бог знает как они умудряются расти на песчаных склонах.

После последнего нападения коров на наш лагерь на Утрише, из-за которого пришлось покупать новую палатку (пусть будут они благословенны, иначе еще долго бы выбирали туристический домик),  вместе мы гулять не ходим. Только по очереди. Получилось, что Ваня осматривал окрестности в первый день, а я на второй, после завтрака и чашечки крепкого кофе.
Собственно, одним из решающих факторов выбора места для ночевки, было наличие рядом с кемпингом вот этих исторических развалин. После поездки в Дагестан, где все достопримечательности как следует отреставрированы или выстроены заново, я рвалась в места не тронутые современными реконструкторами и неумелыми строителями.
Отчасти так и получилось, но об этом расскажу в следующий раз.

1. Таня,
    молодцы, больше мне сказать нечего.
    На фоне всемирного уныния, вы являетесь образцом оптимизма и стойкости)))
    Красота в глазах смотрящих, а у желания - 1000 возможностей.
    Плюнули на все ограничения и забронировали 5 дней в декабре в Хорватии, гори все синим пламенем!

1. Спасибо! Я смотрю, вы тоже не отстаете. Молодцы!

2. 650 км за 12 часов - это же ещё и высидеть надо! Я на такие подвиги категорически не согласна!! :-)
    А вот маечка у Вани от компании известной своей экипировкой для горнолыжников. Позже они стали производить и будничную одежду, куртки, плащи, но их качество очень высокое. Цены на их продукцию жуткие, и практически никогда у нас это не продаётся на распродажах :-)