четверг, 3 ноября 2022 г.

Уютные поездки II

Еще одна небольшая осенняя поездка  на этот раз в долину реки Узункол. Места нежно нами любимые.

Поездка 01 октября 2022 года

На этот раз дочка захотела погулять с нами. Не прошло и пяти лет как поездки с родителями снова стали не такими уж и скучными. А уж как мы были довольны! Катя отличается неуемной энергией и отличным чувством юмора. Она веселила и тормошила нас всю поездку. Единственное о чем мы подзабыли, так это о том, что в машине должен быть весьма внушительный запас вкусняшек. Помниться, что в стародавние времена, когда ребенок путешествовал с нами, с заднего сиденья постоянно раздавался хруст поедаемых сухариков, чипсов и орешков. А взятый с собой "подножный корм" закончился еще на полпути, пришлось посетить придорожный ларек для пополнения запасов. Там, кстати, случилась забавная история. Аул Хурзук - это последний оплот цивилизации, перед въездом в пампасы, где нет ни магазинов, ни связи, не говоря уж об интернете.

Надо сказать, что "колючую водичку" мы тоже с собой не взяли, последние годы обходимся пивом. Ребенок, конечно, уже может выпить и его, но Кола же лучше. Тут сработало несколько факторов и местный маркетинг, рассчитанный на туристов, и исчезновение сего напитка с прилавков магазинов, и воспоминания моего детства, когда в маленьких сельских лавках можно было купить импортные товары. Короче говоря, увидев, стоящую напротив открытой двери упаковку Колы, мы остановились и взяли бутылочку, в надежде ощутить знакомый вкус напитка. Не успев сесть в машину, Катя открутила крышку и зелье фонтаном, обдавая сиденья, салон и все остальное,  вырвалось наружу.  Все как в ее детстве. За исключением того, что в бутылке оказалась покрашенная чем-то газированная водичка. Причем претензий к красителю у нас нет, все высохло, не оставляя пятен.

Последнее время, если маршрут проходит через Карачаевск, мы едем по федеральной трассе, получается небольшая экономия по времени и километражу, хотя эта дорога и не очень красивая. Погода была не по-осеннему теплая и солнечная и окрестности Усть-Джегуты порадовали вот таким пейзажем.

На подъезде к Карачаевску краем глаза увидели занимательную картинку. На обочине стоял бородатый мужчина  в милицейской форме советского образца. Я аж глаза протерла, не поняла, что это такое было. Позже, муж рассказывая эту историю своему приятелю, много лет жившему в этих местах, выяснил, что сей человечек - личность довольно известная. Это бомж, который в таком неизменном виде стоит там еще с 90-х годов. И к форме, видимо, относится бережно, раз она еще узнаваема, несмотря на почтенный возраст. Обычно на правый берег Кубани, мы попадаем через мост в ауле Каменномостский и почти всегда останавливаемся, полюбоваться на Чертовы колодцы. Очень уж впечатляющее зрелище. Русло реки здесь резко сужается и она несется с бешеной скоростью. Рассмотреть скалы, образующие каньон, не удается из-за высокого уровня воды и ее цвета. Кубанская водичка бывает двух видов: грязная и очень грязная. Почти всегда мы видим ее такой.

Сухая осень этого года показала, какой красивой может быть эта река. Редкое зрелище.

Переправиться здесь нам не удалось. Все закрыто на капитальный ремонт, пришлось возвращаться в Карачаевск и ехать по большому красивому мосту. Обедать остановились на чудесной парковке на берегу Кубани. Вроде бы и расположена она вдалеке от населенных пунктов, но пользуется большой популярностью, тут часто останавливаются перекусить как местные, так и туристы, наверное, поэтому четвероногие гости бывают здесь регулярно. Вот когда мы будем брать с собой сухой корм для собак и кошек! А то прямо неудобно, кроме хлеба с сыром и колбаской и угостить нечем.

Часа через два, добрались до аула Хурзук.
Полюбовались на остатки бревенчатых сараев, которым по легендам около трехсот лет. За семь лет прошедших с нашей первой поездки в эти места, они сильно разрушились, некоторые из них снесли. Вот так стояли себе, стояли три века, а потом хлоп и менее чем за десять лет рухнули. Некоторое время назад, какая-то местная молодежная организация устраивала здесь модный тогда флешмоб. Приехали, поснимали, призвали всех сохранять деревянную древность. То ли денег им не дали, то ли хозяева сараев освобождают место под новую застройку,  но  реставрацией так никто и не озаботился.
Сразу за аулом начинаются заросли облепихи и барбариса.

Кате захотелось нарвать ягод, соблазнила и меня. Пока Ваня спускал колеса, для более комфортного передвижения по каменистым дорогам, мы пытались нарвать облепихи. Получалось плохо и это несмотря на новые ножницы, которые муж купил специально для машины и зачислил в ранг туристического снаряжения. Когда-нибудь он соберется с силами и опишет все, что мы берем с собой в путешествия. А пока усиленно работает над улучшением нашего походного быта, докупая то одно, то другое.
Ну а дальше, все прошло как обычно, и без приключений. Прошли пограничный контроль, добрались до альплагеря Узункол, на этот раз обошлись без всяких бродов, просто проехали по новому мосту на левый берег реки и прибыли к месту назначения, т.е. расположились на любимом месте.

Пока родители ставили палатки, деточка нацепила рюкзачок и пробежалась по окрестностям, вернулась с добычей. Нарвала немного черники для чая. Ваня тем временем занимался костром, я за ним не следила, как оказалось, зря: " Времени было много, решил разжигать костер как настоящий индеец. Однако тураки-будул (воронья нога с эвенкийского) настрогать не получилось, а турбозажигалка Primus, не задуваемая даже ураганным ветром, вообще не загорелась. В итоге, изведя полкоробка спичек и убедившись, что костер без доброго клочка бумаги я разжечь не могу, пыхнул, как обычно, Смаугом (так мы называем газовую горелку) и через десять секунд костер уже жарко пылал. На фиг, эти индейские приколы".
 На этот раз помимо шашлыка, взяли шампиньоны. Мы как-то пробовали их готовить на мангале, получилось так себе. А вот Котька, в приготовлении шампиньонов знает толк, сама фаршировала, сама жарила (сама почти все и съела). У нее получилось сочно и вкусно. Чувствуется рука мастера.
Вечером сидели у костра, Катя предавалась воспоминаниям. Дело в том, что этим летом она побывала на джип фестивале. Их команду пригласили выступить на открытии мероприятия и развлечь публику фаер-шоу. Заодно протащили по нескольким долинам в том числе и на Махар, а одна из ночевок была в альплагере Узункол. Джиперы, в отличие от нас, красотой горных пейзажей особо не интересовались, у них была одна задача: не потерять своих.

После сытного ужина мое семейство развлекалось ночными съемками. И Ваня, наконец, смог показать дочке гирлянду, которую обещал ей сделать лет семь-восемь назад, для уютных посиделок на морском берегу.

Вечер оказался довольно холодным, мы с Катей грелись у костра, тянули к нему ручки и ножки, пока не присмолили кроссовки.
Это оказалось последней каплей, и мы отправились греться в платки, закутавшись в двойные спальники и не обращая внимания на шум реки.  А он был довольно сильным, возможно, моя версия ошибочна, но мне кажется, что чем ниже уровень воды, тем громче она скачет по камушкам.
Несмотря на звездное с вечера небо, ночь оказалась необычайно темной, настолько, что дочка проснувшись и открыв глаза, испугалось, что  «… ничего не изменилось!».
 Я, впрочем, тоже, спросонья долго пыталась навести резкость в глазах, но разницы между открытыми и закрытыми глазами не было совершенно.
Утро, часто как бывает в горах, порадовало ясной и солнечной погодой.

После завтрака Ваня повез дочку показывать красивое, а я осталась на хозяйстве.
Охранять лагерь от коров, собирать спальники и палатки, готовить обед. Ну это только писать долго, на самом деле я отлично провела время, гуляя по полянке, любуясь на реку, читая книжку, в глубине души радуясь, что мне не нужно трястись по камням.

Муж с дочкой радостно прыгнули в машину и отправились к Киченкольской подкове. На Ванино  предложение взять с собой фляжку в чехле на пояс, Катя заметила, что без рюкзака она
даже из дому не выходит, а там есть все: и водичка, и крем от загара, и салфетки, даже таблетки от головы и от попы. Такой предусмотрительный ребенок!

Ну а дальше фотографии, их не просто много, а очень много. Дочке в лапки попал фотоаппарат, и она сделала более сотни снимков. Мы пытались уменьшить их количество, но получилось плохо.

По возвращении муж рассказал: "Скотоводы, хозяйничающие в конце долины, не любят там посторонних. Раньше у них в узком месте поперек дороги было прикопано толстое бревно, на котором как-то застрял «паровозик из Ромашково», теперь они в этом месте свалили огромный камень. Мы уж было решили разворачивать оглобли, как заметили синенький трактор, который хоть и могуч, но не настолько, чтобы перепрыгнуть через такое препятствие. При внимательном осмотре обнаружился неприметный брод через реку, по другой стороне которой, эти хитрецы объезжают перекрытый участок дороги. Не без труда, переползая через торчащие из земли валуны, мы пробрались по следам трактора в «Эльдорадо». Скажу больше: мы проехали долину до упора, постоянно «прыгая» вброд с одного берега на другой, местами передвигаясь просто по руслу реки, пока, буквально не уперлись бампером в ледник".
Под этими камнями бьет крохотный родничок, а метров через тридцать после него раньше стоял щит с уведомлением о начале пятикилометровой приграничной зоны. И отсюда, его так же как и из других мест, убрали.

Муж решил, что раз нет запрета, то можно проехать немного дальше.

Пожалуй, таких красивых фотографий этого места у нас раньше не было. Как-то не везло с погодой, обычно, здесь пасмурно и очень сурово.

И вода! Я определила этот цвет, как аквамариновый. Теперь хочу такого оттенка камешек для браслета.
Обратный путь прошел без приключений, вернулись они к обеду, радостные и переполненные впечатлениями.

Неподалеку от сюда есть еще одно замечательное местечко, которое мы хотели показать дочке. Это висячий камень. Находится он в долине реки Кубань. Сыну с невесткой тоже как-то его показывали, но на них особого впечатления камешек не произвел. Им больше нравятся пещеры и крепости.
Кате, показывать природные достопримечательности, гораздо приятнее. Она оценила его по достоинству.
Не успели мы пройти пограничный контроль, как по волшебству появилась связь и дочке посыпались сообщения. Оказывается, ее молодой человек, очень волновался, что не может с ней связаться, хотя она его предупреждала, что сети не будет. Илья не мог поверить, что такое бывает, он думал, что не будет только интернета. "Ну как же так, ты же ездила в горы и связь всегда была"- удивлялся он. Конечно, это только с такими родителями можно забраться в дебри, куда не дошла цивилизация.

1. Крутейшая вылазка, Таня!
    А то, что ребёнка с вами поехала, так вообще здоровски!)
    Виды здоровские, свежий воздух, готовка и отдых с книгой...удочку бы еще)))
    Кстати, облепиха на что пошла?

2. Спасибо! Все действительно было здорово. Не, удочка это не наше. Стоять в ледяной воде, чтобы поймать крохотную форельку, нет, не хочется. А степные водоемы, фу... Друзья таскали на нас рыбалку и на Волгу и в степь. Жара, комары, клещи, змеи, саранча, пыль. Вот когда едем на Север, в Карелию, там да, жалеем, что не умеем рыбку ловить. Облепиху дочка заморозила, добавляет в чай, мы совсем немного собрали.