пятница, 10 ноября 2023 г.

Абхазия.

Поездка 04.11.2023

Мы таки не удержались и решились под закрытие сезона сгонять на три дня в Абхазию к ласковому и теплому морю.

Выехали 3 ноября около девяти часов вечера. Все после работы, уставшие, но полные решимости одолеть немногим более пятьсот километров не самого простого пути. И надо сказать, что более эпичного провала с прокладкой маршрута у меня раньше не было. Еще в прошлую поездку в Осетию, дочка раскритиковала наш подход к навигации. Мне показалось, что она права, а я заскорузлый ретроград. Ну и поменяла, для начала программу. Запустила Яндекс навигатор и сразу до конечной точки, предварительно убедившись, что маршрут проложен через Шаумянский перевал. И мы отправились в путь. Здесь сработало сразу три фактора. Первый, то что мы много лет ездим на море одним и тем же путем. Выезжаем из города через Изобильный, почему, уже никто не помнит. Возможно, в "древности" эта дорога была лучше. Ну как-то не задумывались над этим, а оказывается построен скоростной участок Невинномысск- Армавир, и видимо уже давно, но мы с упорством баранов катались прежним маршрутом. Второй, то что я крайне редко пользуюсь этой программой, она хорошо работает там, где есть интернет, а поскольку мы обычно мотаемся по каким-то дебрям, нет смысла ей пользоваться. И вот на выезде из Ставрополя Алиса заявляет: "обнаружен более короткий маршрут". Ну обнаружен и ладно, я не знала, что нужно было нажать кнопку "отказаться". Искусственный интеллект Яндекса пересчитал маршрут и предложил ехать через Джубгу, т. е. добавил 75 километров серпантина. По его мнению, так короче и вообще замечательно. Ну и третий, то что мы все очень любим поговорить. Болтаем без умолку, выкладывая друг другу все новости и сплетни, а я еще и книжечку успеваю почитывать между разговорами. Короче, очнулась уже на подъезде к Кропоткину. Смотрю в навигатор и глазам своим не верю, как так получилось! Судорожно задаю новый маршрут, ну чтобы уж точно ехать через перевал. В общем, где мы ехали,  могу определить очень приблизительно. Ночь, темнотища кругом, множество мелких населенных пунктов с совершенно непримечательными названиями. Единственный более-менее приличный ориентир - Адыгейская ВЭС. Мы останавливались там, прогуляться в кустики и ветряки были хорошо видны. Так что из-за этих ошибок, километров сто  к маршруту я добавила. Тем не менее дороги в Адыгеи неплохие, добрались до перевала по гладенькому асфальту. Шаумянский, конечно, до сих пор не обустроен. На подъездах к Сочи меня сморило, очнулась уже возле погранперехода. В ковидном 2021 году мы миновали таможню очень быстро, а на этот раз пришлось задержаться. Громадное количество желающих посетить Абхазию и на автобусах, и на маршрутках, и просто так, пешком. Мы простояли в очереди около часа. Говорят, что это не много, доходит до трех часов ожидания. Ну да ладно, спать хотелось очень сильно, и мы сразу же отправились на облюбованное в прошлую поездку местечко.
Находится оно в нескольких километрах от храма Амбара. Когда-то здесь была асфальтовая дорога, но она обрушилась.

Немного выше на склоне, образовался небольшой пятачок, на нем мы и расположились, посчитав его ничейной территорией.
Не тут-то было. Не успели расположиться, как прискакала бабуля, начала уверять, что мы стали чуть ли не в ее дворе. Просила по пятьсот рублей за сутки, мы пригрозили, что переберемся в расположенный невдалеке кемпинг, затем поторговались и заплатили триста рублей за все. Пусть будет материальной помощью братскому народу.  Поставили палатки и наконец, заснули, правда, ненадолго. Вскоре заявился молодой человек и также стал уверять, что испокон века это место было собственностью его семьи, кроме того, по его словам оно является священным (поэтому стоит дороже). Был очень удивлен, что мы уже заплатили за постой, сказал выяснит, что к чему. К счастью, больше он не появился. Но червячок сомнения меня все же грыз. Позднее, я исследовала окрестности нашей стоянки и выяснила, что выше по склону есть два заброшенных домовладения, огороженных заборами. Получается, что мы все же стояли на нейтральной территории, практически на обочине дороги. Выспаться-таки удалось. Затем пообедали, с удовольствием воспользовавшись обустроенным кем-то столиком, вдобавок к своему.
И отправились гулять.
Полюбовались могучими лианами опутавшим все растущие там деревья и, конечно, морем.

Я, в своем рвении исследовать растущий там лес, забрела в колючие дебри, напомнившие мне Самурские заросли. С трудом выползла оттуда, съехавши на попе по глинистому склону.

"Наш" пляж.
 Температура воздуха была градусов 27-28 и мы решились окунуться.
Какое удовольствие! Вода была прохладной, но для ноября очень даже ничего. Я думала будет хуже, все же в отличие от прошлой поездки слегка штормило и море не прогрелась под осенним солнышком.
Вечер получился чудесным. Теплым, звездным, с легким шумом морского прибоя. Хотя сидели недолго, все же бессонная ночь сказывалась. Так что, пожарили мясо, поужинали и завалились спать. Катя, славно вздремнувшая днем, долго не могла уснуть, ей мешали всяческие звуки, включая наш сладкий храп. Но ничего, в конце - концов справилась. Утром долго подшучивала над нами, а мы вспомнили одну весеннюю поездку в Крым. Тогда мой сын орал на голосящих на рассвете птиц, которые своими трелями мешали ему спать. Он предлагал им заткнуться и посидеть в тишине. Новый день порадовал отличной погодой. Ваня с Катей отправились посмотреть храм Амбара. Пошли по берегу, так ближе и красивее.

На этих пляжах попадаются очень симпатичные камешки и, разумеется, ракушки. Мы с дочкой всегда и везде, собираем и тащим эту красоту домой. На этот раз добыча и вовсе была богатой. Катя умудрилась найти настоящую жеоду с кристаллами. Не отстала и я, набрала себе обкатанных морем камней и тоже жеоду, и кварц с вкраплением металла, который дочка обозвала зубом с кариесом. Показать ничего не могу, ребенок забрал все себе, пообещав, что разберется, что к чему и позже выдаст мою долю. Думаю, это будет нескоро, если вообще будет. Видимо, осядет в теперь уже ее личной коллекции, а не в семейной.
Руины храма на Катю не произвели большого впечатления, все же она ехала к морю, а не на экскурсию по достопримечательностям.
Тем не менее, с удовольствием полазила по камням, особо не рискуя. На второй этаж забираться не стала, в отличии от меня. Я же, в прошлую поездку, стараясь рассмотреть кладку, вскарабкалась и туда, правда, мне помогли.

А Ваню впечатлил, мангал в виде оленя.
Кстати, цены за пребывание в нем выросли, и если в 2021 году это было триста рублей в сутки, то сейчас уже пятьсот.
Пока мои гуляли, мимо лагеря туда-сюда моталась местная машинка, которую я для себя идентифицировала как кабриолет. Ну а что, раз крыша съемная, значит, кабриолет.
В общем, они резвились до тех пор, пока не зарылись в гальку до середины колес. Подошли ко мне, вежливо спросили, не могу ли я помочь. Увы, я не вожу машину. Пришлось им ждать часа полтора, пока не вернулся Ваня.  Муж не отказал горемыкам. И началось, троса у них нет, лопаты тоже. Видимо, надеялись на нас. Лопату Ваня им выдал, а трос зажал, он у него какой-то особенный, не совсем подходящий для такого вида спасательной операции.
Еще немного ожидания и трос привезли, а вот копать гальку им совершенно не хотелось.
И трос, похожий на резинку от трусов, то рвался, то соскальзывал с креплений. Закрепили его садовым секатором. Проблема была еще в том, что у потерпевшей машины  сломался передний мост, колеса просто не вращались. Плюс к тому, в попытке завести этот драндулет, молодцы разрядили аккумулятор. Пришлось съездить за ним к машине группы поддержки, стоявшей на дороге.
В общем мы тянули ее, то вперед, то назад.
А кабриолет, нещадно дымя, упирался изо всех сил. Думаю, он просто не хотел уезжать с пляжа.
В конце концов наш Барсик его победил. Дотянули бедолаг до дороги, ну а дальше, они уж сами. Все действо происходило под несмолкающие речи потерпевших, с выражением бесконечной благодарности за спасение и обещаниями вознаграждения в виде чачи и какого-то необыкновенного черного вина. Мы отказывались, ссылаясь на то, что не пьем. До самой ночи вздрагивали, слыша шум мотора, не дай бог, приедут с благодарностью. На наше счастье, не приехали.
Последний вечер в Абхазии провели у костра, мирно болтая и наслаждаясь теплой ночью и отбивными из индейки, приготовленными на мангале.
Однако гости у нас все же были. На запах съестного пришел местный котик. Очень забавного вида: морда дворового хулигана с абхазским большим носом, а бока и хвост с широкими кругами и полосками как у азиатского табби. Такой симпатяга, хотя и упитанный, но очень голодный. Накормили и шашлыком из свинины, и отбивными, заодно он доел салат из огурцов с помидорами и сыром. Даже лук пробовал, видимо, запах масла перебил луковый дух. Котик провел с нами весь вечер, громко урча и разрешая гладить животик и чесать спинку. Назвали Абхазькой. Теперь я рассказываю своему коту, что если он будет себя плохо вести, то мы съездим в Абхазию и привезём себе того морского красавца.
Закат в этот вечер был необыкновенно красив.

Утром 6 ноября мы отправились домой. Под утро пошел дождь, палатки пришлось упаковать мокрыми, сушили уже в квартире, на радость коту. Он любит исследовать запахи, которые мы привозим с собой, да и просто поиграть в "домике". На погранпереход потратили минут тридцать, хотя людей было очень много, но очередь двигалась быстрее, чем на въезде. А дальше начались мучения на серпантинах между Дагомысом и Туапсе. Это просто одна громадная пробка! В одном месте была авария, в другом на машину упало дерево. Мы даже не останавливались на обед, виной тому не только заторы, но и не прекращавшийся дождь. В Лазоревском заскочили в бывший Макдональдс, взяли бургеры и картошку. Позднее сделали еще одну остановку, приготовили кофе и бутерброды, ели в машине, это был как бы ужин. Возвращались уже без ошибок в выборе маршрута. Ехали через Шаумянский перевал, затем Майкоп, Армавир и около половины первого ночи были дома. Мне очень нравится Абхазия, и вроде бы не так далеко от нас, но уходит от 12 до 15 часов, чтобы преодолеть чуть более пятисот километров. Так что в ближайшее время мы вряд ли снова ее посетим.