вторник, 21 ноября 2023 г.

По волнам моей памяти. Часть V

Продолжение

01.08.2006
В 10-00 выехали из Моргедала.
В очередной раз увидели указатель «достопримечательность», ну и ладно, вчера нагулялись. Через километр еще один, но побольше: «Ага, наверное большая достопримечательность». Свернули в указанном направлении в городок Heddal и не пожалели.
Там расположена деревянная церковь самая большая из 28 деревянных церквей Норвегии. Очень понравилось.
Удачно въехали в Осло, Thon Hotel Oslofjord увидели с дороги. Кинули вещи в номер и гулять.
 Хотелось цивилизации. С большим удовольствием посетили музеи Викингов, Кон-Тики и Фрам. Очень удобно, что они все в одном месте. Начали осмотр с музея Викингов.

Очень красивая деревянная резьба на многих экспонатах. Сомнения в их древности закрались еще тогда. Вот один из примеров: спицы, как их вручную изготовили, непонятно. Но посмотреть все равно приятно.
Музей, посвященный путешествиям, Тура Хейердала. Это плот "Кон-Тики", экспедиции 1947 года.
Если я правильно помню, это "Ра II". В экспедиции на этой папирусной лодке принимал участие Юрий Сенкевич.
Пластмассовое чудище имитирующие истуканов острова Пасхи
В Кон-Тики искала фотографию Сенкевича, не нашла, обидно, а из музея Фрам я долго не могла вытащить ни Ваню, ни Катю.
По кораблику можно погулять, осмотреть каюты экипажа и все остальное. Из интересного, помнится, что в трюме были слышны звуки ветра и вой волков, видимо, для более полного погружения в суровые испытания путешественников. Я так понимаю, это был первый шаг к созданию интерактивных музейных технологий.

Интересные у них музеи - одного события. Сплавали на корабле на северный полюс - из корабля сделали музей.
Сам город не произвел приятного впечатления. Грязный, путаный, с кучей сложных развязок и  неинтересной архитектурой. Особенно расстроилась наша дочка.
 Она раза три переспросила, действительно ли мы смотрим на королевский дворец. Никак не могла поверить, что короли живут в таком скучном здании. (Тем не менее отлично погуляли, отдохнули от машины).

Еще обратили внимание на то, что в городе очень много негров и арабов. Странно видеть в северном городе женщин в парандже, похожих на исламских матрешек.
В Осло у нас было несколько неприятных приключений.
В центральной части города решили остановиться на многоэтажной платной парковке, полностью автоматизированной. Подъехали к шлагбауму, долго искали на паркомате щелку, куда нужно опускать денежку, не нашли, было только отверстие для кредитки. Вставили карту, аппарат зажужжал и проглотил ее затем, вернул вместе с квитанцией. Открылся шлагбаум, и мы проехали на стоянку. Оказалось, все просто, и мы счастливые пошли гулять.
Рано радовались. Покинуть парковку оказалось гораздо сложнее. Несколько раз скармливали аппарату кредитку, а он ее выплевывал назад, но шлагбаум не открывал. Мы совершенно растерялись. Ситуация усложнилась, когда за нами начала собираться очередь, ведь нас не объехать, не перепрыгнуть. Из машины вышла девушка, попыталась нам помочь, тоже вставляла карту, но ничего не происходило. В общем, она предложила нам оплатить наличкой, в автомате, который находился в 10 метрах от въезда на парковку. Т.е. если не знать, где он находится, сам не найдешь. Конечно, это сейчас я все так хорошо объясняю, было время разобраться. Тогда же мы не уверенные в том правильно ли мы понимаем, что нам говорят, решили не кидать мелочь в паркомат. Ваня как-то извернулся и пропустил чужую машину. А мы опять остались одни перед закрытым шлагбаумом. Недалеко от выезда обнаружила служебный вход, оснащенный, переговорным устройством и попросила невидимого служащего помочь нам. Вышел приятный молодой человек, тоже потыкал кредитку в аппарат, затем, разобравшись в ситуации, несколько минут втолковывал нам, что просто наша карта не принимается на этой парковке. Оплатили ему наличкой и с громадным облегчением покинули негостеприимную стоянку. Обсуждая это происшествие, прозевали съезд к отелю. А дорога с бетонной разделительной полосой. Пришлось проехать километров десять, пока появилась возможность развернуться. Съехали с «автобана» и внезапно заблудились, не можем найти отель и все тут. С трассы он был виден, а когда спустились вниз, исчез из поля зрения. После долгих блужданий и нарушений правил дорожного движения, наконец, добрались до гостиницы. Решили, что с нас хватит, и сегодня ходим только пешком. Это был последний день в Норвегии, нам нужно было избавиться от оставшихся крон, поэтому отправились в супермаркет. Набрали еды и немного погорячились, взяли больше, чем у нас было наличных крон. На кассе мы предложили оплатить покупки кредитной картой. Но ее снова не приняли. Пришлось возвратить часть продуктов, очень неловкая ситуация. Мальчик-кассир долго кривился, пока мы отбирали продукты, которые не можем оплатить. Надо сказать, что за все путешествие, только в Осло не приняли к платежу карту Маэстро, ни в одном другом месте проблем с кредиткой не возникало.
За день проехали 249 км.
02.08.2006
8-45 Выезд из Осло. Сегодня мы уезжаем из Норвегии. Немного грустно, поездка подходит к концу. Но нам уже понятно, что мы обязательно сюда вернемся, ведь посмотреть удалось далеко не все.
Норвежско-Шведская граница по тр.Е 18 выглядит солидно: развешены флаги, стоит щит с нарисованным Шведским львом и даже здание таможни есть.
По Норвегии проехали 2809 км.
Ночевка запланирована в городке Vasteras.Отель Skandic. На этот раз он не был виден с дороги, поэтому традиционно проскочили поворот (Скоростная трасса, нужно успеть рассмотреть указатель, потом проверить по схеме, причем я с ходу запоминаю только 3 первые буквы совершенно не произносимого названия и сказать Ване, куда нужно повернуть). Дорога, конечно, с бетонной разделительной полосой, и развернуться мы смогли только через 20 км. Отель находился в совершенно отстойном месте, кругом какие-то ангары, склады. Зачем его выстроили в таком районе непонятно, вот и стоит он бедолага полупустой. (Даже фото не сделали)
Мы приехали туда, довольно рано, решили прогуляться и подкупить продуктов. Катя осталась в номере смотреть мультики (совсем осмелела на чужбине). Вышли из отеля огляделись кругом, магазинов не видно, впрочем, как и людей. Тут, откуда ни возьмись шведский почтальон. Очень мило с ним пообщалась, вообще я заметила, что неплохо понимаю английскую речь, когда говорю не с норвежцами. Он нам сказал, что поблизости нет ни одного продуктового магазина. Печально. Побродили по окрестностям ничего интересного не нашли. Пришлось вернуться в номер и заняться просмотром видео и фотоматериалов.
За день проехали 449 км
03.08.2006
9-20 Едем в Стокгольм. Как всегда без карты города. Но в Швеции с указателями не плохо, двигались по стрелкам - «на паром».
Стокгольм покорил совершенно. Восхитительный город! Как жаль, что у нас нет времени, на его осмотр.
Добрались до причала, Viking line, который находится в самом центре Стокгольма, но нам нужен Siljа line. На причале, у служащих спросила дорогу. Они были очень любезны, все подробно объяснили. Практически не блуждая, мы добрались до причала Siljа line. Убедились, что попали куда нужно: именно отсюда отплывает паром Стокгольм-Турку. Рядом с причалом оказался вездесущий Scandic. В нем мы обнаружили симпатичную сувенирную лавку. Там и купили карту города, книгу о Стокгольме на русском и еще много всякой ерунды. Забавно, хозяева магазина русские, брат и сестра из Алма-Аты. Живут в Швеции уже 8 лет.
Итак, у нас четыре часа на осмотр столицы. С трудом, ориентируясь по карте (очень уж длинные названия улиц, трудно прочесть не то, что запомнить) выехали к центру города, отыскали банкомат, и отправились искать еду. Наши поиски окончились в Мс Donals, мы не поклонники "фаст-фуда", но ничего более подходящего не обнаружили.
Стокгольм очень красив, мы просто бродили по улицам и смотрели во все глаза. Сами того, не ожидая, вышли к королевскому дворцу.
Нам даже удалось посмотреть смену караула. Необычно все так, разводящий обладал зычным голосом и прыщавым лицом, караульные мужчины и женщины, некоторые в очках и с очень солидными попами. О той выправке, к которой мы привыкли, наблюдая за сменой караула на Красной площади нет и речи. Мы решили, что это Шведская демократия: кто хочет стоять в карауле тот и стоит, не смотря на внешний вид.
Как ни странно, мы умудрились посмотреть много исторических мест города: ратушу, парламент, площадь Сергельс-Торь, церковь Риддархольмен.
Вот и появилась еще одна мечта, пожить хотя бы неделю в Стокгольме и посмотреть его более основательно.
Время пролетело незаметно, пора на паром.
Siljа line оказался 9 этажной громадиной.
Во время погрузки услышали русскую речь, на радостях поздоровались, но на нас косо посмотрели, как потом оказалось, на пароме было половина наших соотечественников. Да, совсем одичали в Норвежских фьордах.
Мы слышали много лестных отзывов об этом пароме и действительность не обманула, хотя и не вызвала особого восторга. Каюта небольшая, но комфортная, с душем, но без окон. Теперь я знаю, как выглядит кромешная темнота. Очень понравилась детская комната, оформленная как корабль. Ребенок так и ринулся в неё, одна досада она закрылась в 10 часов вечера. Наша девочка, совсем осмелевшая, тихонько сидела в кресле и ждала неизвестно где шатавшихся родителей. Магазины абсолютно не впечатлили, так что пришлось спускать оставшиеся кроны на шоколад и еду. Неприятное впечатление произвели финны и шведы со скандалами и давкой скупавшие спиртное, а наши девочки – подростки, буквально поставившие на уши парфюмерный магазин, и подавно.
Вдоволь нагулявшись, легли спать, но, как ни странно, я не могла уснуть, то ли выпитое за день кофе (В Швеции его продают громадными кружками, по объему похожими на пивные), то ли движение парома. Заснула я только, часам к пяти утра, когда причалили к островам Mariehamn. А Ваня как раз проснулся, его разбудили съезжавшие, со страшным грохотом машины, я же не слышала ничего.
За день проехали (на машине) 179 км.
04.08.2006
В 8-00 прибыли в Турку. Очень рассмешила процедура выезда с парома. Мы думали, будет таможня с проверкой паспортов, но нет. Бравые финские полицейские предлагали всем водителям автомобилей подышать в трубочку для определения степени их опьянения.
На этот день у нас было запланировано последнее развлечение - парк Муми-троллей. Милая сердцу Финляндия! Здесь уже все кажется родным.
Городок Наантали расположен на берегу красивейшего озера. На деревянном причале великое множество кафе. Зашли в одно, заказали себе роскошный завтрак, (Финны умеют кормить туристов), девушка официантка при этом долго растолковывала нам, что дешевле будет взять комплексный, а если хочется еще что-нибудь, докупить отдельно.
Наконец, по длинному-длинному мосту идем на сказочный остров. В Финляндии видимо был, один известный детский писатель – Туве Янсон и по ее произведениям сделали парк развлечений. Хотя надо сказать, что перед поездкой, я и Катя честно пытались прочесть эту книгу, но не смогли, скука смертная.
Парк был еще закрыт. Решили оглядеться. По узенькой тропинке вышли к озеру. Тишайшая голубая вода, с отраженными в ней облаками. Чудо! Небольшой песчаный пляж, наверное, предназначен для отдыха родителей пока, их отпрыски резвятся в парке. В гости к Муми-троллям можно совершенно спокойно отпускать детей одних. Билеты в парк продаются на два дня, гуляй, не хочу. Жаль, что у нас не было этих двух дней.
В Муми-Доле все как в настоящем городе. Есть пожарная часть, почта, полицейский участок, с камерой для преступников, театр, кафе, где можно по-настоящему покушать, и конечно дома, где живут Муми-тролли. Ваня в начале был разочарован, он ожидал чего-то типа Диснейленда, а здесь все деревянное, никаких каруселей и аттракционов. Нас же с Катей этот парк совершенно покорил. Везде можно лазить, почти все брать руками. (Пока мы отдыхали, Катюша пробралась в Муми-дом, и с важным видом печатала на доисторической печатной машинке). В домиках все «взаправду», включая свадебные фотографии Муми-папы и Муми-мамы на стенах. А еще там есть довольно большой деревянный корабль, на который можно взобраться, покрутить штурвал, затем спуститься в трюм, полазить по канатам.
 Здесь же всех желающих учат вязать морские узлы. Одним из лучших аттракционов оказался стол с бортиками и налитой в него водой. Там можно пускать деревянные кораблики, сделанные из маленьких брусочков. Катя вымокла по уши, с трудом увели оттуда. В общем, всего и не опишешь, и крохотный мышиный городок, и деревянный лабиринт из которого нас вывела дочка, сами выйти не смогли, и ледяная пещера, и деревья с дуплами, в которые можно заглянуть и кого-нибудь увидеть и Хатифнатты на лодочках и висячие мосты, и мельничные колеса.

Часам к 11 в Муми-Доле начинается представление: появляются обитатели городка и играют с детьми. Т.е. с Муми-троллями можно провести весь день: делать с ними зарядку, рисовать, сидеть на крылечке с Муми-мамой и Муми-папой, ловить преступников, посмотреть представление в театре Эммы.
После обеда, совершенно уставшие уехали со сказочного острова.
Дорога до границы показалась тяжелой и какой-то сонной. Пришлось даже остановиться ненадолго, чтобы вздремнуть. Сморило всех.
В 21-50 после часовой очереди на таможне, оказались на родине. Замечаешь это сразу же, по кучам мусора на обочинах, и отвратительному с ямами и колдобинами асфальту. Ночевка снова в мотеле Огоньки. Ну почему не выстроить такие вдоль дорог, я не думаю, что они будут пустовать. Речь идет не только о туристах, но и те же дальнобойщики испытывают желание помыться и переночевать в человеческих условиях. (За прошедшие годы у нас многое поменялось: улучшились дороги, появились придорожные мотели, обочины стали чище и ухоженнее).
За день проехали 457 км . 4705 км по Финляндии, Швеции и Норвегии.
05.08.2006
11-15 Выезд из Огоньков. Случайно заехали в Выборг. Жалкое зрелище.
Обед в пос. Курское, после Валдая. Очень неплохой ресторанчик, там же есть и гостиница, хорошая парковка.
Погода испортилась, пошел мелкий противный дождь, который на подъезде к Москве превратился в сильнейшую грозу. Асфальт был покрыт ровным слоем воды, кругом сверкали молнии, гром грохотал просто оглушительно. Скорость движения сильно снизилась. Въехали на МКАД только в начале одиннадцатого.
За день проехали 867 км.
06.08.2006
9-50. Выезд из Выхино. Нам нужно было заехать к моей однокласснице в пос. Селятино. Пока заехали, пока поболтали, пока пообедали, в общем, смогли выбраться из гостей только к четырем часам. Пришлось нагонять время. С ночевкой тянули, сколько могли. Воронеж проезжали уже в полной темноте.
Самое сильное впечатление дня: древний русский город Елец. Автомобильная пробка. Мы стоим на раскачивающемся, от проходящих на встречу "фур", мосту. Того и гляди, рухнешь в реку вместе с ним. (Сейчас трасса Дон идет в обход этого древнего города, стало проще)
Остановились в пос. Рогачевка.
За день проехали 625 км.
07.08.2006.
9-15. Выезд из Рогачевки. Теперь уже совершенно скучная дорога домой, по вечно строящейся трассе Дон, хотя она несравненно лучше дороги соединяющей обе наши столицы.
Въезд в ростовскую область ознаменовался не только повышением температуры воздуха до 35 градусов, но и штрафами. Надо же, безнаказанно проехать 8,5 тыс.км, а тут за каких-то 150 - четыре раза. Конечно, мы устали, (почти три недели в пути, жара жуткая, в машине все раскалилось, нам даже показалась, что сломался кондиционер, а он бедолага просто не справлялся) потому могли себе позволить и превысить слегка скорость и пересечь двойную сплошную. Не даром славятся гаишники юга России. Хуже них только Адыгейские.
20-36. ДОМА!!!
На спидометре 36801 всего пройдено 9447 км.