суббота, 30 августа 2014 г.

Ингушетия.Продолжение

"И башни замков на скалах
Смотрели грозно сквозь туманы —
У врат Кавказа на часах
Сторожевые великаны!"
М.Ю. Лермонтов. Демон.


           Как и обещала, пишу продолжение, абсолютно не претендуя на  научный труд.  История башен начинается где-то с V века нашей эры. И в течение последующих 10 веков строились в основном жилые и полубоевые башни. Строили из неотесанных камней на известковом растворе. Высота была 2-3 этажа, а площадь основания больше чем у боевых башен.
На первом этаже был хлев, на втором очаг и спальни, а на третьем, "гостевые покои".  Посредине башни воздвигался каменный столб с выступами для межэтажных перекрытий.

Полубоевые башни, имели бойницы и каменные балкончики - машикули, служившие для военных целей. 
Википедия: " Машикули́ (фр. machicoulis, от средневекового фр. mache-col, «бить в голову») — навесные бойницы, расположенные в верхней части крепостных стен  и башен предназначенные главным образом для вертикального обстрела, штурмующего стены противника, забрасывания его камнями и т. п."



С XV-XVI веков, ингуши начинают сооружать боевые башни. Они достигают в в высоту 30-34 метров, и имеют 5-6 этажей. У них  коническая форма. Крыши встречаются плоские и пирамидальные.


Боевая башня имеет один вход, ведущий сразу на второй этаж, забираться туда полагалось по приставной лестнице. На первом этаже хранились запасы пищи и воды, а также содержались пленники. На следующем этаже воины, затем семьи, и последние этажи предназначались для стрелков и наблюдателей. Для придания башням устойчивости, второй этаж завершался каменным арочным сводом, соединяющим все четыре стены. В одном углу  свода - лаз через который можно попасть на следующие этажи. В углах башни выступающие камни похожие на ступени.

Башенные комплексы строили на вершинах скал и для обеспечения безопасности, и для охраны своих земельных участков. Земли пригодной для сельского хозяйства в горах всегда было мало. Существовала даже поговорка: "Земля стоит животного, которое может на ней уместиться".
Читать полностью:http://yablor.ru/blogs/ingushskie-rodovie-bashni/680914

 В VI- VII веках по территории Северного Кавказа, в том числе и по землям ингушей, пролегал один из маршрутов Великого  шелкового пути. Населенные пункты расположенные вдоль следования караванов, облагали купцов данью, за право проезда по их территории. Кроме того, взаимная торговля способствовала развитию этого региона в Средние века.
Еще немного исторических сведений о башнях и их строителях. Искусство ингушских мастеров тех времен достигло высочайшего уровня (это заметно до сих пор). И строили они и в Грузии, и в Осетии, и в Чечне. В основном боевые башни и крепости. 
Башни эти родовые, т.е. каждая башня построена представителями одного рода. Место для строительства выбиралось очень тщательно. Снимался слой земли до каменной плиты, затем поливали на ночь молоком. Если жидкость не впиталась, значит почва для фундамента достаточно крепкая. По поверьям башня должна быть выстроена за год. Это свидетельствует о силе и могущественности рода.  Мастеров должны были хорошо кормить, чтобы они не ослабели от работы, и не произошел несчастный случай. Иначе позор упадет на представителей этого рода.
В старину, когда выдавали девушку замуж, то ее родители спрашивали, имеет ли жених башню и родовой склеп. Даже сейчас у каждого ингушского рода есть фамильное кладбище.



Конечно, с приходом мусульманства, традиции изменились.
Теперь о святилище Тхаба-Ерды.

 Возведено приблизительно в  VIII- IX веках. Предполагают что  посвящено оно языческим богам.

 Позднее, с приходом христианства, было переделано в храм. 
Святилище неоднократно перестраивалось, и многие фрагменты каменной резьбы стоят не на своем месте. Но рельефы и резные детали впечатляют.









Внутри святилище небольшое: длинна 17м  ширина 7,5м. Высокие арки делят внутреннее пространство на несколько частей. Внутрь мы не попали, было закрыто, но заглянуть удалось.

Если присмотреться, то видно, что на полу находится каменные чаша и крест.

Рядом со святилищем находился "Мехк - кхел"- суд страны. При нем постоянно проживали избранные народом умудренные опытом старики. Их содержал народ. А делалось это так: каждый жених после свадьбы обязан был обеспечить содержание стариков на три дня. Кроме того, близ храма, на земле были начертаны два круга - один в другом. Молодожены должны были в присутствии судей станцевать в той полоске, что находилась между двумя кругами. Если кто-то из танцующих хотя бы слегка задел линию одного из кругов, значит нарушил установленные правила. И жениху приходилось по прошествии года вновь давать содержание старикам на три дня и вновь станцевать с женой в промежутке между кругами. Такое могло продолжаться ежегодно, пока пара не станцует безупречно. 
Вообще, Ингушетия меня удивила :
  • такое количество архитектурных памятников, на Кавказе можно встретить пожалуй только в Грузии;
  • отношение жителей к своим реликвиям. Башни не разобраны на камень, не исписаны. Более того, восстанавливаются;
  • отсутствие мусора. Большое количество мусорных ящиков вдоль дороги, их не надо искать;
  • таблички- указатели. Ни одни плохонькие  развалины  не остались без информационного щита. Информации правда там не много, но думаю со временем это исправят;
  • полное отсутствие базарной торговли сувенирами, шалями и шашлыками, к сожалению это наверняка появится,  с приходом массового туризма в республику.


В завершении хочу сказать, что самостоятельное путешествие подразумевает не только удовольствие от самой поездки, но и от подготовки к ней. А  по возвращении домой,  история получает продолжение. Хочется узнать поподробнее о том что я видела своими глазами.
Больше подробностей можно узнать тут:
Хасан Сампиев, "Страна башен"
Джейрахско-Ассинский государственный заповедник















 жилые и поуЧитать полностью:http://yablor.ru/blogs/ingushskie-rodovie-bashni/680914



Комментариев нет:

Отправить комментарий