понедельник, 18 августа 2014 г.

Приэльбрусье. Шадхурей и Актопрак.

Так вот, продолжаю, спустились мы с плато Канжал, в Каменномостское, спросили у селян дорогу к озерам Шадхурей. И отправились на поиски "Земли Санникова".

Смотрела в детстве такой фильм. Играл там, нежно мной любимый, актер Олег Иванович Даль.

В далеком 1972 году, одну из сцен фильма снимали, на озере Шадхурей. Это жертвоприношение белого оленя. Качество снимка, к сожалению, оставляет желать лучшего.

А вот таким его увидели мы.

Как добраться: в Каменномстском, переехать через мостик и повернуть налево (координаты мостика  N 43.43.665.  E 43.04.103.). На втором перекрестке повернуть налево и через небольшой брод, ехать по грунтовой дороге до ореховой рощи. Перед ней поворот налево, на 1-е озеро, где снимали фильм. Координаты N43.42.563 Е 43.04.586. После рощи поворот на 2-е верхнее озеро.
Немного информации.Озера имеют карстовое происхождение. Шадхурей - в переводе "круглый омут" или "стоячая вода". Они мало изучены, из-за водоворотов и подводных течений. Местные утверждают, что озера сообщаются друг с другом. В них не впадают ни реки, ни ручьи, из них не вытекает вода. Однако уровень воды постоянен круглый год.
Следующим в списке достопримечательностей был перевал Актопрак. Мы выехали из Каменномостской и по М 29, на Баксан, добрались до поселка Чегем. Затем Лечинкай, поселок Нижний Чегем, и наконец, Чегемская теснина. О водопадах писать не буду. Жуткое место. Местная торговля всякой дребеденью, занимает и без того узкую проезжую часть. Дым от готовящихся шашлыков висит в воздухе. Не то что, фотографировать, там дышать невозможно. Проскочили так быстро, как смогли. Через несколько километров после больших Чегемских водопадов, асфальт заканчивается. На развилке нужно взять вправо. Координаты поворота. N43.22.199. Е 43.13.456.
Через несколько сот метров справа от дороги видны глиняные останцы Актопрак .

Наиболее полную информацию об Актропрак я нашла здесь.http://viktorkotl.livejournal.com/
До перевала в этот день мы не доехали, свернули на боковую дорожку и нашли чудное место для ночевки.
 Жаль, облачность была низкой. Большая часть скал, и горных хребтов была не видна. Утром продолжили путь по ущелью. Тучи, за ночь, увы, не исчезли. Поэтому большую часть красот, мы не увидели.

Ущелье заканчивается поселком Былым. Выбрались на асфальт, в Баксанском ущелье. Напоследок решили заглянуть на рукотворные озера. Почти напротив поселка Былым, находится ущелье Гиджит. Когда-то там был Тырнаузский вольфрамо-молибденовый комбинат, который для своих нужд, перекрыл реку Гиждит дамбой. Теперь там два озера. Координаты смотровой площадки N 43.27.951 Е 42.58.950
Мы немного побродили по окрестностям. Я, конечно, ни разу не геолог, но парочку камней оттуда прихватила. Такие же, только меньше.

Облепихи там невиданное количество.

Много информации и большинство координат я нашла на форуме внедорожного клуба "Куролесы", за что им громадное спасибо.