воскресенье, 4 сентября 2016 г.

Хождение за два моря. Терский берег.

Если выбирать, какие места из увиденных понравились нам больше всего, то это, конечно, Терский берег Белого моря.

После ночевки в Рабочеостровске, мы снова выехали на трассу "Кола". Я уже писала, что дорога эта проходит по территории Карелии и Мурманской области и поражает не только красивыми пейзажами, но и качеством дорожного покрытия.
Машина по ней идет плавно, как бы скользит по асфальту. На такой дороге и вправду вышивать можно. А уж вязать и подавно. К сожалению, в этой поездке у нас, как никогда раньше, происходило много мелких, но довольно неприятных поломок. Вот и  видеорегистратор, на пятый день путешествия, подумал и совершенно мерзким голосом сообщил: "Сбой конфигурации". И все, большую часть поездки я его заменяла, снимая видео. Так что вязала крайне мало.
Терским берегом Белого моря обычно называют юго-восточную часть Кольского полуострова, включая Кандалакшкий берег и большая его часть расположена за полярным кругом. Мы уже пересекали эту магическую линию не один раз, тем не менее не удержались, отметились возле  симпатичной стелы, возведенной Росавтодором.  Вот интересно, эта организация пишет свое название на указателях, километровых столбиках и везде где может. А если ее переименуют, как у нас часто бывает, сколько денег нужно будет потратить на замену, надеюсь, все же поменьше чем при переименовании милиции в полицию.

В Кандалакше задерживаться не стали, заправка, супермаркет и отправились дальше. В нескольких километрах от города есть обзорная точка, с которой открывается очаровательный вид на залив.
Обедали на берегу, среди сосен, пытаясь найти тень и спрятаться от жаркого северного солнышка.
Купленные в Кандалакше антрекотики замариновали, на ужин будет шашлык.

После обеда в весьма благодушном настроении мы отправились смотреть "Черный падун". N67°05'01.02"E33°00'36.36"
Водопады в этих местах потешно называют "падун".
 Дело было примерно так, проехав через поселок Колвица,  по мосту перебрались на правый берег реки Колвица, берущей свое начало в озере Колвица и впадающей в залив Колвица. Круто! От автомобильной стоянки чуть более километра пешком. Тропа местными экологами маркирована, построен мостик и лесенки.
Сложности не представляет. Нам не немного не повезло, прошел дождь, и все было мокрым и очень скользким.
По нашей с Ваней классификации, конечно, это -  не водопад, а скорее порог, но такой красивый.
 Река в этом месте делает крутой поворот. Как бы текла себе прямо, потом хлоп и резко повернула налево, как мне показалось, почти под прямым углом.

Лирическое отступление:
- Вот люблю я многофункциональные вещи. Казалось бы, простая бандана, а сколько у нее обязанностей. Прежде всего украшает мою не совсем чистую голову, защищает днем от солнца, вечером от холода и комаров. А еще служит полотенцем, на двоих, когда нам приспичит купаться в каком-нибудь удаленном от машины местечке.

Денек выдался жаркий, к водопаду шли быстро, а еще и карабкались по лесенке, спускались по мокрому обрыву, стараясь не наступать на скользкий мох. После всего этого очень захотелось освежиться. Не стали отказывать себе в удовольствии.
 Течение сильное, на пороге бурное, как в горных реках. Да и падун этот находится почти на полярном круге. Вот я и решила что вода должна быть такой же холодной, как на Кавказе. А она оказалась неожиданно теплой и удивительно приятной.
Отлично прогулялись! Едем дальше.
Дальше поселок Умба. При составлении маршрута мы заранее планируем места, которые хочет посмотреть Ваня и которые интересны мне. Ну как бы делим, мне петроглифы, ему декорации к фильму "Остров". А раньше еще добавляли что-нибудь для ребенка: аквапарк там или зоопарк. Эта поездка не стала исключением, только мужу повезло больше чем мне. Хотела я посмотреть каменный лабиринт, да не абы какой (совершенно доступный в Кандалакше), а подавай мне дикий, на мысе Умба, куда добраться можно только на лодочке. Заехали в одноименный поселок, покружились, спросить особо не у кого. И попался нам на глаза сувенирный магазин "Аметистовый берег". Надо сказать, места хоть и туристические, но сувенирных рядов, как в Суздале, в Мурманской области нет.  Так вот, этот магазин я сильно рекомендую. Он сочетает в себе небольшой музейчик и собственно магазин, где большая часть сувениров некитайского происхождения. Брелоки из оленьего рога с гравировкой, глиняная посуда, расписные тарелки, очень симпатичные картины художницы Ирины Ситдниковой, минералы, собранные в этих местах.

Мы, конечно, кое-что купили, кое-что решили сделать сами вдохновившись графикой и поделками из деревянного топляка. Не могу не похвастаться, у нас теперь есть вот такая замечательная Беломорская рогулька.
Более грамотное название - глендонит, это разновидность кальцита. Такие эффектные камешки встречаются во многих регионах планеты, а особенно часто по берегам полярных морей. Теперь она живет у нас на полке по соседству с другими камнями, которые мы привозим из своих путешествий.
Немного поболтав с хозяином магазина, и еще раз утвердившись во мнении, что наши соотечественники, проживающие в северных краях весьма непредприимчивы. А на наш вопрос: "Где можно нанять лодочку, для поездки на мыс Умба?" Он ответил, что нужно поискать Рашида, мол он возит туристов на прогулки. Не  Иван или Сергей, а именно Рашид. И он только один, еще покружившись по поселку мы так и не смогли найти ни Рашида, ни кого бы то ни было еще, кто может отвезти нас к лабиринту. Так что несолоно хлебавши, отправились исполнять Ванину мечту. Называется это место "Тоня́ Тетрина". Именно так с ударением на последний слог. В поморской истории очень часто начало деревням и поселкам давала крохотная тоня́ - постоянный или сезонный рыбацкий хутор. Добраться до него несложно, но только в отлив, часть дороги лучше проехать по песчаному пляжу (литорали). Если не успел проехать по низкой воде, то нужно ждать, или попытать счастья на грунтовой дороге с глубочайшими лужами, рискуя посадить там машину.
Хозяин этого хутора Александр Борисович Комаров. Много лет назад этот человек начал собирать все что связано с бытом и промыслами поморов. В результате получился этнографический музей, в котором можно пожить, окунувшись в атмосферу 20-30 годов прошлого века, включая ловлю рыбы сетями. Попробовать традиционные для этих мест блюда, попарится в баньке, и даже принять ванну с морской водой и ламинарией. Сейчас это несколько домиков, в которых останавливаются рыбаки и туристы. Попасть туда непросто, в сезон все расписано на месяцы вперед. Это сетницы -сараи для хранения сетей и рыбацкого снаряжения. Один из них жилой.
 На стенах висит собранная Александром Борисовичем поморская утварь.
На территории тони собраны и музейные экспонаты и вполне себе часто используемые в рыбацком хозяйстве вещи. Старинные карбасы вполне мирно уживаются с современными лодками с мотором, сохнут на ветерке рыбацкие сети.
По поморским обычаям, старые лодки доживают свой век на берегу.
Мы добрались до хутора вечером, побродили немного поснимали. Экскурсии, которые проводит хозяин тони, бывают утром, говорят он очень интересно рассказывает о поморах их обычаях и жизненном укладе.
 Симпатичные олени, стела с прибитыми к ней дощечками, на которых написаны, названия городов или джиперских клубов. Многие из тех кто отдыхает здесь, оставляют такую память о себе.
А это вежа - зимнее жилище лопарей, так на Руси называли саамов (коренной народ северной Европы). То ли землянка, то ли чум, крытый дерном.
Мы не останавливались на хуторе, а проехали пару километров и нашли чудесную стоянку на самом берегу Белого моря. Место замечательное и чем-то напомнило нам Утриш. Хотя кругом сосны, мох, заросли черники. Наверное, уединение, тишина и море, пусть Белое, а не Черное.

Лирическое отступление второе:
-Какие все же женщины самоотверженные существа. Случись что и готовы отдать самое дорогое. Сломалась металлическая дуга от палатки. Она, конечно, старенькая и дуги уже приходилось ремонтировать, но дома, где у мужа для этого есть достаточное количество инструмента. А здесь, ну откусил он Leatherman кусочек обломившейся дуги. А дальше что? Напильника-то нет, чтобы сточить острый край. Сделать это необходимо, иначе порвем ткань на палатке. Пришлось жертвовать свою любимую пилочку для ногтей. Вид у мужа был совершенно уморительный. Сидит он на стульчике и маленькой маникюрной пилочкой полирует обломленный краешек металлической дуги. Минут пятнадцать трудился, но справился!
На Терском берегу мы пробыли двое суток и обе ночи провели в этом замечательном месте. Единственное о чем жалею, что не смогла поплавать в море.Погода была пасмурной, моросил дождик и купаться совсем не хотелось. Так что Белое море не сдается, в прошлом году не удалось занырнуть и в этом тоже. Придется ехать еще раз!
От Умбы до Варзуги, следующей точке нашего маршрута 136 км, из них километров семьдесят асфальт, а потом только грейдер подсыпанный красноватым песчаником. Довольно сносного качества, и не очень пыльный, видимо из-за частых дождей. Разумеется мы время от времени сворачивали к интересным и красивым местам. Часовня Безымянного инока.
 Интересна легенда о возникновении этого святого, покровителя и хранителя поморских рыбаков. Говорят, что однажды одному благочестивому рыбаку приснился монах, который рассказал что он погиб в море и просил захоронить его по православному обряду, даже указал место где его искать. Рыбак отправился туда и обнаружил утопленника в одежде монаха, крепко державшегося за доску.  Тело не было повреждено ни гниением, ни рыбами. Ну а раз нетленный, значит, святой. Тело осмотрели соловецкие монахи, но опознать не смогли. Инока захоронили и поставили часовню. С тех пор уже почти три века напротив этого места хорошо ловится рыба, да и часовня, возводимая здесь на протяжении всех этих лет, наверняка, служит хорошим ориентиром для моряков, и спасает их жизни.
 Еще одно интересное место, к которому мы свернули-аметистовый берег. Когда-то здесь добывали аметисты, осталась заброшенная шахта.
На Кольском много вот таких каменных рек, как они образовались я так и не смогла понять. Вероятно, камни нес с собой ледник во время одного из ледниковых периодов.
До шахты мы не добрались вот по этой самой причине. ГРИБЫ!
И я собирала их из машины. Когда-то читала о таком, сильно удивлялась, а вот теперь попробовала сама. Это так здорово! Едешь себе потихоньку, увидишь грибок, прыг и он у тебя в ведерке. В тундре издалека видны их яркие шляпки.
Но не только грибы меня впечатлили, место и вправду очень красивое. Жаль голубого неба не случилось.
Это шведский дерен, ягода, считающаяся несъедобной. На самом деле есть можно, но она абсолютно безвкусна. Ее столько, что тундра кажется алой.

Во время отлива вода отступает довольно далеко.
 Мыс корабль. Координаты не даю, те что были у меня не совсем верные, а я была занята собирательством и ни широта, ни долгота меня в тот момент не интересовала.
 Пока я собирала и готовила грибы, Ваня нашел, вот такие красивые камни, пусть они и будут аметистами.

Скала Чаячья.

После аметистового берега, мы наконец добрались до Варзуги. Это старинное поморское село, упоминается в летописях с 1466 года. В те далекие времена входила в состав Новгородской республики и была столицей волости Тре, так называли Кольский полуостров. Село расположилось на обоих берегах реки Варзуги.
В центре села расположен Успенский погост, включающий в себя две церкви и колокольню. Маленькая прямоугольная - Афанасия великого 1854 года постройки. Колокольня новенькая, 2001 года
 И шатровая церковь Успения Пресвятой богородицы 1674 года.
На правом берегу Варзуги есть еще два храма, они еще не реставрированы, но  деревянные маковки для них уже готовы.
 Шикарный силовой бампер. Это так по северному, аскетично и брутально!
Длинный полярный день еще не закончился и мы отправились в Кузомень. Тоже старинное село, расположенное на берегу Варзуги, но уже при впадении ее в Белое море.
Дорога к нему одновременно живописна и ужасна. Дело в том что это не что иное, как самая что ни на есть пустыня.
 Как говорят экологи: антропогенная пустошь. Образовавшаяся в результате вырубки леса.
 Ну еще лесные пожары, и выпас скота. Его количество  не смогла выдержать скудная растительность.
Так что теперь это Кузоменьские пески. Самая северная песчаная пустыня в мире.

А в селе нас подстерегали две совершенно очаровательные встречи. Первая.
 Стоило мне выйти из машины с фотоаппаратом, как тут же ко мне подскочила черная собачка и начала ластиться. Она совсем молодая, но довольно крупная. Шубка мягкая, шелковистая. Почти сразу же прибежала и вторая, уже постарше.
 Ну да, вдруг чем угощать будут. Черненькая совсем осмелела и была готова запрыгнуть в машину. Жаль, но у нас совершенно не было никаких собачьих вкусняшек.
Немного побродив по деревне, вышли к реке. Погуляли. Полюбовались на северных котиков.
 Совсем было собрались выезжать из села, но тут состоялась вторая встреча.
Такая симпатичная лошадка. Сначала подошла одна, угостили хлебом.
Потом подтянулись еще. Это я убеждаю лошадку, что сначала едят дети, а уж потом наглые взрослые.
В результате скормили им булку хлеба. А когда он закончился, лошадки прижали меня к дверце машины, ели уговорила меня отпустить. Пока не обнюхали карманы и не убедились, что в них пусто.
Уже дома, узнала, что лошадки эти дикие. История их появления туманна и загадочна, кто говорит, что их завезли из Якутии для колхоза, якобы пасти на них оленей. Ну это совсем смешно, олени ездовые животные, да и легче лошади и корма им нужно меньше.  Когда они появились в этих местах, тоже никто не знает, кто говорит пятьдесят лет назад, а кто утверждает что в восьмидесятых годах прошлого века. А еще интереснее, пару лет назад приезжали какие-то ученые, провели экспертизу и теперь утверждают, что это совершенно новая порода и они не были одомашнены.  Молва также утверждает, что живут они в тайге и в тундре там же и зимуют. В сезон попрошайничают, работают фотомоделями.
Такие вот северные мустанги!

1. Эх, северная природа! Пустыня даже есть и дикие лошади. У меня два вопроса:
    1. Там реально на пузотере проехать или надо обязательно на полном приводе?
    2. Татьяна Панченко, выигравшая в ТурДоме несколько дней назад сурпрыз не хочет его забирать? :))

1. Оксана, извини, как-то я пропустила пост о выигрыше. Исправлюсь.
      До Варзуги проблем не будет, дороги вполне себе ничего. А вот Кузомень, смотреть надо, теоретически возможно если с собой взять лопату, плоские камни, доски там есть. Шанс застрять довольно велик. Можно доехать до песков и гулять там пешком. Нам показалось до деревни недалеко, но мы еще кружили по барханам и сколько будет в километрах не знаю.

2. Таня,

Ой...я даже растерялась и не могу сказать, что мне больше всего в твоём сегодяншнем рассказе понравилось: пейзажи, грибы, деревянные домики и купола или животинки?
    Всё! Всё очень понравилось :)

1. Таня, спасибо!
      Мне так сильно там понравилось. Хотелось бы туда ездить почаще, ну как на дачу. :))
      Увы, почти три тысячи километров, очень далеко.

3. Отличный пост, Таня)
    В который раз снимаю шляпу.
    Красоту Русского Севера, не перешибить никакими Испаниями и Италиями.