понедельник, 26 сентября 2016 г.

Хождение за два моря. Териберка.

Наконец, последняя часть повествования, о нашем хождении за два моря. После полуострова Рыбачий и короткого посещения Мурманска мы отправились в поселок Териберка. Не рассчитывая, впрочем, на какие-то особые чудеса. Но как приятно иногда получать больше чем ожидаешь!

От Мурманска до Териберки немного больше ста километров, по трассе, которая красиво  называется "Серебрянкой". Из них хорошо укатанной грунтовки километров сорок, остальное вполне себе неплохой асфальт.
Тундра совершенно восхитительна. Так и хочется сказать : "Под голубыми небесами, великолепными коврами... мох лежит". Одолев, небольшой подъем, очутились на обзорной точке, украшенной всевозможными пирамидками.
Их там огромное количество.
Дорога продолжала радовать не только пейзажами, но и инсталляциями.
 Я так понимаю, что образ собирательный и собран он туристами со всей нашей громадной Родины.
Озеро на берегу которого, стоит это "чудо", также рукотворное. На реке Териберка  построены две ГЭС, со своими плотинами. Поэтому, изредка просматривается сухое каменное русло, гладко отполированное текущей здесь когда-то водой.
Проехав немного дальше, я заметила причудливо расположенные камни. Как будто с ними игрались великаны, перекладывая с места на место и складывая в одном, только им понятном порядке. На меня прошу не обращать внимания я снова от восторга размахиваю руками как стрелочник (Пора менять цвет куртки на более скромный).
Не знаю настоящие ли это сейды или нет, мне хочется думать что я не ошиблась.
Сейдами называют скалы, поставленные в неустойчивое положение или большие валуны на маленьких ножках - подставках. Иногда сверху кладутся несколько камней поменьше, сложенных пирамидкой. Они считаются мегалитическими сооружениями и совершенно не изучены. Встречаются там, где издавна проживали саамы. У этих культовых камней делались жертвоприношения духам, прося у них удачи, успешной охоты или рыбалки.
На фото плохо видно, но под всеми этими камнями есть просвет, т.е. они стоят на ножках. Но я все же хочу съездить на гору Воттоваара и посмотреть тамошние "настоящие" сейды и каменную лестницу. Манит меня неизведанное.
Ну и о самой Териберке. Первое упоминание о ней относят к XVI веку. Появилось здесь становище -  сезонное поселение  русских рыбопромышленников. В общем, история давняя. Своего расцвета село достигло в послевоенные годы. Были здесь и рыболовецкие колхозы и коров держали и оленей и птицеферму. В те годы вообще много внимания уделялась развитию и изучению севера.
Сейчас я выскажу мнение, которое кардинально отличается от распространенного среди пишущих путешественников. На мой взгляд, сложившийся имидж Териберки, да еще усугубленный снимавшимся здесь фильмом "Левиофан", не совсем правдив. Все пишут так: "Яркая иллюстрация упадка и разрухи. Безысходность, нищета и пр. и пр." Населенный пункт в котором есть школа, детский сад, фельдшерский пункт, пара магазинов, заводик по переработке то ли крабов, то ли рыбы, да еще и имеющий отличную дорогу вряд ли можно назвать умирающим. В том же Поонежье полно сел где живет только пара стариков, где нет вообще ничего, кроме почты, куда приходит пенсия. Просто в них не снимали депрессивный фильм. Мне даже думается так, туристы приезжая из крупных городов где полно "стекла и бетона" находят особое, извращенное удовольствие в разглядывании и смаковании разрушенных домов и кладбища кораблей.  Упадок села ведь начался еще с 60-х годов прошлого века, когда появились крупные рыболовецкие траулеры, а колхозы не только там, но и по всей стране стали убыточными. Не знаю почему там не сносят брошенное жилье, а оно много где есть, из-за оттока населения в крупные города. Вот его и фотографируют. Мы тоже каюсь, сделали несколько снимков.
 Я бы сказала больше, после фильма, журналисты кинулись помогать, устраивая фестивали, да турист попер, искать алкашей и прочую чернуху (такого добра везде полно и не только в России), а местным это не очень приятно. Жили себе спокойно, ловили рыбку, собирали грибы - ягоды и тут на тебе, такая популярность. А к ней прилагается шум, мусор, да ищущий развлечений и зрелищ народ с машинами и мотоциклами.
Уже дома собирая информацию о Териберке, я узнала как много туристов туда едет. Один фестиваль байкеров "Мотобухта" в июле этого года собрал более 300 экипажей. Не думаю, что местные жители счастливы от этого. Тем более что северяне не очень предприимчивы. Это наши бы уже жарили шашлык-машлык и продавали чебуреки и чурчхелу.
А ведь уникальность Териберки не в этом, а в том, что это место очень красиво. И что немаловажно, легко доступно.
Шикарные пейзажи. Русская Норвегия, я бы так сказала. Дело в том что впервые Заполярье мы, увидели путешествуя по северу Скандинавии. Меня очаровали тамошние красоты. И теперь здесь, в Териберке, я снова любуюсь озерами, скалами и океаном. Именно это - главное!

Пляжи находятся, за поселком. Нужно объехать озеро и дальше по грунтовой дороге, которую проложили вездесущие киношники, для съемок фильма "Дуэлянт". Только очень аккуратно, не прокладывая новую колею, чтобы не повреждать тундровые растения. Они очень медленно восстанавливаются.
Преодолев небольшой подъем, попадаешь к озеру, из которого вытекает ручеек, водопадом стекающий в море. 69.203210 N 35.066289 E

Именно это место напомнило мне суровые Норвежские красоты.
А как вам такой пляж?.
Думаю ни к чему там устраивать могучие фестивали и главное, не строить клубы, да рестораны с саунами.
Вдоволь полазив по скалам, мы отправились дальше. Нас ждали Хибины.  Но пожалуй, надо немного разбавить описания природных красот, нашими "мучениями". Дело в том что в этих местах, опять же как и везде на севере, растут грибы, да и крупный город недалеко.
Разумеется, и грибников кругом завались, все обочины уставлены машинами сборщиков. И вот мы, уже глубокой ночью, после долгих поисков, с большим трудом заехали в лесок, убирая с дороги камни и вырубая кустарник. В темноте показалось, что ехали долго, забрались в самую чащу, поставили палатку, найдя мало-мальски ровную площадку без камней. Едва уснули, слышу кто-то ходит вокруг. Открываю глаза, еще только светает, все серо кругом, нет и пяти утра. А грибники уже шастают, и не молча, а во весь голос орут: "О, смотри, машина! А как она здесь очутилась? Ну, пошли дальше!"  Трудно спокойно спать, когда кто-то бродит вокруг палатки. Подремав еще немного, встали злые как линялые гадюки.
Место оказалось симпатичным, хотя и беспокойным. Светлый березовый лес и разбросанные повсюду камни.

Это было перед Териберкой. На вторую ночь, уже на подъездах к Хибинам, тоже ехали допоздна, долго не могли найти подходящее место. Съездов в лес много, но все они вели к заброшенным воинским частям. А к руинам Ваня испытывает сильную неприязнь. Да и верно, кругом битый кирпич, остатки зданий, какие-то рвы, заборы. Наверняка водятся привидения! Это я уже от себя добавила, муж-то в них не верит. Нашли все же местечко практически на берегу озера. Красиво, вечером, над водой клубился легкий туман, все призрачно и таинственно. Результат такой же, как и на берегу рыжих камней. Только там был ветер, а здесь холод. И ведь прекрасно знали, еще по поездкам в горы. Не нужно становиться возле воды, шумно, холодно и сыро. Но выбора особо не было.  Вы не представляете, как мы замерзли! Десятое августа, вечером температура была 11 градусов тепла, ночью она упала еще ниже. От холода спали очень плохо хотя натянули на себя все что было теплого, а брали мы достаточно. Был уже опыт, на Чудском озере тоже в начале августа, мерзли ужасно, с тех пор куда бы ни ехали, теплые вещи обязательная часть нашей экипировки. Я уже подумывала забраться к мужу в спальник, вдвоем хоть и тесно, но теплее. И надо же, около шести утра, появилось несколько голосистых теток, и громко окликая друг друга, видимо, чтобы не заблудиться, долго кружились вокруг нашей палатки. Пришлось вставать. Так что в Ревду, откуда начинается большинство маршрутов по Хибинам, прибыли рано утром. К сожалению, после долгих раздумий, я отказалась от пешего похода к Сейдозеру. Мне очень хотелось посмотреть на старика Куйво. Но за день мы бы не обернулись, тяжело. А идти с ночевкой ..., это надо где-то оставлять машину, да и туристическое снаряжение, у нас не для пеших походов. Но, может, когда-нибудь еще получится. А в этот раз мы забрались на так называемый перевал Геологов.
Найти несложно: проезжаешь Ревду и через несколько километров, не доезжая до горно-обогатительного комбината, поворот направо, 67.901714 N 34.601709 E, затем вверх.
 Дорога живописна, на этой плоской равнине любая небольшая горка позволяет увидеть много чего, а здесь и высота приличная около километра.

Добравшись до вершины горы с названием Аллуайв 67.864477,34.512504 , надо немного оглядеться, здесь дорога слегка теряется среди камней. Найти легко. Но дальше нужно красться очень аккуратно. Камни  большие, но хотя бы неострые. Километра через полтора такой дороги, будет и сам перевал.
 Посмотрев фотографии других туристов, я пришла к выводу что нам еще повезло с погодой. Было сухо, хотя и пасмурно. Температура около девяти градусов, а ветер буквально сдувал с ног.

Место просто потрясающее. Угрюмое и безжизненное. Кругом черные скалы, отвесный обрыв. И снова все это напомнило мне Норвегию. Прекустолен (Preacher’s Pulpit). Хотя там, все же менее сурово и гораздо теплее.
Жаль на снимке не получились, но подводная часть плавающего в этой лужице льда, была ярко-бирюзового цвета.
 Кажется, что стою на краю, но нет, это было бы слишком страшно. Камни все потрескавшиеся, сильный ветер. Для того чтобы посмотреть вниз, в этих условиях, есть только один способ - ползком. Вот я и ползала там на пузике.

А это вид с другой стороны - противоположной отвесным скалам. Так выглядит Умбозеро с перевала Геологов.
 Не так обрывисто, но все же высоко. И камни лежат как-то непрочно.

А жизнь все же побеждает!

После перевала Геологов,  мы решительно повернули к теплым и гостеприимным берегам Белого моря. Очень уж сурово и недружелюбно приняли нас Хибины. Так и началась наша дорога к дому, путешествие подходило к концу. Но не приключения, они еще не закончились.
Дождь начался еще в Ревде. Холодный моросящий, совершенно противный. Хотя он все же позволил пообедать в лесу, собрать немного грибов и черники. И набрать воды из радонового источника. В самом центре Ревды возле Дома Культуры, среди высоченных сосен бьет родник. И весь поселок приезжает к нему за водой. Местные говорят, что питьевая вода в  водопроводе плохая, так они пьют родниковую, целебную, содержащую радон. Так они говорят.  Пока мы наливали свой бак, наблюдали это шествие. Там почти как в стихах: "Ищут едут пожарные, едет милиция..." Пенсионеры, прогуливаясь, набирают пару-тройку бутылок. Идут нескончаемым потоком. Родник могучий, всем хватает. После этого дождь припустил сильнее и мы ехали и ехали, почти не выходя из машины, проезжая не глядя Мончегорски, Оленегорски и всякие другие "горски". К вечеру совсем опечалились, дождик хоть и утих, но сырости и грязи наделал. Мест для ночевки особо нет, но у запасливой меня, была парочка, найденных в интернете координат, добрые люди выкладывают. Вот эти, например, N65°20.052' E33°37.259'. На реке Поньгома. Место как раз для туристов. На берегу тихой речки громадная поляна. Места много, я думаю там можно не только спокойно переночевать, но и отдохнуть пару деньков. На следующее утро, выглянуло солнышко и мы радостно катились на юг, все ближе и ближе к дому.
Где-то в Карелии. Святой отец, крутой джипер. Наверное, на таком навороченном внедорожнике можно добраться до любого из прихожан.
Чтобы не заскучать на обратном пути мы планировали посетить только одно местечко, уже на Онежском Озере. Вернее не так. Ване не хотелось ехать домой, и он предложил заскочить еще и на Бесов Нос, покататься на лодочке и взглянуть на самые известные карельские петроглифы. Я его честно предупредила, что кроме координат самого мыса, я больше ничего не знаю. Но он решил что мы заедем в село и уже там, на месте все узнаем.  Увы, получилось как всегда. Мало того что навигатор, завел не туда, так мы еще больше часа катались по деревне пытаясь найти лодочника. Может не в то село заехали, название я, кстати, и не записала, но объехав штук несколько домов, где по слухам, могли обитать перевозчики, никого не нашли. Да еще и  все встреченные нами люди в один голос твердили, что на озере волны и с таким ветром никто на открытую воду не выйдет. По нашим меркам ветерок-то был не слишком сильным. Но местным виднее. Ваня был сильно расстроен, а когда мужчина сердится, он теряет осмотрительность. Короче, совершенно не смотрит куда едет. Сдавая задом, для разворота, он снес зацепил чей-то деревянный сарай. Сарай-то уцелел, а вот наша задняя фара рассыпалась на кусочки, да и в борту сильная вмятина. Это небольшая авария дополнила и без того немалый список, потерь и поломок случившийся в этой поездке. Хорошо, еще что они были легко восполнимыми, хотя и странноватыми:
-исчез интернет в телефоне, но стоило вернуться домой, как все само заработало;
-сломался видеорегистратор, мастер сменил прошивку, и все нормально, пишет, как заводной;
-порвалась резинка, которой крепится наш туристический столик, дома, купили новую и не прилагая особого труда, заменили;
-обломилась дуга палатки, с помощью крепких слов и моей маникюрной пилочки муж ее починил;
-в очередной раз оторвали брызговик, ну это мы делаем регулярно, так что легко купили новый;
- треснуло на несколько частей наше белое ведерко, которое путешествовало с нами всегда и везде. Без него мы никогда не выезжали из дома. Вещь совершенно необходимая. Когда маленькую Катю укачивало в машине, оно заменяло пакеты. А еще собрать и помыть грибы, выпотрошить рыбу, сделать педикюр, безопасно транспортировать котелок со свежеприготовленным супом и много еще для чего. Зато у нас теперь есть  даже два, точно таких же ведерка. Моя золовка, разбирая родительскую квартиру, нашла их и подарила нам;
- ну и уже упомянутая выше фара, полетел только фонарик, а лампочки уцелели, так что доехали без штрафов, дома Ваня быстро купил новую, осталось только отрихтовать борт, но с этим уже сложнее.
Отвлеклась, я что-то. Надо вернуться к повествованию и показать еще одно замечательное место. Называется Андома-Гора. 61.282761N 36.358788E
Находится в селе Ольково, что на Онежском озере. С трассы Р5 нужно повернуть на тренировочный лагерь МЧС, там есть указатель и ехать до этой базы 20 км по асфальту, и несколько километров по грейдеру. База, кстати, громадная.
А еще внимательно смотреть по сторонам, чтобы не прозевать вот этот домик.
Затем дорога идет прямо по берегу Онеги. Там много мест, где можно стать с палаткой.

Мы тоже останавливались отдохнуть и пообедать. Отличные песчаные пляжи, теплая водичка. После Хибин просто бальзам на сердце. Кстати, везде очень чисто и стоят мусорные ящики.
Высота Андома-горы около 85 метров. Образована движением ледника, является геологическим памятником. Она сложена разноцветными песчаниками и песками, в которых много остатков окаменелых деревьев и панцирных рыб. Возраст отложений 360- 420 млн. лет. На вершине устроена смотровая площадка.
Окаменелости девонского периода мы не копали, но видами налюбовались вдоволь.
Дальше ехали останавливаясь, только перекусить,
да полюбоваться на деревянные домики Вологодской области.
 Пытаясь вспомнить, снимали ли мы их в прошлом году, по дороге в Архангельск.

Вот этот точно снимали, возле него есть колонка, но воду там лучше не набирать, отвратительная на вкус.
Вспоминается еще и предпоследняя наша ночевка. Где-то в районе Кирилло-Белозерского монастыря. С трудом нашли где пристроиться, деревни там почти нежилые, но их много. Стали на заброшенном поле, колесами примяв траву. А утром обнаружили лужайку с весело зеленеющим овсом. Я даже не сразу сообразила, что это такое. В глубине, под деревом видна деревянная лесенка и помост. А... это же для охоты! Даже не знаю, я не охотник и в душе считаю, что охота, грязное занятие.  А эта полянка, как капкан. Не благородно это! Заманить и убить. Хотя бы уж выслеживали зверей, используя свое мастерство и знания.
Заехали еще в Суздаль, очень уж сыну понравилась тамошняя медовуха, вот и прикупили себе да ему несколько бутылочек. А уже после Суздаля  начался самый тяжелый за всю поездку участок пути. Под Владимиром попали  во многочасовую пробку, пошел сильный дождь. И пришлось ехать без остановок, под проливным дождем. Это, кстати, тот самый ливень, который затопил Москву 15 августа. Ужинали в машине, чем бог послал, ну что нашли в холодильнике и салоне машины. Ване тяжело пришлось, стемнело, дождь льет как из ведра, трасса скользкая, машина прямо плывет по воде. Любой обгоняющий нас автомобиль обдает потоками воды, так что полностью заливает лобовое стекло и несколько секунд совсем ничего не видно, а скорость приличная и движение очень оживленное. И каждый раз когда на дороге заканчивалась разделительная полоса, я в страхе сжималась на сиденье. Столько аварий происходит из-за того, что кто-то выскакивает на встречную полосу. Обычно в таких условиях мы стараемся не ездить. Но тут, совершенно негде было остановиться. С большим трудом нашли мотель недалеко от Орехово-Зуево.  Вот этот ливень и пробка выбили нас из графика совершенно. От последнего места ночевки до дома меньше полутора тысяч километров. Останавливаться ночевать где-то в районе Ростова-на-Дону, нет смысла, вот мы и ехали до победного. За последний перегон прошли 1470 километров и в два часа ночи были дома.

1. Татьяна, вот это даааа! Вы настоящие путешественники! Фото - супер))

2. От просмотра снимков, снятых на чернокаменном обрыве, мне почему-то не Прекестулен в голову пришел, а подумалось, что именно так и должен выглядеть апокалипсис на Канжоле, облака даже на дым от горячих вулканов похожи :) А нашествие байкеров на Териберку вызвало в памяти мультик про пингвина, который тщательно убирал свою льдинку, чем вызвал внимание большого количества туристов, приезжавших подивиться чистоплотности животины и загадившим море вокруг льдинки...

1. Отличный мультик, спасибо что напомнила. А мне в нем понравилось, что все поплыли смотреть льдинку после публикации в газете. У меня часто последние годы складывается впечатление, что мы все этому подвержены, так и катаемся по тем местам, о которых больше всего пишут в интернете, даже фотографируем с одних и тех же точек.
      А Канжал и перевал Геологов и вправду похожи, с поправкой на цвет. Хотя это тебе не повезло с погодой на Канжале. Вы попали в туман, а мы его смотрели при ясном солнышке и в тепле, потому и не заметила сходства.

3. Таня,

Пока читала, то в голова крутилась одна фраза : вы доехали до неба и даже конца земли!
    Нереальные какие-то пейзажи местами :)

А скульптурки из камней? Я в нашей лесах иногда встречаю, но не в таком количестве ;)

Ещё раз говорю вам браво за вашу смелость и любовь к путешествиям!

1. Таня, согласна "до неба и до конца земли". Я все-таки романтик в душе, стоишь на камешке, смотришь на океан и мечтаешь, о бескрайней воде, штормах, льдах и почему-то белых медведях.
      Красоты, да нереальные!
      Странно, сейчас смотрю на снимки с перевала Геологов, и кажется мне, что на самом деле там было не так угрюмо. Просто не обратила на это внимания, наверное, потому что все время боялась что меня сдует вниз.

2. Таня,

Романтизм - это хорошо :)
      Мне кажется, что это один из тех факторов, который заставляет нас выходить из дома и ехать за тридевять земель! :)

4. Мда...вот это путешествие)
    Прочла на одном дыхании, фотографии совршенно необыкновенные, некоторые виды, как выше отметила Таня, вообще нереально хороши.
    Таня,
    совершенно уникальная природа. А насчет кризиса, мне кажется, что на территории Русского Севера, он протекал более остро, чем в других регионах России. Закрываются предприятия, коммунизм построить так и не удалось, люди уезжают, это нормально.
    Из плюсов, меньшая загаженость окружающей среды.)

1. Лена, спасибо!
      Мне кажется там на краю земли народ немного по другому живет, обидно, конечно, но они вернулись к тому состоянию, что и лет 50 назад. Моя родственница рассказывала, что у нас в селах было так: не голодали, но бывало иголку не за что купить. Там так же, рыбалка, охота, грибы-ягоды позволяют прокормиться и кое-что заработать, но не более того.

5. Фото гор просто невероятнно красивые! И домики!!!! Такие красивые =) Спасибо за рассказ!

1. Катя, спасибо! Я рада что заглядываешь ко мне в гости.