пятница, 14 мая 2021 г.

Дагестан из окна автомобиля.

Сезон путешествий 2021 года мы открыли поездкой в Дагестан. Восемь дней проведенных в этих местах, запомнятся надолго. Невероятные горы и глубокие ущелья, яркое солнце и пасмурное небо, дождь и снег, голубое море и цветущие маки, теснины и водопады, все это мы видели своими глазами и испытали на собственных шкурках.

Утром, 1 мая загрузив, весь походный скарб, который с каждым годом становится все внушительней, отправились в путь.
На фото приблизительно две трети необходимого нам снаряжения, за исключением кота. Его с собой не брали. В отличие от прошлых экспедиций, Ваня, начитавшись в сети об отсутствии  в республике брендовых заправок и опасаясь залить некачественное топливо, прихватил с собой три канистры. Последняя заправка была "Роснефть", в Чечне, потом только на своем.
Въезжали в Дагестан, через перевал Харами (Харамие) высота 2177 метров над уровнем моря, довольно известный среди, любителей путешествовать на автомобилях. О песнях, легендах и прочих событиях, связанных и с Шамилем и с Чеченской войной, писать не хочу. После аула Харачой, пост. Нас остановили стражи порядка, проверили документы, задали несколько стандартных вопросов: куда, зачем и с кем. Пока Ваня общался, я снимала многострадальную башню, разрушенную временем и войнами. Впрочем, бережно восстановленную выстроенную заново.
Дорога на перевал, с отличным асфальтом и крутыми петлями серпантина, была хороша настолько, что меня слегка укачало. Особых красот мы не увидели, виной тому низкая облачность. Первая ночевка, у нас случилась на берегу озера Казенойам.
Еще вечером, начал моросить мелкий противный дождик, мешая жарить мяско. Пришлось ставить тент, чтобы продолжить это увлекательное занятие. Температура воздуха, также не радовала. Я, как наиболее мерзнущий элемент, спала в двух спальниках и ощущала себя вполне комфортно. Тревожили только два момента: во-первых, мы стали на территории неработающего кемпинга. Опасались, что могут заявиться хозяева с претензиями. Обошлось.
Хотя мы никогда не оставляем после себя ничего, кроме слегка примятой травы. Во-вторых, ночевка на такой высоте дается мне тяжеловато. Дышу через раз, а передвигаюсь медленно и печально.
Озеро очень интересное и красивое. Начать с того что оно находится на высоте 1854 метра и     является своеобразной границей между Чечней и Дагестаном. Чеченская часть обжитая, там есть отель, ресторан и еще кое-какая туристическая инфраструктура. Дагестанская практически пустынна и девственна.
Казенойам, является одним из самых больших озер на Кавказе, более 2,4 кв. м, а глубина  составляет 74 метра. Ну и поскольку высокогорное, окружающий пейзаж не выглядит жизнерадостным.
Проснувшись в рань несусветную, около шести часов утра, позавтракали, свернули лагерь, потратив, как обычно, около полутора часов, отправились навстречу приключениям.
Проехали вдоль берега озера, полюбовались на бирюзовую воду, издалека посмотрели на ресторан, откуда прошлой ночью косяками разъезжались машины, сияя в кромешной темноте фарами.
 У нас, конечно, бак на 70 литров, но запас карман не тянет. Никогда не упускаем возможности наполнить канистру из родника.

За ночь я слегка акклиматизировалась и уже не дышала как тюлень, выброшенный на берег, а вполне себе бодренько шастала, осматривая предложенные чеченской стороной достопримечательности. Это аул Хой.
Из информации найденной в сети, здесь можно было посмотреть, заброшенный аул и старинное кладбище. Каково же было наше удивление, что на месте живописных руин, выстроен так называемый "средневековый город", за просмотр которого берут по 100 рублей с человека. Здесь, пожалуй, будет уместно сделать лирическое отступление. Во время подготовки к поездке, меня смущала довольно однобокая информация о Дагестане и его достопримечательностях. Собственно, есть только один сайт, рассказывающий обо всем понемногу и дающий весьма скудные подробности о природных и архитектурных чудесах республики. Практически нет отчетов туристов, которые посещали места не указанные на данном ресурсе. Хотя, если анализировать наши поездки, то можно заметить, что первое путешествие в тот или иной регион, всегда охватывает широко разрекламированные в интернете места. А уже следующее планируется по-другому. Потому как по возвращении, я начинаю изучать, то что мы видели, попутно собирая информацию о менее известных, но более интересных для меня местах. По какой-то странной причине я не учла этого, и ждала от поездки немного другого. Мечталось о не тронутых реставраторами аулах, кубачинском серебре и балхарской керамике в их естественной среде обитания. О безлюдных просторах и потаенных местечках. Все получилось иначе, но не менее интересно. Так что, все места, которые мы посетили весьма и весьма попсовые. А если учесть, что границы закрыты, а выходных много, то все рванули в Дагестан. Мы встречали команду довольно известного блогера состоящую примерно из 30 экипажей, а уж микроавтобусов с экскурсиями не сосчитать. И все кружатся по одним и тем же местам,. постоянно пересекаясь друг с другом. Встреченные нами экскурсоводы говорили о том, что забиты все гостиницы, повара не успевают готовить еду на всю эту ораву туристов. Все вышесказанное относится и к чеченскому аулу Хой.
Осмотр мы начали с кладбища. К сожалению, на данный момент я обладаю весьма скромными знаниями об этих надгробных плитах. Просто не успела еще прочесть пару десятков умных книжек, хотя уже скачала себе на комп. Поэтому пока только картинки.
К моему удивлению, Прикаспийский регион, довольно серьезно изучался с конца XIX  и до середины ХХ века как российскими, так и советскими учеными и путешественниками. Много работ посвящено резьбе по камню. Она удивительно красива.
Встречали мы ее на протяжении всей поездки.
Возле одной из стел произошла, встреча, которая впечатлила меня гораздо больше, чем все надгробия, вместе взятые. Дело в том, что эти территории являются ареалом обитания кавказской гюрзы. Змейка редкая, но сильно ядовитая. И добрая часть времени, потраченная на подготовку к поездке, была посвящена именно гюрзе. Теперь я знаю много всего, начиная с мест обитания, повадок и заканчивая оказанием первой помощи пострадавшим. Были закуплены лекарства в ампулах, шприцы, составлены инструкции, что, как, когда и в какое время. Успокоилась я только после того, как наткнулась на статистику: за 10 лет пострадало 27 человек, только четыре умерли. Да еще и то, что змейка не обитает на высоте более 450 метров над уровнем моря. Тем не менее, высота около 1800 метров, и на каменном надгробии уютно свернувшись калачиком, крепко спала маленькая змейка. Скорее всего, это была просто гадюка, что тоже неприятно. Это я к тому, что опытные люди говорят что змеи слышат шаги и стараются уползти подальше. И хорошо бы брать с собой длинные палки, постукивать ими и раздвигать траву. Туристические палки мы тоже взяли, они спокойно проездили с нами в машине. Утро было прохладным и змея спала здоровым детским сном, и если не смотреть внимательно под ноги, можно и наступить.
В общем, мы тут же закончили знакомство с каменной резьбой и отправились смотреть "средневековый город".
Еще в 2019 году на этом месте были остатки строений и руины башни. А сейчас, все новенькое, чистенькое, только что выстроенное. Каменный парк открыли осенью прошлого года.
Мне в принципе понравилось и как говорит муж, не очень сильно плевалась ядом. Наверное, для привлечения туристов так и нужно делать, но я считаю, что крупными буквами нужно писать - реконструкция. А более мелкими дописывать, что это гипотезы наших ученых.
По данным, тех же историков, аул был покинут в 1944 году. Жилые строения они датируют 19 веком а башни 12-17вв. Свои мысли об этом и многом другом, что не вписывается в официальную версию истории, я вынесу в отдельный пост. И про цемент на яйцах и муке, тоже.
Камешки с рисунками вставлены в стены новенькой башни.

В кладке башен и других помещений использованы камни, явно найденные здесь же. Что говорит о желании реконструкторов придать этому новоделу налет древности.
Тем не менее, хочу отдать должное строителям этого городка. Все сделано с большой любовью, выглядит красиво и привлекательно для туристов. Во все помещения можно заходить, кое-где есть красиво расставленная утварь, печурки, загоны и ясли для животных. Думаю детям здесь будет очень интересно.

И главное, на мой взгляд, то  что самое ценное, они бережно укрыли от разрушающего действия непогоды. Вот такие арочные своды,с куполами, выложенными из плоских камней.
Я конечно, диванный эксперт, но побродив, там решила, что колонны не откопаны до конца. По видимому помещение было выше и больше. Арочные своды уходят дальше, а проходы заложены камнями.
Если обобщить увиденные в Дагестане и Чечне старинные аулы, то объединяют их великолепные пейзажи, открывающиеся взору.

А нам пора ехать дальше, но об этом уже в следующий раз.
Продолжение следует.

1. Таня,
    новодел заметен, это да, но все сделано достаточно грамотно и имитация старины присутствует, отличный исторический фон. Ты права, школьников гонять на экскурсии - милое дело.
    Озеро Кезенойам вообще слов нет...я почем пишу, решили через неделю на озеро Химзее с ребенком, собакой и палаткой, так мало того, что просто остановиться на берегу на ночевку нет возможности, так еще и кемпинг-места стоимостью в 90 евро день- нет, все зарезервировано. Мы молча офигеваем.(((

1. Почитала, про ваше озеро, такое красивое! Но вы живете в густо населенных местах, хотя и у нас с водоемами, где можно порыбачить не все так просто. Постепенно, но неуклонно они становятся частными и соответственно платными. А насчет того, что все зарезервировано, только сейчас стало понятно, что народ расползался на отдых по всему миру. Цены на отдых взлетели до небес. Туристические фирмы потирают лапки, собирают денежку, затем туры отменяют и тут же предлагают другие, но гораздо дороже. Когда же это все закончится?

2. Таня,
      с 21 мая начали снимать запреты на ограничение передвижения по Баварии, с Австрией границу открыли (никаких тестов и карантинов), комендантский час отменили, открывают рестораны на свежем воздухе и пивные келлеры.
      А вообще, так обещают к 7 июню по первой прививке всем желающим! ага...(

3. Лена, поздравляю! Возвращается нормальная жизнь!