четверг, 27 мая 2021 г.

Дагестан из окна автомобиля II.

Большая часть нашей поездки проходила в местах, которые в старинных книгах назывались Нагорным Дагестаном. Одно из них - Карадахская теснина.

Проснувшись, в еще не цветущем яблоневом саду и переделав все утренние дела, быстренько дали задание навигатору проложить маршрут к аулу Карадах. Он с блеском выполнил операцию, предложив вернуться на плато, к селению Батлаич и далее следовать его указаниям. Как это ни смешно, при наличии электронных карт, но в таких случаях, мне хочется иметь обычную бумажную карту, большого масштаба. В каждой поездке приходится сталкиваться с тем, что навигатор предлагает несколько вариантов маршрута и непонятно, какой из них он прокладывает по еб.... и прочим мало проходимым местам. Так случилось и на этот раз. В ауле Батлаич асфальт закончился, дальше - грунтовка. Едем, любуемся шикарным пейзажем.
Вскоре начался земляной спуск, по раскисшей после вчерашнего дождя дороге. На мое счастье, путь нам преградила дорожная техника. Ваня, пообщался с рабочими и выяснил, что дорога размыта. И дальше нам не проехать. Кстати, они очень удивились, тому, что мы здесь очутились, а не поехали по трассе как все нормальные люди. Пришлось вернуться. А  километров через тридцать, шикарной асфальтированной дороги, мы уже были на парковке возле входа в Карадахскую теснину. Первые минут двадцать пути мы высказывали навигатору все, что думали о его работе. Досталось и разработчикам "Навитела" и современным типографиям, которые практически перестали выпускать туристические карты. Нужно, видимо, ставить еще одну навигационную программу, осталось определиться какую. И планшет прикупить, для удобства. Но это как-нибудь позже. Как ехать: по трассе Р277, вдоль реки Аварское Кайсу, любуясь на водохранилище с почти черной мутной водой, затем указатель на поселок Карадах. Насколько я помню, была табличка: Карадах на мосту. Проезжаем мост вскоре поворот налево, в сторону аула Маали. И через несколько сот метров будет дамба с входом в расселину, украшенная информационным щитом. GPS  42°27'21.76"С  46°53'29.29"В
Теснину именуют уникальным творением природы. Место и вправду интересное и необычное. Узкое ущелье шириной от двух до пяти метров, длиной в полкилометра. А высота гладких, отполированных скал от ста пятидесяти до ста семидесяти метров. Чтобы добраться туда, нужно перейти дамбу, похожую на бетонный мостик и по отлично утоптанной тропе, петляющей вдоль ручейка пройти пешком пару километров. Импровизированная парковка была забита микроавтобусами. Партии туристов следовали одна за одной. Нас сразу же взяла под свое крылышко экскурсовод одной из групп. Показывала на какой камешек наступать, как лучше перебираться по шатким мосткам, подавала руку в трудных местах. Мы были совершенно не готовы к такой плотной опеке и чувствовали себя немного не в своей тарелке.
С этой же группой мы пересеклись еще в одном месте, но об этом позже. Посмотреть Карадахскую теснину, безусловно, стоит, желательно  не в праздничные дни. Все же такое количество посетителей напрягает. Странно другое: маршрут совершенно не обустроен. Столько людей, топчутся по грязи, ползут по криво сбитым лесенкам, наверняка кто-то и падает. В Дагесане, вообще, к технике безопасности подходят по простому, ну упал, значит сам дурак. Мы с таким сталкивались в Исландии. С одной стороны, очень здравый подход, с другой - туда же прутся все подряд, даже на костылях. Все же людей нужно предупреждать. Смешно было смотреть на девушек в белых кроссовках и шифоновых платьЮшках, благоухающих парфюмом, разворачивающихся с полпути, увидев скользкие грязные камни, лужи и глиняные оползни. Хотя причина неподготовленности тропы может быть и естественной: во время таяния снега, когда уровень воды в ручейке, как говорят, поднимается до пяти метров, чтобы не построили, все равно смоет.
При осмотре Карадахской теснины мы как следует размялись, но пыл не угас, так что отправились дальше. В сорока километрах от Карадаха есть два замечательных места, так же широко разрекламированных в сети. Это аулы Гоор и Кахиб. Отсутствие серпантинов и отличный асфальт,  в начале пути, меня весьма радовал. Ну, боюсь я резких поворотов на грунтовых тропках, коих в Дагестане великое множество.  Приятная дорога, украшенная совершенно невозможными холмами и скалами.

Но уже в ауле Хебда, перед туннелем мы повернули налево, через временный мост и снова очутились на грунтовой дороге, крутыми петлями, взбирающейся куда-то вверх. Время обеденное, решили передохнуть, свернув на первую попавшуюся дорожку. Она-то и привела к этим замечательным руинам. Припарковались в тени абрикосового дерева. Я постучала по камням, громко потопала, чтобы все спящие змейки, расползлись подальше. И уже после этого нехитрого ритуала, приступила к приготовлению обеда.

Первым на очереди у нас был Гоор. Не знаю, как мы прозевали самодельный указатель, но заперлись, ведомые навигатором в сам аул. Надо сказать, то еще удовольствие. Узенькие кривые улочки, две машины разъехаться не могут. Приходится делать сложные маневры, заезжая на крохотные подъездные дорожки ведущие к домам. Разумеется, мы уперлись во встречную машину, возле которой копошились местные жители, что-то ремонтируя. Здесь хочется сделать небольшое отступление и поговорить о дагестанцах. Мы много где уже побывали, но такого радушия как в Дагестане, пожалуй, не встречали. Люди очень доброжелательны,  улыбчивы, на любой вопрос отвечают весьма обстоятельно, могут и сами спросить, не нужна ли помощь. Как-то остановились возле магазина, купить хлеба. При входе столкнулись с двумя женщинами, так нам предложили проехать немного дальше, там, по их словам, нас напоят чаем с горячими лепешками, бесплатно, праздник у них. На рынке в Махачкале, у нас дотошно выспрашивали, откуда мы, понравилось ли нам в республике и даже подарок всучили. Так и на этот раз, удивились, что мы едем через селение, неужели мы не заметили указатель. Объяснили, что есть другая, более хорошая дорога. На Ванино предложение, что мы вернемся и объедем где надо, замахали руками, и за несколько минут освободили нам проезд. С трудом выехав из лабиринта кривых улочек, попали наконец на дорогу ведущую к старой части аула Гоор. Большая часть машин останавливается на парковке, сразу за селением. Муж, посмотрев на меня, сразу понял, что пешком я туда не доползу. Все же высота 1740 метров. С большим трудом, но мы доехали до самой нижней башни. А там у меня открылось второе дыхание и я с большим энтузиазмом, облазила почти все.

Ну что сказать, ехать туда можно только из-за великолепного вида, открывающегося с обрыва, на котором был расположен аул. И как говорят местные, чтобы сфотографировать язык тролля (имея в виду Норвегию), хоть они тут и не водятся. Видимо, москвичам так понятнее. Другое название скала "Девичья". Как всегда, прилагаются легенды о неразделенной любви и самоубийствах.
Скальный выступ на норвежский, конечно, совсем непохож, зато повыше будет.
Зрелище впечатляющее!
Ну, а что касается развалин, собственно смотреть там нечего. Стоят три башни, якобы седой старины. Табличку не сфотографировала, сейчас датировку не могу найти, кажется VII- X века. Судя по всему, их неоднократно перестраивали и "улучшали".
 Строения примитивные, сложены вкривь и вкось, перекрытия деревянные, кладка на глиняном растворе. Они и 100 лет не простоят.
А вот надгробия встречаются интересные.

Вот это даже в старинной книжке видела.

На этой кривой улочке, встретился нам весьма колоритный экскурсовод. Пожилой мужчина, с серебристой аккуратной бородкой, в национальной одежде, с красивым кинжалом, в папахе и мохнатой бурке. Мне понравился.

Гуляли мы там довольно долго.  Любовались на снежные вершины гор, на селения расположенные где-то там внизу, далеко-далеко.
И уже уходя, встретили вот такого дагестанского козла. Прямо брат близнец  Моти, с которым мы когда-то познакомились на Утрише. Забавно, что нам тут же рассказали историю, что вот такие рога вырастают только, если мама козлиха убегает в горы, чтобы согрешить с диким горным козлом. Интересно, а где на черноморском побережье можно найти диких козлов? Ну да ладно.
С большим трудом выблудились из Гоора, чтобы попасть в такие же лабиринты Кахиба.
В одном из источников прочла, что Старым Кахибом, где судя по рекламе обитают совсем уж исторические руины, называют покинутое селение Бакдап. Новый Кахиб расположен тремя километрами ниже Гоора. Машину оставили где-то в глубине кривых улочек, по совету местных мужчин, сидящих на лавочке. Ну а дальше только пешком, по крутой тропинке, кое-где посыпанной крупным ракушечником. На наше счастье, нас догнала, та же группа туристов, что опекала нас в Карадагской теснине. Вот с ними и дошли до руин Кахиба. Не пришлось плутать по закоулкам. Мы спустились вниз к реке Кахибтляр, перебрались на другой берег, затем по узенькой тропке карабкались к заброшенному аулу.
Два скальных выступа, буквально облеплены полуразрушенными строениями.
Следуя указаниям экскурсовода и вспоминая фотографии из интернета, быстренько отыскали нужные для съемки объекты. Их немного.
Во-первых, вот эти надгробия, каждое в своем домике.
Во-вторых, парочка восстановленных башен, внутри одной из них (верхней) есть лесенка, позволяющая подняться на крышу и сделать эпическое фото.

В третьих, мечеть, так говорят. На мой взгляд, так же заново собранная и украшенная резными камнями. Которые вставлены куда попало, главное, чтобы были доступны туристам.
Изображения животных, это не те символы, которые должны украшать мечеть. Да еще и расположенные над центральной аркой.

Вот собственно и все, что положено смотреть, хотя там есть на что обратить внимание. Вот такая башенка, стоящая не в очень фотогеничном месте.
Остатки, то ли жилища, то ли подвала с аркой. На втором уступе есть несколько строений с такими же изящными арками, но добираться к ним опасно, да и заросло там все крапивой по пояс высотой.
И песчаные конкреции. Здесь я тоже пыталась найти если не шар, то хотя бы кусочек покрасивее, но Ваня все забраковал, пришлось вернуться с пустыми руками.
Возвращались, медленно и печально, очень уж тяжело подниматься по дороге так круто взбирающейся вверх. Зато полюбовались на Новый Кахиб, постоянно задавая себе вопрос: как строят дома в местах, куда невозможно подогнать строительную технику.
Я с большим удовольствием побродила по узеньким улочкам, шириной метра два, где дома, своими вторыми этажами почти касаются друг друга. Очень жалею что нет фотографий. Дело в том что Ваня с фотоаппаратом убежал вперед, считая, что место темновато для съемки. И мой телефон тоже был у него в сумке, мне некуда его класть. Прошлый так и утопила, вывалился из кармана джинсов. Надо что-то придумать, может чехол какой купить на веревочке. Так разобью ведь. Проблема, однако.
С ночевкой не стали мудрить. Разбили лагерь там же, где останавливались на обед. Очень уж приглянулось местечко.