вторник, 18 мая 2021 г.

Дагестан из окна автомобиля. I

Второй день нашего путешествия получился очень насыщенным. После чеченского аула Хой мы отправились в Дагестан. А попали туда, тайными тропами. Но все по порядку.

Если ехать как все, то нам нужно было вернуться к озеру Казенойам, а затем по горным серпантинам пробираться в сторону селений Анди, Муни и т.д. Но сначала, нас привлек вот этот камень с остатками строений на нем, расположенный в нескольких километрах от аула Хой.

Затем навигатор предложил несколько маршрутов, мы выбрали тот, согласно которому нам не надо было возвращаться к озеру. Тут же встретился местный житель, который с большим удовольствием и очень подробно описал как нам добраться до Дагестанского селения Ансалта. В общем, звезды сложились. Попробую описать, дорога того стоит. Мы спустились из аула Хой, как бы на основную дорогу и повернули налево, в сторону противоположную озеру. Проехали парочку селений, состоящих из нескольких полуразрушенных строений. Затем возле двух отдельно стоящих домов с красными крышами (они отлично видны на гугловских спутниковых картах), снова повернули налево. Дорога неплохая, единственное, она иногда почти терялась среди молодой зеленой травки.
Ориентиром может служить башня, изображенная на заглавном фото, большую часть пути она была слева, почти на горизонте. После поворота возле двух домов, ехали прямо на нее.  Получилось интересно, мы объезжали громадную котловину.  Возле башни сделали короткую остановку, полюбовались, вид оттуда замечательный. Башенка новенькая, внутри еще идут ремонтные работы. Если там сделают кафешку или небольшой отель, будет здорово.

Затем почти сразу же начался спуск. И там растут сосны. Красиво, почти как в наших горах. А запах какой волшебный! Надо сказать, что это единственные сосны, встретившиеся нам в эту поездку.
Время было обеденное, расположились на уютной полянке. Достали пасхальное угощение, играли в битки и лакомились куличом.
В ауле Ансалта случилась забавная история. Спустившись с гор, мы попали в ловушку извилистых и узких улочек. Медленно пробираемся между домами, краем глаза видим полицейского. Он тут же начинает кричать и махать руками. Остановились. У мужика от удивления фуражка на затылок полезла. Представился местным участковым и поинтересовался как мы сюда попали. Отвечаем, что приехали из Чечни, киваем головами в сторону башни. Минута молчания и он интересуется: "А что, там есть дорога?"
Следующим пунктом нашего маршрута, был осмотр природных достопримечательностей. Забив в навигатор координаты теснины "Каменная чаша", отправились, полагаясь только на его электронные мозги. Свои временно отключились. Перепады высот, незнакомые названия селений, непривычные, сбивающие с толку пейзажи, козлы, совершающие невозможные кульбиты в попытке пересечь дорогу. Мы просто наслаждались.
Жаль, я не записывала названия населенных пунктов. Сейчас могу только приблизительно описать маршрут: Ансалта, Ботлих, Тлох. Асфальт вскоре пропал и большая часть дороги это гравийка, очень неплохого качества. Около 70 километров, совершенно невозможного пути. Мы то спускались в долины рек, любуясь на фруктовые сады, бережно возделываемые на рукотворных террасах, то поднимались на головокружительные перевалы с изумительными пейзажами.
Если присмотреться к этой фотографии, то становится заметно, что дорога идет по склону горы. Сколько труда было вложено в ее постройку, и сколько усилий прилагается для поддержания в таком отличном состоянии.
Мы только на третий день пребывания в Дагестане сообразили и то с подсказкой местных, что вовсе не обязательно выбирать такие экстремальные маршруты, можно ездить и по трассе, проложенной по долинам рек. Длиннее, спокойнее (серпантины меня сильно напрягают), но безусловно, менее живописно.
Отдельно хочу упомянуть местность между аулами Харахи и Амишта. Мало того что мы впервые видели конкреции весьма впечатляющих размеров, так еще и пейзаж, совершенно сводящий с ума.
Какими геологическими процессами  природа произвела такое. И природа ли?

Чем выше мы поднимались по горному серпантину, тем "страньше" казался ландшафт.
А если смотреть в программе Google Earth Pro, то я вообще, не знаю что и думать.
Еще песчаные конкреции, возле которых я безуспешно бродила, в поисках камешка поменьше. Увы, не нашла, А выковыривать из горы шар, диаметром сантиметров пятьдесят, совесть не позволила. Да и страшно, вдруг все это богатство рухнет тебе на голову.

Еще один аул, Цалкита, расположенный на таком крутом склоне, так, что кажется, тряхнет немного и посыпятся домики вниз. И высота там впечатляющая, около 1600 метров над уровнем моря. Ухоженные подворья, с заботливо возведенными террасами и фруктовыми деревьями на них. Я впечатлилась: как на такой почве, состоящей из чистой щебенки, вообще хоть что-то растет.
 Миновав русло реки Хебдареч, почти сухое в это время года, поднялись еще выше метров на двести и оказались на парковке забитой микроавтобусами. Экскурсионные группы одна за другой топали по глиняной тропинке, куда-то вниз. Мы печально вздохнув (не рассчитывали на такие толпы), последовали за ними. Вторая половина дня, мелкий моросящий дождик, а народ как на первомайской демонстрации в советское время, стройными колоннами двигался к "Каменной чаше" . Хотя назвать это место чашей, могли только очень большие романтики, ну или современные маркетологи. Скалистый массив, высотой около 30 метров.
Через узкий проход в скалах ты попадаешь в разлом несколько метров шириной и длиной, как пишут около 90. Зрелище впечатляет! Над головой низкое пасмурное небо, вокруг скалы, украшенные мхом, совсем рядом, с лихим посвистом носятся какие-то пичуги.
Нам удалось попасть между двумя группами туристов, и побродить там в одиночестве минут десять-пятнадцать.
Я так поняла, что расселин в этом массиве несколько, но доступна только одна. В конце зала есть сквозная  пещерка.  Можно полазить для удовольствия.
Место, как будто специально создано для туристов. Красиво, фотогенично, легкодоступно.
Но основное туристическое шоу разворачивается вот на этих скалах. Народ соблюдая очередность, забирается на них и делает фото. И в прыжке, и мотая головой, демонстрируя скромное оперение, тут же выкладывая в соцсети. Или как сейчас говорят: пополняя контент.Связь, кстати, в Дагестане есть почти везде.
А мне эти скальные образования напомнили Худесский лабиринт. Слоистость породы, какая-то геометричность форм. Таких камней в этом месте разбросано немало.
 Поскольку все природные достопримечательности республики рассчитаны на организованный туризм, координаты обнаружить не всегда возможно. Делюсь своими: "Каменная чаша" GPS 42°36'15.96"С  42°36'15.96"С
Вообще, на плато, не знаю как правильно оно называется, то ли Матласское, то ли Хунзахское (в разных источниках по разному), расположено несколько достопримечательностей. Мы посмотрели не все, но к самому известному водопаду Дагестана, подъехали почти вплотную, правда, не с первой попытки.
Навигатор заставил нас покружить по улочкам аула Хунзах. Но громадное ущелье, по которому течет река Тобот, прозевать  невозможно.
 Водопад Тобот GPS 42°33'18.91"С  46°43'8.42"В
 Водопад, как уверяют, один из самых высоких не только в Горном Дагестане, но и на всем Северном Кавказе. Жаль только его высоту никак не могут определить. Споры ведутся по поводу методики измерений. Азербайджанский профессор (каким ветром его сюда занесло, непонятно), считает 100 метров, краеведы определяют в 70, а группа геодезистов оценила его высоту и вовсе в 50 метров. Так и живем.
А это собственно само ущелье. Суровое и безжизненное.
Продолжая надеяться на искусственный интеллект нашего навигатора, проложили маршрут к озеру Мочох. Первая попытка привела к жилому дому, вторая завела  на узкие улочки аула Ахалчи. А поскольку косячил он уже не в первый раз, мы решили не испытывать судьбу и поискать место ночевки в другом месте.
В какой-то момент, дождь, досаждавший нам на плато, прекратился и выглянуло предзакатное солнце. Нам повезло заснять это чудо. И это не результат обработки фото, освещение было именно таким. И радуга была видна полностью. Мелькнула мысль, погоняться за ней в поисках клада, но быстро исчезла, слишком устали за этот полный впечатлений день.
Место для лагеря, нашли в нескольких километрах от аула Заиб, на окраине полузаброшенного фруктового сада.