вторник, 21 декабря 2021 г.

Четыре дня лета в ноябре III.

Продолжаю рассказ о ноябрьской поездке в Абхазию. Как-то медленно у меня на этот раз получается, беда в том, что я слишком много читаю. Информации о Бедийском храме, который стоял вторым в нашем списке достопримечательностей, оказалось приличное количество. Но к сожалению, она довольно однообразна и повторяется у всех авторов без исключения.
От места нашей ночевки, на мысе Амбара до горного плато в селе Агу-Бедия, где расположен собор, немногим более 150 километров. Это небольшое расстояние мы преодолели часа за три - четыре. Виной тому и населенные пункты, расположенный один за другим, и красивейшие места, по которым проложена трасса. Мы довольно часто останавливались поглазеть на окрестности.


Опомнились только когда солнышко склонилось к горизонту. Не останавливались даже на обед, а заскочили в придорожную кафешку, где нам за десять минут собрали парочку хот-догов и шаурму. Вот даже не знаю, в американских фильмах часто показывают, как народ поедает гамбургеры на ходу, нам же пришлось остановиться на обочине, чтобы перекусить. И все равно испачкались оба как поросята. Или мы не умеем аккуратно есть или в наших краях все это дело сильнее сдабривают соусами. Эх, съездить бы проверить! Ну да ладно, на плато добрались, когда заходящее солнце окрасило горы в нежно-розовый цвет. Немного поблуждали, навигатор опять накосячил, но с помощью местных жителей удалось найти искомое.


Место очень красивое! Собственно ехать сюда нужно не за древностями, их здесь нет, а вот за этим пейзажем. Наверное, мне уже нужно перестать искать, то что ушло навсегда. Надо пояснить: я прочла достаточно книг, чтобы с уверенностью говорить о том, что этот собор не представляет какой-либо исторической ценности. У нас сейчас основными просветителями являются туристические фирмы. Именно они освещают историю, ну как умеют. И разумеется, для них важно, писать о невообразимой древности и святости рекламируемых достопримечательностей. Процитирую книгу В.И. Стражева "Руинная Абхазия" 1925 год: "Постройку его (собор Бедия), согласно свидетельству "Картлис Цховреба", приписывают абхазо-картлийскому царю Баграту III (980-1008 гг), в этом же храме и погребенному. Постройка Бедийского храма именно Багратом удостоверяется также грузинской надписью на массивной золотой чаше, которую в 1865 г. Дм. Бакрадзе видел в числе других редкостей в ризнице Илорской церкви". Пожалуй, после этой цитаты и писать ничего не нужно, все понятно. Но я все же уточню, иначе рискую отравиться собственным ядом. Так вот: есть информация, взятая из летописи, что Баграт III построил церковь в Бедия. В более поздних источниках говорится о Баграте II. Поэтому ее датируют Х веком, по летописи, ладно. Потом чаша, найденная в совершенно другом месте спустя восемьсот лет, доказывающая датировку храма. Про эту чашу писать не хочу, о ней в сети много информации, почти детективной и смешной. Опять же погребение царя, я так поняла, что останки не найдены. Кроме того, кажется странным, что монументальный храм выстроен так далеко от столицы Абхазского царства города Кутаиси, в практически безлюдном месте. Да еще и в период его упадка. И вот буквально сегодня наткнулась на работу Е.Ю. Ендольцева, Г.А. Сангулия "Каменная пластика собора  в с. Агу-Бедия : проблемы датировки и типологии" опубликованную в 2016 году. В ней довольно объективно изложены исследования проведенные Абхазским институтом гуманитарных исследований им. Д.И. Гулиа АНА в 2012 году.  Приведены сведения, происходящие из различных групп источников (летописи, надписи на фресках внутри храма, археологические данные, архитектурные особенности, сохранившийся литургический сосуд и надпись на нем). Наконец, хоть кто-то там порылся. Если вкратце излагать, то народ копнул там немного и обнаружил фундамент, выходящий за габариты современного сооружения. Они предполагают, что именно его и сложил какой-то из Багратов. Ученые выделяют несколько этапов в истории храма: основан в X-XI веках, еще раз построен XIII- XIV, перестроен в XVI-XVII веках. Ну и потом по мелочи:
- Н.П. Северов (советский архитектор), посетивший бедийское плато приблизительно 1943 году, отмечает, что  древняя часть купола и остатки кровли собора были снесены вместе с частью облицовки стен и «возобновлены» монастырским начальством;
- а в 1968 году его реставрировали уже советские ученые. Не удивительно, что собор не могут отнести ни к одному из стилей христианской архитектуры. Склоняются то к византийскому, то к грузинскому, то к совершенно самобытному. И что интересно, храм продолжает меняться и сейчас. Исчезли фрески хотя и непонятно, какого они были периода, но все равно жалко. Меняются резные камни на фасадах. В книге 1978 года Ю. Н. Воронова "В мире архитектурных памятников Абхазии" есть фотография вот такого замечательного окошка. А сейчас его уже нет.
Это южный фасад, был.
А сейчас выглядит вот так, уже с крестом, а не с круглым орнаментом.
Экспедиция 2012 года утверждает, что во дворе храма под навесом лежат камни с резьбой, подтверждающей периоды, перестройки храма, сейчас их тоже нет. Внутри собора валяются осколки, но совершенно неинтересные.

Один кусочек нашли возле северной стены.
Что касается внутреннего убранства, то складывается впечатление, что собирали его совершенно криворукие и кривоглазые строители. Это слева от алтаря.
А это справа.
Эта резьба, просто так, сама по себе.
Чуть не забыла про центральный вход написать. Как еще одно доказательство некачественной подделки. Во время осмотра, Ваня с фотоаппаратом, как всегда, убежал вперед, а я надолго зависала возле каждого камня. Поэтому часть кривых фотографий с моего телефона, зато они хорошо иллюстрируют текст.
Резьба над входом поближе. Даже не знаю, что сказать. Крест, конечно, византийский изобразили, ну чтобы принадлежность обозначить, но вот художественный вкус и исполнение явно подкачали.
Ну уж если быть совсем объективной, то сейчас храм выглядит лучше, чем в начале XX века. Кстати, я обратила внимание, что старинных фотографий абхазских достопримечательностей, практически нет. Есть гравюры Дюбуа, но там своя весьма занимательная история, о ней расскажу позже.
Как тут можно рассуждать, были ли апсиды у него или нет. В настоящее время они есть, но вот фундамент говорит об обратном. Если они и были, то в другом месте. 
Во дворе храма есть еще руины, которые называют, то ли дворцом митрополитов, а может епископов, то ли остатками колокольни с трапезной, то ли монастырскими постройками, я не стала разбираться. И так понятно, что ничего не понятно. А от исторических фантазий я уже устала. Еще хотела отметить что здесь в Абхазии, что в Дагестане наши современники сетуют на некачественную реставрацию  советских времен. Так и хочется сказать, что прошло уже тридцать лет после развала Союза (а с даты реставрации и того больше) и многие из вас сами по себе. И все эти годы мало кто занимался сохранением, того, что досталось от советских предков в более-менее приличном состоянии. Как показывает мой скромный опыт, капитальные строения без должного ухода и своевременного ремонта  сохраняться столетиями не могут, как бы хорошо они не были построены.
 

Как видно на последнем фото, солнышко уже ложилось спать. Пора и нам искать местечко для ночлега. И поиски, как часто бывает, вылились в полноценное приключение. Места вокруг собора густонаселенные, в низинах заболоченные. Любая более-менее подходящая дорожка, непременно ведет к жилью. Вскоре совсем стемнело и мы решили попытать счастья в городке Ткварчели. Надеялись снять там жилье. Это бывший горняцкий поселок. Во время войны 1992-93 годов он пережил продолжительную блокаду, многое было разрушено и не восстановлено до сих пор. Немного покружив по спящему городку, попали в промышленную зону, поискали и там. Ничего подходящего не нашлось. Решили ехать в сторону моря, может попадется что-нибудь стоящее. Так и случилось, после парочки неудачных попыток, в одну из которых мы всерьез обсуждали, стоит ли ставить палатку рядом с памятником павшим воинам, обнаружили просто шикарное место. Остановились невдалеке от поселка Акуаскиа, на обочине дороги, круто спускающейся к реке. Место так себе, слишком открытое, мы были отлично видны со всех сторон. Пока Ваня доставал из багажника пиво, я по срочной необходимости отправилась в кустики. И надо же, случилось чудо, обнаружила полянку со всех сторон окруженную лесом. Взяли фонарики и отправились на разведку. Немного поблуждав в темноте, нашли просто сказочной красоты местечко. Конечно, выяснилось это только утром, но ночь мы провели в тишине и покое, спрятавшись среди кустов.

Именно на этой поляне мы познакомились с понцирусом. Еще вечером муж нашел ярко-желтый мохнатый и ароматный плод. Я сразу же заявила, что это айва. То ли пиво было тому виной, то ли слабое освещение, не знаю. Но при дневном свете стало понятно, что это что-то цитрусовое. Ну а разобралась с местной флорой,  уже дома.

Продолжение следует.



 


2 комментария:

  1. Какая прелестная мозаичная конструкция. Это наверное автобусная остановка?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Это не только остановка, но еще и "памятник".:))
      По преданию молодой Зураб Церетели украсил Абхазию такими мозаичными конструкциями. Выглядят очень современно и стильно.

      Удалить