Если выглянуть в окно, то кажется, что ноябрь продолжается. У нас снова нет зимы. На улице сыро, холодно и ветрено. И тем приятнее вспомнить, что всего пару месяцев назад мы наслаждались отличной погодой.
После ночевки на высоком берегу реки Аалдзга, отправились дальше. Оставался последний день отдыха и мы хотели увидеть как можно больше абхазских чудес.
Одним из которых, по нашему мнению, является совершенно "дикий" серный источник. Ваня еще в Исландии мечтал искупаться в подобном месте, но не получилось. Хотелось ему, чтобы была не оборудованная купальня с большим количеством людей, а вот просто так свернуть с трассы и окунуться в горячую воду. И вот сбылось.
Водичка, была очень приятной, а теплое утро позволило без трепета и раздеться, и обсохнуть после купания. Источник считается сероводородным, но запах почти не ощущается, просто легкий аромат, едва уловимый на свежем воздухе. По Ваниным словам, струи воды каким-то образом чередовались: холодные с горячими, в результате получалась совершенно комфортная температура. Что было здесь раньше мы не знаем, вокруг валяются остатки бетонных конструкций. Возможно, целебная вода по трубам подавалась в какой-нибудь санаторий. Но за годы разрухи вырос вот такой замечательный кальцитовый "столб". Добрые люди вырыли и обложили камнем небольшую купальню, не забыли и вешалку поставить, для пущего комфорта.
Водичка собирается в ручеек и немного подтапливает поляну. Так что гулять там нужно осторожно. Судя по количеству мусора в близлежащих кустах, место пользуется популярностью. Но вокруг источника - чисто.
Следующим номером нашей программы был собор Успения Пресвятой Богородицы в селении Моква. Находится всего в десяти километрах от серного источника, на большой поляне, расположенной немного севернее слияния рек Мокви и Дааби.
Несколько лет назад вблизи храма стояли беседки, так называемые апацхи. Это традиционная абхазская постройка, представляющая собой плетеную беседку.
В этом месте их было 27 по числу сел Очамчырского района и предназначались они для всенародных собраний, а в данном случае для празднования дня победы в войне 1992-93 годов. Простояли апацхи около двадцати лет, постарели и сгнили. Их просто снесли. Остались только пятачки, зарастающие травой.
Видимо идея возродить национальные собрания и празднества не прошла, а то бы и деньги на новые беседки нашлись. Строить из глины и палок не солидно, а современные, например, вот такие как для туристов слишком дорого.
Нашла здесь
Изображенный на фотографии западный придел по стилю совершенно не соответствует общему архитектурному облику храма. Но все это словесные описания, я не нашла в сети ни фотографий, ни гравюр, даже XIX века, не говоря уже о более ранних периодах.
Тем не менее внутри храм по-настоящему красив. Сооружение сложной формы, устремленное ввысь.В нем много воздуха и света. Пусть сетуют на полную перестройку и исчезновение немыслимого богатства отделки, строгость и какая-то воздушность этого храма придают ему очарование.
По летописным преданиям, там множество захоронений известных исторических личностей. Но как я поняла, полноценных раскопок в храме не проводилось. Нашла, только небольшое исследование 2006 года российских и абхазских археологов, которое говорит о том, что костей там достаточно, но полноценного анализа останков нет. Сделали небольшой раскоп (2,7х1,7 м) на глубину 1,6 метра (непонятно в каком месте), исследовали культурные слои, да определили глубину залегания фундамента (около метра). Так что история Моквского храма, так и остается тайной. А летописи, что с них взять, списки со списков, зачастую поврежденные на 98%. Это я о Моквском евангелие, якобы написанном 1300 году, украденном и вывезенном в Париж в двадцатых годах ХХ века, дабы сохранить для потомков. А можно сказать иначе: украли свои и продали, не думая о высоком. В 80 годах прошлого века, рукопись вернули, почему-то в Грузию. И теперь устраивают благотворительные концерты, для сбора средств на реставрацию. Кто знает, возможно, русские безбожники лучше бы сохранили древнее евангелие.
Узкая галерея по периметру опоясывает центральный зал.
Арки выложены кирпичом, тонким и длинным. Колонны и стены из тесаного камня.Каменной резьбой украшен лишь центральный вход.
Боковые входы оформлены скромнее.
Храм огорожен каменным забором, с воротами, украшенными аркой.
На территории храма из бетона пытались построить какую-то историческую ценность, не знаю уж в каком году. Последняя официальная реставрация была в 1968, без всяких благотворительных сборов. Просто так, за счет государства.
Что-то я увлеклась. День был длинный, мы успели заскочить в Новый Афон, слегка осмотреться и в Пицунду, но об этом я напишу позже.
Очень интересное путешествие получилось.
ОтветитьУдалитьЯ тоже очень люблю сама планировать маршрут и читать о тех местах, в которых буду останавливаться. А ещё интереснее искать информацию об исторических памятниках, храмах, находить легенды, читать художественные произведения, в которых как-то затрагиваются места, которые я посетила, как будто оси стали мне родными
Да, очень интересное. Жаль только мало успели посмотреть, придется еще ехать. :)) И вы совершенно правы: подготовка к поездке так же интересна, как и само путешествие. Я тоже читаю много всего и перед поездкой и после, разбираясь в истории, сравнивая мнения и описания разных авторов. Это позволяет отвлечься от насущных проблем, успокоить нервы. Такая вот психотерапия получается. Вы, кстати, подали отличную идею, насчет художественных произведений, ими я не пользовалась для подготовки путешествий.
Удалить