среда, 21 августа 2024 г.

Летний дневник. Худесский лабиринт.

Продолжение.

Выехав на асфальт, повернули к Карачаевску, на этот раз проехав по правому берегу Кубани.

С этой стороны мы редко любуемся Карачаевском. Удивительная смесь прошлого и настоящего. И возможно, будущего, минареты растут повсюду как грибы после дождя. Как впрочем и маковки христианских церквей. У нас в городе за последние двадцать лет построили штук пять, вырубая лес и разрушая архитектурные памятники прошлых веков.
Ваня углядел настоящий вантовый мост. Они с Катей быстренько прогулялись по нему.
Еще раз запечатлев довольно чистую кубанскую воду. Редкостное зрелище.
Сразу за городом, поворот на перевал Гум-баши. Красивейшая дорога! Асфальт, к сожалению, оставляет желать лучшего.

Хоть что-то в этом мире остается неизменным. Нашла свою фотографию 2014 года.
Дорогу почти не снимали, ездили здесь неоднократно, да и спешили сильно. Все же от Карачаевска до поляны Эммануэля больше 250 километров не самого легкого пути. Ехали через Учкекен, Кисловодск и затем по "новой" дороге до поворота на поляну. Здесь нужно сделать лирическое отступление. Дело в том, что у меня есть предубеждения в отношении некоторых внедорожных маршрутов, таких как пик Терскол, подъемник к альплагерю Уллу-Тау и наконец поляна Эммануэля. Причины, по которым не хочу туда ехать, мне самой не до конца понятны, не говоря уже об окружающих. Я просто боюсь. На этот раз получилось как всегда: я мягко пыталась уговорить мужа не ехать туда и тем более не становиться там на ночевку, а Ваня до последнего надеялся убедить меня, что все будет хорошо и замечательно.  Немного о самой поляне - культовое место с базой МЧС, альплагерем для адаптации альпинистов, желающих покорить Эльбрус, серебряный  источник (нарзан с низким содержанием железа), старый немецкий аэродром. Это плато находится на высоте почти 2600 метров над уровнем моря, там нет деревьев и тени. Это означает, что утром будет неимоверно жарко, а дышать там, мы будем через раз. Мысли о том, что мне станет плохо от недостатка кислорода, меня не покидали. Я все же сильно немолода, да и сердце работает не так чтобы хорошо. Уже в сумерках мы добрались до поворота на поляну и увидев грунтовку, проложенную по довольно крутому склону горы поняла, что я туда не поеду. Оставляйте меня здесь, а сами езжайте куда хотите. Немного поругавшись поспорив, решили ехать назад, в сторону Кисловодска, может быть подвернется что-нибудь подходящее для ночевки. Внезапно начала портиться погода. Налетел холодный ветер, начался дождь, а кругом лишь обрывистые склоны, свернуть некуда. Как мне казалось, единственное подходящее место для ночевки - это Долина Нарзанов. Но там кружится много туристов, а мест для лагеря крайне мало. К счастью, мы вспомнили, что есть в этих краях замечательное место - Худесский лабиринт, а дорога к нему идет по плато, возможно, там мы сможем переночевать. Почти совсем стемнело, когда мы повернули к Худесу. Катя нашла, какую-то боковую дорожку, ведущую к ферме. Сунулись туда, через несколько километров она начала исчезать в траве. С большим трудом развернулись и выбрались на основную дорогу. Едем по гребню холма, ровных мест нет. Дальше началось само плато, но увы, свернуть в сторону невозможно. С обоих сторон от грунтовки тянутся провода электропастуха.  Огородили все и от туристов, и от животных. Такого количества изгородей мы никогда не видели. Цивилизация, блин! Мы сделали несколько безуспешных попыток, пока нас не догнала машина с туристами. Они ехали к лабиринту и ночевать собирались возле него. Мы вначале решили, что они сошли с ума, по воспоминаниям было несколько опасных участков с глубокими промоинами. Там и днем было сложно ехать, а уж в темноте и подавно. Но подходящих мест для лагеря не находилось, и мы решили рискнуть. Дорога, за прошедшие с предыдущей поездки, пять лет стала гораздо лучше. Появились объезды сложных мест, и мы, к своему удивлению, без проблем добрались почти до лабиринта. Несмотря на крутые спуски, каменистые подъемы, два брода и множество дорожек, причудливо извивающихся между камней, с ямами и колдобинами. Ваня, конечно, большой молодец, проехал по такой непростой дороге, в полной темноте. Добрались туда часам к одиннадцати. Ночь была темная, безлунная, только млечный путь слегка освещал причудливые камни. Холодно и ветрено, мы совсем было отчаялись найти что-либо приличное для ночлега. Но побегав с фонариками минут пятнадцать, отыскали подходящее место: полянку между камней, чтобы палатки стояли на травке.
 И только утром смогли рассмотреть, в каком красивейшем месте очутились.

Эльбрус, конечно, не так хорошо виден как с поляны Эммануэля, зато высота 2200, вполне для нас привычная и нестрашная. Вообще, высота над уровнем моря - параметр довольно условный. Скорее всего самочувствие от него зависит не напрямую. Вот, к примеру, предыдущая ночевка была на высоте 2081 метр, а мы оба довольно сильно задыхались, а здесь выше почти на 120 метров, а дышали нормально. Зато ночевка три года назад, на озере Казенойам на высоте 1879 метров далась мне с трудом. Думала не доживу до утра, мне жутко не хватало воздуха. И все же, чем ниже, тем лучше. Плохо то, что предсказать поведение собственного организма невозможно и лучше не рисковать. Возвращаюсь к красивым фоточкам.

Совершенно очаровательная арка. Вид спереди.
И сзади, прямо рядом с нашей палаткой.
За этими камнями проходит дорога к каменному лабиринту, и на следующий день, все, кто туда ехал, заворачивали к нашему лагерю. Приходилось показывать страждущим верный путь.
Здесь сплошная каменная плита, со ступенькой, которую надо преодолеть, от нее нужно проехать еще несколько километров до лабиринта. Чудесное солнечное утро!
Завтрак в тени березки. Кстати, за палаткой мы нашли единственный в этом сезоне подберезовик. Я долго страдала, сорвать его и приготовить омлет, или оставить на потом. Оставила, пусть даст потомство, а я потом приеду сюда и найду много-много грибов.
После завтрака муж с дочкой отправились к лабиринту. Ноги бить не стали, подъехали к нему на машине.
А дальше только камни и Катя.

Удивительное место! Совершенно загадочное. Как могли с помощью ветра и воды образоваться эти каменные блоки, да еще и расположиться в таком порядке. Вот так это  место выглядит в программе  Google Earch.
И немного поближе, где гуляли Ваня с Катей.
После обеда мы отправились домой.
Сначала кружили по пыльным грунтовкам, внимательно смотря по сторонам, чтобы лишний раз убедиться, что мест для ночевки на таком обширном плато нет совершенно. Все огорожено. Затем, выбрались на асфальт и ехали по невероятно красивой дороге до самого Кисловодска.
 Ваня, на крутых спусках старательно тормозил двигателем, потому что на пути туда у нас задымили тормозные колодки. То ли он позабыл, как нужно ехать по горным серпантинам, то ли на последнем техобслуживании поставили не очень хорошие запчасти. Около девяти часов вечера нас уже радостно встречали коты и Илья, остававшийся на хозяйстве. Ему в подарок привезли черничное варенье, которое сварили из ягод, собранных Катей.