Второй день пребывания в Ингушетии оказался слишком насыщенным, чтобы рассказать о нем в одном посте. Поэтому продолжаю. После обеда и непродолжительного отдыха, Ваня снова отправился гулять.
В Википедии и на всех прочих ресурсах о Салги пишут одинаково: "Он славился своими высококачественными кузнечными и оружейными изделиями (луки, арбалеты, шашки), знатоками народной медицины и природных явлений, мудрыми священниками и жрецами, храбрыми воинами-наездниками. На южной стороне поселка Салги, на горном склоне, местные жители до середины XIX века активно добывали селитру, которая использовалась для приготовления разносортного пороха". По преданиям, каждый джигит делал себе порох сам, т. е. в аулах стояли каменные ступки, в которых смешивались нужные ингредиенты. По словам участников Кавказских войн, он получался лучше и забористее промышленного. На мой взгляд весьма спорное утверждение.
Пожалуй, единственным исключением в стандартных описаниях жизни горцев в данном случае, является упоминание о добыче селитры. И одно это должно было создать условия для развития селения, ценный ресурс под боком. Ан нет, две башни и десяток других строений, судя по одной из редких фотографий 1929 года, уже на тот момент лежали в руинах.
Некоторое время назад я подробно описывала кузнечные и оружейные промыслы дагестанского селения Кубачи. Здесь такая же ситуация: отсутствует технологическая база. А вот священники и жрецы видимо были, ведь в этих местах якобы сохранился древний храм Маго-Ерды. Построенный чародеем и мудрецом Маго. Святилище это никто не видел уже много лет, тропы к нему заросли. Мы же не могли до конца поверить, что нет там тропинок, проложенных туристами. Описание пути манило, всего-навсего полтора километра по лесу, правда, с подъемом на сто метров. Для начала Ваня осмотрел Салги, посчитав его не очень интересным, отправился искать святилище.
Спустился к реке Чулхи, по мостику перебрался на другой берег и углубился в лес. Тропинка там была довольно натоптанная. Так и шел по ней некоторое время, пока не наткнулся, на растяжку. Прямо поперек тропы была натянута леска. Перед поездкой мы читали описание маршрута к святилищу, и нигде не было указано, что туда запрещено ходить, правда возле руин была табличка, предупреждающая о близости пограничной зоны и минах. Позднее мы разговаривали с местным экскурсоводом, и он так же подтвердил, что к башенному поселку Маготе, в котором находится святилище, доступ свободный. Единственное, о чем он предупредил, что местные в эти места без оружия не ходят, по его словам, там стало много медведей и просто так ходить туда опасно. А Ваня случайно забрел на пограничную тропу. Он еще по пути удивлялся, что и мостики крепкие и покрашены зеленой (пограничной) краской, и дорожка хорошо утоптана. Так иногда бывает, выбираешь более легкий путь и оказываешься не там, куда стремился. Так что муж повернул назад, типа не так уж и хотелось посмотреть на святилище.
А по поводу расплодившихся животных - это реальность нашего времени. Причины могут быть разными. За последние десятилетия сократились объемы сельхозпродукции, производимой ранее в высокогорье. Появились новые породы скота, изменились методы его откорма и содержания. К тому же уменьшилось количество людей, желающих жить в оторванных от цивилизации аулах. Нельзя не учитывать и громадные территории, которые попали в пограничные зоны, там не забалуешь. Это вам не заповедники, соседствующие с охотхозяйствами. Возможно свою лепту внесло и изменение климата. В эту поездку Ваня возле селения Хяни, повстречал невиданного прежде хищника. Ближе к вечеру он отправился снимать башни при вечернем освещении, пытаясь получить идеальные снимки.
Рассказывает он об этой знаменательной встрече так: "Бреду по тропинке назад, смотрю в основном под ноги, вдруг боковым зрением вижу, метрах в пятидесяти впереди, кто-то несется вниз по склону, прямо поперек моей дорожки. Первая мысль была – ничего себе у них тут зайцы откормленные! Но ушки какие-то короткие, в несколько раз крупнее зайца, и этот кто-то подозрительно похож на нашего кота Кузю, когда тот гонится за лазерной указкой огромными скачками. Расцветка опять же какая-то рыжая с бежевым, и темными пятнами… В общем, это была рысь! Рысь Кавказская, необычайно скрытное и редкое животное! И был бы у меня уникальный снимок, не крутни я приближение на объективе! Конечно, я не смог поймать рыську в кадр, а затем она была уже далеко и скрылась в кустах. Ужасно жалко, ведь успел снять фотоаппарат с плеча и даже поймать кошку в кадр, но потом…Эх! Не бывать мне фотографом – анималистом. Но все равно считаю, что мне была оказана величайшая честь, видеть своими глазами, в дикой природе, того, кого обычно можно увидеть в зоопарке или на картинках." Нашли в сети похожее изображение.
Вот интересно, почему именно про Салги пишут, что там обитали знатоки народной медицины. Абсолютно везде, где мы путешествуем, я ищу лекарственные травы. В этой долине видела шиповник, да мяту, наверняка есть и чабрец, но он уже отцвел и в глаза не бросался. Еще заметила цветки бессмертника лилового. Но его было немного. Обычно если растений мало, то я их не собираю. Возможно, климат стал другим, изменилась и растительность. И сказать, что в этой долине располагается природная аптека, нельзя. Напоследок покажу вот это чудо, никогда такого не видела.Называется фелипея, или дифелипея, красная. Подпольная кличка - аленький паразит. Прикрепляется к корням растения хозяина, так и живет.
Поднялись к перевалу Цей-Лоам, время от времени ныряя в туман и с интересом наблюдая, как облака, то закрывают дорогу, то устремляются ввысь и на короткое время приоткрывают горные цепи.
Дочка, рассматривая фотографии, подсказала, что показавшиеся нам странными, сооружения - это недостроенные A-frame дома. Дом-шалаш, если говорить по-русски. Вид из них наверняка будет просто сказочным. С этой точки даже Казбек должен быть виден. Но нам не повезло, когда добрались до смотровой точки на перевале, вся красота скрылась в густом тумане.
Ваня, немного побродил по дорожкам. За прошедшие десять лет со времени нашей прошлой поездки здесь все преобразилось. Построили кафешки, обустроили тропинки, сделали парковки. Место полностью готово для приема туристов. И их было довольно много, несмотря на погоду. В основном местные. Мне запомнилась стайка молодых женщин в ярких платьях и розовых пиджачках. Они весело щебетали, снимая друг друга на фоне тумана. Сопровождающие их мужчины с унылыми лицами, терпеливо ждали окончания фотосессии.Мы немного пофантазировали в попытках определить, а что она собственно искала, на кого охотилась. Может, на зайчиков или мышек. А сейчас прочла, что рыськи, как пишут, стали вести паразитический образ жизни. Это означает, что шарятся они возле кемпингов и туристических баз в надежде разжиться вкусненьким. Хорошо, что узнала о таком поведении только сегодня, а то бы переживала, лежа в палатке, вдруг рыси бродят неподалеку, в надежде полакомиться шашлычком. Хотя уже много лет, перед тем как лечь спать, мы убираем в машину все съестное и даже мусор, чтобы не привлекать внимание животных вкусными запахами. Буду следить за этим еще тщательнее.
Осталось рассказать только о том, как я проводила время, пока муж искал святилище и встречался с дикими кошечками. Да просто отдыхала, читала книжки и любовалась цветочками.
Вечером мы пожарили вторую порцию шашлыка, славно поужинали, полюбовались на млечный путь, простиравшийся по всему ночному небосклону, и отправились спать.
Ночь была теплая и безветренная. А вот утро, в соответствии с прогнозом погоды, было не столь приятным.Башня Магой-Джел, время от времени скрывалась в облаках. Мы собрали пожитки и отправились дальше, в глубине души надеясь, что Ингушетия не так уж и мала и нам повезет найти места, где светит солнце.
Поднялись к перевалу Цей-Лоам, время от времени ныряя в туман и с интересом наблюдая, как облака, то закрывают дорогу, то устремляются ввысь и на короткое время приоткрывают горные цепи.
Дочка, рассматривая фотографии, подсказала, что показавшиеся нам странными, сооружения - это недостроенные A-frame дома. Дом-шалаш, если говорить по-русски. Вид из них наверняка будет просто сказочным. С этой точки даже Казбек должен быть виден. Но нам не повезло, когда добрались до смотровой точки на перевале, вся красота скрылась в густом тумане.
Облачность, не позволившая нам оценить природные красоты со смотровой точки на перевале Цей-Лоам, исчезать не думала, и мы, слегка разочарованные, стали спускаться вниз к селению Кхарт (Карт).
Продолжение следует.
P. S. О местной женской одежде.
Она, безусловно, красива. Цвета насыщенные: голубые, сиреневые, бирюзовые. Шарфы и платки подобраны в тон платья. У девушек силуэты приталенные, женщины постарше носят свободный крой. Единственный диссонанс вызывает сочетание как бы "правильных" платьев, покрытой головы и всевозможных жилетов и курток современного вида. И разумеется, полное отсутствие брюк, дамы их не носят ни в каких ситуациях. Забавно было наблюдать компанию юношей и девушек, играющих в волейбол. Девочки, в платьях с закрытыми руками и длинной по щиколотку, с шифоновыми шарфиками на головах, лихо били по мячу. Может быть, дизайнерам пора обратить внимание на это явление, все чаще появляющиеся в наше время. И придумать, наконец, женщинам костюмы, позволяющие комфортно путешествовать и играть в мяч. На мой взгляд, одежда должна стильно сочетать современные тенденции и те, которые всплыли из небытия. Разработали же мусульманские купальники, да еще и из ткани, защищающей от ультрафиолета. Сейчас их носят многие, невзирая на религиозную принадлежность.
Комментариев нет:
Отправить комментарий