четверг, 21 мая 2015 г.

Поездка в Тмутаракань II

Пожалуй, пора писать продолжение. Утро 10 мая выдалось тихое и солнечное,  это единственный раз. Все остальное время было пасмурно и ветрено. Мы же, невзирая на погоду продолжили путешествие.
         Следующий пункт нашего маршрута - станица Тамань, имеющая богатейшую историю. Кому только не принадлежали  эти благодатные земли. Начать, наверное, нужно с греков (почти всегда нужно начинать с древних греков), основавших в этих местах, более 2600 лет назад, полис Гермонасса. Затем, был Византийский город  Таматарха. Около 300 лет, вплоть до начала Х века здесь селились хазары. Со второй половины Х века, древнерусское княжество Тмутараканское.  Сказочное тридевятое царство, затерянное за морями и долами. Потом половцы, монголы, генуэзцы, турки. И наконец, как утверждают историки 25 августа 1792 года здесь высадились казаки. О чем свидетельствует вот этот памятник.

Но мы начали знакомство с Таманью, с более приземленных, мест.
Вот с этого магазинчика таманского винзавода. Причем сначала взяли пару бутылок на пробу, распробовали, вернулись и основательно так закупились. Я уже писала, что мы ни разу не  сомелье и оценить прелесть вина профессионально, не можем. Но вино очень вкусное. Магазин прекрасно оформлен не только снаружи, но и внутри. В этом же стиле выстроена и проходная завода.
Наверное, в этих бочках и хранятся все эти виноградные вкусняшки.
Мы с Катей рвались в музей,  очень уж хотелось истории.
Музей чудесный. О богатстве коллекции говорить не приходится,  все мало-мальски ценные экспонаты из провинциальных музеев очень быстро перемещаются в столичные. Ну что же, там их увидит большее количество людей. Мы осмотрели все с большим удовольствием. Поахали над осколками греческих краснофигурных ваз, всевозможными светильниками,  бусинами, инструментами. А уже во внутреннем дворике смогли нормально фотографировать. Надгробия с греческих, еврейских и арабских захоронений. 



                                                            Глиняная посуда.






После музея были раскопки. Естественно, пришлось перелезть через забор, потому как все было закрыто. Ребенок снова из машины выбираться не захотел. Мы с Ваней, щелкая зубами от холода, на пронизывающем ветру быстренько осмотрели места копания археологов и нырнули в теплую машинку. Культурный слой доходит до 14 метров. Слои черепков видны невооруженным глазом.
Еще парочка сильно рекламируемых туристических объектов. 
Реконструкция хатки в которой 
останавливался М. Ю. Лермонтов на пути в Геленджик.
Турецкий фонтан. Это единственный в России конденсационный источник, строили его древние греки турки. И легенда красивая прилагается, про любовь. А устроен он так: глубоко под землей проложены глиняные трубы и за счет повышенной влажности и перепада температур образуется "подземная роса". Странно только то, что такая достопримечательность находится, в каком-то овраге, заросшем кустарником. К нему ведет грунтовая дорога, вокруг все очень запущено. Ощущение, что что-то начали строить, а потом бросили. Жаль. Разумеется, все закрыто, и от вандалов, и от туристов.
После источника, отправились на косу Тузла. Захотелось увидеть два моря  сразу, чтобы с одной стороны было Азовское, а с другой Черное.Увы, не получилось. Сейчас там идет строительство дороги, везде пыль, куча техники. На саму косу проезд закрыт.Уже дома я прочла, что именно в этом месте Росавтодор собирается строить мост в Крым.
 Не унывая, мы отправились дальше, на мыс Панагия. Вбили координаты в навигатор и успокоились. Оказывается, рано. То ли карты у нас староваты, то ли звезды так расположились, но  гаджет упорно вел нас на сильно охраняемую территорию морского порта, так называемого терминала. Громаднейшее сооружение, работает с 2009 года. Приоритетные направления  нефть, нефтепродукты, сжиженные углеводороды, зерно. Утверждается, что вся эта деятельность только улучшает экологию региона. Но даже не беря в расчет перевалку нефти и безаварийную работу терминала, поблизости от него на рейде ожидали погрузки десятка полтора судов, и не маленьких, т. е. все продукты их жизнедеятельности, будут в воде. Ну да ладно, расспросив работников порта (с трудом найдя среди них местных), добрались, наконец, до вожделенного мыса. Высота его около 30 метров. Знаменит остатками арт-батареи.
 В 1943-1944 года здесь стояла 743-я батарея из 130 мм орудий с погибшего крейсера "Коминтерн"  капитан-лейтенанта С. Ф. Спахова, которая вела огонь по Керченскому полуострову.
Вид с него открывается изумительный, вот только сплошная облачность, его подпортила. Крым мы не увидели. 
От арт-батареи остались еще и  подземные помещения и ходы.
Катя и Ваня, с большим удовольствием и азартом все это изучали, а я снаружи пугала их, тихонько подкрадываясь к не засыпанным амбразурам, и громко говорила "Гав".
 Веселились от души. Недалеко оказался еще один мыс.
 Менее высокий, но  очень фотогеничный. С детства мечтала быть железнодорожным стрелочником. Стоять в ярком жилете с флажком, провожая поезда. Почти получилось.
Вечерело, начали искать место для ночевки. Все осложнялось очень сильным ветром, но Ваня нашел уютную ложбинку, где дуло меньше, да еще и проход к морю нашелся.
Чтобы ребенок не бездельничал, послали на разведку, к воде. Примчалась она оттуда с диким восторгом и карманами набитыми ракушками. Крохотный пляжик был просто усыпан раковинами. Снова провели чудесный вечер, назло погоде. С жареными колбасками и вкуснейшим таманским вином. На следующий день, отправились к последней точке нашего маршрута- Бугазской косе. Это песчаная полоска суши длиной  - 12 км и шириной всего 250-300м, протянувшаяся между Бугазским лиманом и Черным морем.  Это лиман.

А это море, вода и там и там одинаково соленная. Место это облюбовали кайтсёрферы, ну а мы так, просто примазались. 

 Надо сказать что на третий день нашего путешествия колбаски и люля-кебаб, закончились. Голод, конечно, нам не грозил, но душа требовала праздничных блюд. Проезжая очередной раз через Тамань (покружили мы там богато) увидели такой раритет: магазин рыболовецкого колхоза. В нем нам продали свежую рыбку с чудным названием лобань (лобан ) или черная кефаль. Запеченная на решетке, она выше всяких похвал. Разбили лагерь еще в обед. Гуляли.
 Снова собирали раковины, удержаться невозможно, большие красивые.

Наткнуться можно и на мины, наверное, еще с войны.
Но больше радовали, все же  раковины. Видимо-невидимо.
Вообще, конечно, обидно. Море рядом, водичка прозрачная, чистая, но такая холодная. Может, если было бы солнечно, мы и искупались, но в такой холод не рискнули. Жестокие родители, отправили ребенка за водой, ребенок радостно отправился помочить ножки.
Потом долго сушил лапки и чистил обувь песочком.
Пожертвовал собственную бандану на флаг, и лично водрузил его на вершине ближайшего бархана.
Родители тем временем медитировали возле костерка, вдыхая запах поджаривающейся рыбки.
Некоторые взрослые тоже не наигрались ракушками в детстве. Мы и домой привезли килограмма три.
Фотографии, конечно, благостные,  но было холодно, ветрено, а к вечеру начал накрапывать дождь. Моросил всю ночь, и  продолжил утром. Завтракали в палатке. Собирались, под дождем. Вы не представляете сколько песка может налипнуть на одну мокрую палатку! Говорят дождь в дорогу- это хорошо. Добрались домой  довольно быстро, обошлось без краснодарских пробок, и "гаишных" засад.

P.S.Поездка очень понравилась, места красивейшие, но летом я туда не поеду. Кажется что пляжей много, но безопасных не очень. Все эти мысы красивы и есть спуски к воде, но шанс оказаться засыпанным очень велик. Море постоянно подмывает береговую линию. Бугазская коса, место, конечно "культовое" но в сезон там не протолкнуться. Кроме того, как и везде, местные пытаются заработать, беря деньги за въезд на косу. Мы заезжали со стороны Веселовки, ребята попытались взять денежку, говоря что въезд платный. Но мы сказали, что ночевать не будем и вообще, едем в Благовещенку. Они настаивать не стали. Мусора на косе гигантское количество, и не только от туристов, но еще и море много выбрасывает. Туалетов нет, мусорных ящиков нет. А денег хотят, нарушая и морской кодекс и законодательство и решения судов. Горько об этом писать, но это так по-русски, лежать на печи (стоять за шлагбаумом) и быть богатым ничего не делая.

























4 комментария:

  1. Таня, спасибо, прочитала от корки до корки, на одном дыхании))
    По фото и не скажешь, что у вас там холодно... Какие же вы молодцы, мы уже на второй день домой вернулись бы...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да не так уж и холодно было, градусов 13-15, правда ветер, но мы были одеты соответственно, да и машине много времени проводили. А ночью спать было совершенно не холодно. Все-таки это не горы, где зачастую вечером(если без костра) зуб на зуб не попадает.

      Удалить
  2. Татьяна,путешествие замечательное,,,как будто сама побывала...Фотографии,описание ---все хорошо.

    ОтветитьУдалить